Фонд социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью проведенного исследования является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю развития Фонда социального страхования Российской Федерации;
- определить организацию социально страхования;
- проанализировать бюджет ФСС

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ…………………………………….5
Сущность и содержание страхования………………………………...10
Роль страхования в современном обществе………………………….15
ГЛАВА 2.ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ………………...16
2.1.История создания фонда социального страхования в России…………24
2.2.Содержание, функции и организация социального страхования……...29
Глава 3.НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ………………………………………………………….30
3.1. Прогнозная деятельность фонда социального страхования…………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.08 Кб (Скачать файл)

С введением социального  страхования колхозников государство  завершило свои конституционные  обязанности по выполнению социальных обязательств для всех категорий  трудящихся страны, уравняв тружеников села с рабочими и служащими.

20 лет просуществовала  эта система, претерпевая значительные  изменения, и в 1991 г. слилась  с системой государственного  социального страхования рабочих  и служащих.

Совместным Постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации  независимых профсоюзов РСФСР от 25.12.1990 года № 600 «О совершенствовании  управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование  трудящихся РСФСР» с 1 января 1991 года был  образован Фонд социального страхования  Российской Федерации. Управление Фондом было возложено на Совет Федерации  независимых профсоюзов РСФСР (ФНПР).

Этим же постановлением Совету Федерации независимых профсоюзов РСФСР предлагалось в 2-х недельный  срок разработать и утвердить  Положение о Фонде социального  страхования РСФСР.

Однако только 29.05.1991 года совместным постановлением СФНПР, согласованным с Минфином РСФСР  и Министерством юстиции РСФСР, были утверждены «Временное положение  о Фонде социального страхования  РСФСР» и «Временная Инструкция о  порядке начисления, уплаты и расходования средств Фонда социального страхования  РСФСР».

Была создана  структура управления Фондом. Высшим органом стало Правление Фонда  в составе 150 представителей Центральных  и региональных отраслевых комитетов  профсоюзов и Исполнительная дирекция, подотчетная Совету Федерации независимых  профсоюзов России.

Но в регионах в 1991 году ничего не изменилось. При  областных советах профсоюзов или  федерациях профсоюзных организаций (в разных субъектах России объединения  профсоюзов в это время уже  назывались по-разному) как работали ранее, так и продолжали в течение  всего 1991 года работать отделы по государственному социальному страхованию под  управлением профсоюзов.

Вновь началась дезинтеграция  в управлении социальным страхованием. Как у профсоюзов шло деление  на профсоюзные объединения, так  и управление средствами социального  страхования делилось на мелкие отделения  Фонда или даже самостоятельные  Фонды при профсоюзных объединениях.

Правительство Российской Федерации, обеспокоенное складывающейся ситуацией в профсоюзах по управлению средствами социального страхования, вновь начинает процесс осуществления  государственного контроля над Фондом социального страхования Российской Федерации. 4 января 1992 года Правительство  совместно с Советом Федерации  независимых профсоюзов России принимает  Постановление «О совершенствовании  управления Фондом социального страхования  Российской Федерации в 1992 году».

Правление Фонда  было сокращено со 150 человек до 23 и в него было решено ввести 5 представителей от Министерств и Ведомств, а также  от альтернативных профобъединений, не входящих в состав ФНПР.

Постановлением  Фонда социального страхования  Российской Федерации от 13.03.1992 г. № 19 было утверждено «Типовое положение  об отделении Фонда социального  страхования Российской Федерации», согласно которому образовывались отделения  Фонда (региональные, отраслевые, межотраслевые) при советах, федерациях, отраслевых комитетах профсоюзов. Для руководства  отделением Фонда создавались Правление  или координационный совет, которые  избирали Председателя и утверждали по согласованию с Генеральной дирекцией  Фонда социального страхования  Российской Федерации директора  и главного бухгалтера отделения. Правления  и координационные советы формировали  на местах исполнительные органы Фонда.

В качестве исполнительного  органа Фонда была создана Центральная  исполнительная дирекция Фонда.

В начале 1992 года Правительством Российской Федерации намечалась попытка  расширить представительство в  управлении Фондом профобъединений, не входящих в ФНПР, и таким образом  снять или хотя бы смягчить напряжение, возникшее в связи с усилением  роли ФНПР в управлении Фондом социального  страхования РФ. Усиление роли ФНПР приводило к конфликтам и, как  уже говорилось выше, создавались  многочисленные, отдельно взятые Фонды  при альтернативных ФНПР профсоюзах.

8 августа 1992 года  выходит Указ Президента Российской  Федерации «О Фонде социального  страхования Российской Федерации», которым управление Фондом было  передано Совету Министров –  Правительству РФ при участии  общероссийских профсоюзов. Но на  деле еще в течение года  ничего не изменилось.

Окончательно управление средствами государственного социального  страхования было передано Совету Министров  РСФСР – Правительству РСФСР  Указом Президента Российской Федерации  от 28 сентября 1993 года   № 1503.

В 1994г. на основе Фонда  социального страхования РСФСР  был создан Фонд социального страхования  Российской Федерации, деятельность которого регламентируется Постановлением Правительства  РФ от 12 февраля 1994г. N 101 "О Фонде  социального страхования Российской Федерации". Согласно данному нормативному правовому акту Фонд социального  страхования РФ является специализированным финансово - кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат. Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются федеральными законами.

С 1994г. Фонд социального  страхования РФ управляет средствами обязательного социального страхования, которые расходуются на выплату  работникам пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, при усыновлении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности, единовременного  пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия  на погребение либо возмещение стоимости  гарантированного перечня услуг  по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела, оплату дополнительных выходных дней по уходу  за ребенком-инвалидом или инвалидом  с детства в возрасте до 18 лет, а также на оплату путевок на оздоровление детей работников.

В конце 1990-х г.г. взамен ранее существовавших гражданско-правовых институтов возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью работника, которые  не гарантировали возмещение вреда  пострадавшим в случае тяжелого финансового  положения работодателя или его  ликвидации, была создана новая система  обязательного социального страхования  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работа по введению обязательного социального страхования  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  началась еще в 1996г. в соответствии с распоряжением Правительства  РФ от 18.07.1996г. № 1149-р. Указанным распоряжением  был утвержден план подготовительной работы по введению данного вида страхования, а также определено, что ответственным  за разработку федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является Фонд социального  страхования РФ. Фонд начал работу по сбору и анализу полученной от работодателей информации о числе  пострадавших и затратах на возмещение им вреда, чтобы получить необходимые  данные для установления размера  страховых тарифов; проводил работу по предварительной регистрации  страхователей, учету лиц, которым  должно быть предоставлено право  на получение обеспечения по страхованию.

С 2000 года Фонд социального  страхования РФ осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно указанному закону в случае утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, Фондом ему предоставляются  такие виды обеспечения, как единовременная страховая выплата, ежемесячные  страховые выплаты, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

В 2005 году на Фонд социального  страхования РФ возложена работа по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных  категорий граждан из числа ветеранов  протезами, протезно-ортопедическими  изделиями, а также по санаторно-курортному лечению льготных категорий граждан.

С 1 января 2006 года Фонду  социального страхования переданы дополнительные функции по ведению  женщин в период беременности государственными и муниципальными учреждениями в  виде выдачи родового сертификата в  рамках Национального проекта «Здоровье».

С 1 января 2007 года Фонд социального страхования финансирует  пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим гражданам.

Как государственное  социальное внебюджетное учреждение, Оренбургское региональное отделение  Фонда социального страхования  РФ в 2011 году на территории области  осуществляет два вида страхования:

- обязательное социальное  страхования на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством;

- обязательное социальное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний.

С 1 января 2010 года за Фондом социального страхования  закреплены функции по администрированию  страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством. Функции по администрированию  страховых взносов по страхованию  от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Фонд исполнял и ранее.

Выполняет обязательства  государства в области социального  обеспечения отдельных категорий  граждан в части санаторно-курортного лечения и обеспечения техническими средствами реабилитации.

 

2.2.Содержание, функции  и организация социального страхования

Страховая деятельность обусловлена определенными социально-экономическими потребностями общества. Являясь одним из элементов производственных отношений, страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы и других чрезвычайных событий. В случае возникновения ущерба от указанных обстоятельств страхование призвано возместить материальные потери, способствуя восстановлению разрушенных, поврежденных производственных сил, компенсируя вред, причиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества.

Страхование является самостоятельным институтом финансовой системы государства и может быть охарактеризовано как экономическая и правовая категории.

Как экономическая  категория страхование представляет собой систему экономических  отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов. С материальной точки зрения, страхование выступает в виде созданных денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствии и других непредвиденных обстоятельств.

Страхование как  система защиты имущественных интересов  граждан, организации и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.

Создание страховых  фондов имеет целью гарантировать  восстановление нарушенных имущественных  интересов в случае непредвиденных обстоятельств, а также положительное воздействие на укрепление финансов государства, его финансовой системы. Это обусловлено тем, что возмещение ущерба осуществляется, главным образом, из страховых фондов, а не за счет бюджетных средств, а также тем, что страхование является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Страхование как  самостоятельный институт финансовой системы осуществляет следующие основные функции.

Предупредительная функция страхования связана  с возможностью проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей.

Восстановительная (защитная) функция страхования заключается  в том, что в случае наступления  страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы, происходит полное или частичное погашение убытков, понесенных страхователем.

Существование определенных видов страхования позволяет  говорить о существовании сберегательной функции страхования, направленной на сохранение страховых взносов в течение длительного периода времени.

Контрольная функция  страхования проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховые фонды на строго определенные цели, должны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кругом субъектов.

Первоначально страховые  отношения возникали в связи  с различными неблагоприятными явлениями природного характера. По мере развития общества страхование стало распространяться на события, обусловленные производственной деятельностью людей, развитием техники и т.п. Появление наиболее развитых форм страхования, при которых страхователь отделяется от страховщика, возникновение самостоятельных страховых организаций характерны для периода разложения феодализма. Начиная с XIV века страхование выступает как деятельность коммерческих организаций, направленная на извлечение прибыли. Преобладающим становится акционерное страхование.

Акционерные общества осуществляли такие виды страхования, как страхование движимого и недвижимого имущества от огня, транспортное страхование (судов, грузов), страхование от краж со взломом и др. Органы местного самоуправления (земства) проводили земское страхование, распространявшееся преимущественно на сельскую местность. В 1917 г. создается Земский страховой союз.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ