Фонд обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является анализ деятельности ФОМС, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в РФ.
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические основы ОМС;
проанализировать бюджет ФОМС Республики Татарстан (РТ);
выделить основные модели развития системы финансирования здравоохранения;

Файлы: 1 файл

Курсовик ФИНАНСЫ.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

- Закон Российской  Федерации от 28 июня 1991 г. №1499-1 «О  медицинском страховании граждан  в Российской Федерации», в котором раскрываются правовые, экономические и организационные основы ОМС в РФ, определены субъекты медицинского страхования: страхователи, застрахованные, страховые медицинские организации и медицинские учреждения;

- Закон Республики  Татарстан от 20 октября 1993 г. №1991-XII «О медицинском страховании граждан в Республики Татарстан»;

- Бюджет ФОМС РТ, утверждаемый  в форме закона Республики  Татарстан;

- Устав ФОМС РТ, утвержденный  постановлением Кабинета Министров  Республики Татарстан от 19 августа  2004 г. №377. Данный документ регламентирует деятельность ФОМС РТ, определяет задачи, функции, вопросы компетенции органов управления Фонда;

- принятые в соответствии  с вышеуказанными законами Типовые  правила обязательного медицинского  страхования граждан (утверждены  Федеральным фондом ОМС 3 октября 2003 г. №3856/30-3/и) и Правила обязательного медицинского страхования граждан в Республике Татарстан (утверждены постановлением КМ РТ от 10 июня 2005 г. №263);

- Ежегодно принимаемые  постановления Правительства Российской  Федерации, утверждающие Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий год, включая Базовую программу обязательного медицинского страхования;

-  Ежегодно принимаемые  постановления Кабинета Министров  Республики Татарстан, утверждающие Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на соответствующий год, включая Территориальную программу обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.

С целью обеспечения  финансовой устойчивости системы ОМС  ФОМС РТ разрабатывает проект бюджета, сбалансированный по объемам государственных  обязательств по предоставлению населению  бесплатной медицинской помощи в  рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденный в установленном порядке.

Бюджет ФОМС РТ представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, который  формирует вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ и предназначен для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Бюджет ФОМС РТ формируется на основании статей 145-147 Бюджетного Кодекса РФ, статей 52-60 Главы 7 Бюджетного Кодекса РТ.

При составлении проекта  бюджета территориального фонда в обязательном порядке должно обеспечиваться соблюдение следующих основных принципов:

- соответствие доходов  и расходов (сбалансированность  бюджета);

- полнота отражения доходов  и расходов бюджета;

-достоверность бюджета  (наличие источников доходов, определенных в соответствии с законодательством РФ);

- принцип адресности  и целевого характера средств  ОМС (соответствие расходов основным  задачам и функциям территориального  фонда, определенным законодательством  РФ);

- эффективность и экономность  использования денежных средств ОМС.

В проекте Закона о  бюджете ФОМС РТ должны содержаться  основные характеристики бюджета. К  основным характеристикам бюджета  относятся общий объем доходов  бюджета, общий объем расходов бюджета  и дефицит бюджета [22].

Основной программой ОМС является Базовая программа обязательного медицинского страхования, являющаяся составной частью Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, которая разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Советом Министров РФ [7]. Базовая программа, включает: первичную медико-санитарную, специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, предусматривающую также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством РФ. Медицинская помощь в рамках базовой программы предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами ОМС.

Программа государственных  гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории РТ содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств ФОМС, перечень медицинских организаций, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи в них.

На основе Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают территориальные программы ОМС, включающие в себя территориальные программы ОМС, источники поступлений и направления расходования средств фонда. Например, исполнение Порядка оплаты медицинской помощи, оказываемой гражданам по Территориальной программе ОМС РТ, ежегодно утверждается постановлением Кабинета Министров РТ «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан». Программа определяет виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам РТ бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств ОМС, средств бюджетов всех уровней.

В Программе государственных  гарантий определены виды бесплатной медицинской помощи, источники финансирования медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования Программы и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь.

Таким образом, правовые основы деятельности ФОМС РТ регламентируется широким спектром законодательных  и нормативных документов, основными  из которых являются Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ; федеральные законы; законы Республики Татарстан; постановления Правительства РФ; постановления Кабинета Министров РТ и ведомственные нормативные акты.

 

3. Анализ бюджетов Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан

 

Формирование доходной части бюджета ТФОМС осуществляется за счет [22]:

- единого социального налога, зачисляемого в территориальные фонды ОМС (до 01.01.2010 г.);

- единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе:

- единый налог, распределяемый  по уровням бюджетной системы  РФ;

- единый налог на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

- единый сельскохозяйственный  налог, в том числе:

- единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый организациями;

- единый сельскохозяйственный  налог, уплачиваемый крестьянскими  (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными  предпринимателями;

- страховых взносов на ОМС неработающего населения, уплачиваемых в ТФОМС органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления;

- недоимки, пени и штрафов по страховым взносам на ОМС неработающего населения;

- недоимки, пени и штрафов по обязательным поступлениям в ТФОМС;

- прочих поступлений в ТФОМС.

Доходы бюджета ФОМС РТ утверждаются в бюджете Фонда на очередной финансовый год.

Рассмотрим состав и  структуру доходов ФОМС РТ за 2008-2009 года, которые представлены в таблице 3.1.

 

 

 

 

Таблица 3.1

Состав и структура  доходов Фонда обязательного  медицинского страхования Республики Татарстан за 2008-2009 годы и на 2010 год

 

Доходы ФОМС РТ

2008 год

2009 год

2010 год (план)

сумма 
тыс. руб.

уд. вес в %

сумма 
тыс. руб.

уд. вес в %

сумма 
тыс. руб.

уд. вес в %

Всего доходов, в том числе:

16 727 242,1

100,0

17 704 612,6

100,0

18 409 711,9

100,0

Единый социальный налог

3 522 154,7

21,0

3 418 072,1

19,0

Страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет ТФОМС

-

-

3 640 000,0

19,8

Налоги на совокупный доход

235 389,8

1,4

214 939,1

1,2

220 920,0

1,2

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным  платежам

12 183,1

0,1

28 083,1

0,2

7 000,0

0

Прочие неналоговые доходы

111 979,5

0,7

157 394,1

0,8

147 290,0

0,8

Безвозмездные поступления

8 908 527,5

53,3

9 890 530,5

55,8

10 316 134,9

56,0

Средства бюджетов субъектов РФ, передаваемые бюджетам ТФОМС на ОМС неработающего населения

3 938 219,7

23,5

4 071 954,5

23,0

4 078 367,0

22,2


 

 

Из таблицы 3.1 видно, что в 2008-2009 годах и плановом 2010 году наибольший удельный вес в структуре доходов приходится на доходы в виде безвозмездных поступлений, в том числе и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а наименьшая доля на неналоговые доходы и на задолженность по отмененным налогам и сборам, которые не достигают даже 1 %. Удельный вес налога на совокупный доход в 2008 году составил 1,4%, а в 2009-2010 гг. наблюдается снижение данного вида дохода до 1,2% от общего объема доходов.   Доля безвозмездных поступлений в доходах в 2008 году составила 53,3 %, а в последующие годы этот показатель растет, что можно наглядно увидеть на рисунке 3.1.

Рис. 3.1. Динамика доходных источников бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2008-2009 год и плановый 2010 год

 

 

Согласно рисунку 3.1, в 2010 году по сравнению с 2008 годом идет увеличение доли безвозмездных поступлений с 53,3 % до 56,0 %.

Анализируя структуру  доходной части бюджета ФОМС РТ за 2008-2009 год и плановый 2010 год, можно сделать следующие выводы:

- общая сумма доходов   с 2008 года по 2009 год увеличилась с 16,7 млрд. руб.  до 17,7 млрд. руб. – на 1 млрд. руб. (на 6%),

- наблюдается сокращение  доли единого социального налога  с 21% в 2008 году до 19% в 2009,

- удельный вес страховых  взносов из бюджета субъекта РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения сократился с 2006 года по 2008  на 0,5%,

- наблюдается увеличение  доли безвозмездных поступлений с 53,3 %до 55,8 %.

В соответствии с Бюджетным кодексом РТ от 29 мая 2004 г. N 35-ЗРТ с 1 января 2011 года проект бюджета ФОМС РТ составляется и утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и плановый период).

22 ноября 2010 в парламенте РТ состоялось заседание Комитета по бюджету, налогам и финансам, члены комитета рассмотрели поправки к проекту закона «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов». Правительственные поправки, в частности, направлены на увеличение доходной части бюджета ОМС за счет дотаций из федерального ОМС. Предлагается увеличить межбюджетные трансферты, направляемые республиканским бюджетом на одноканальное финансирование медицинских учреждений в доход ФОМС в размере 225 млн. рублей. Все поправки были поддержаны комитетом. Законопроект был рекомендован для рассмотрения парламентом во втором чтении.

На первое чтение комитет  направил проект закона «О внесении изменений  в Закон Республики Татарстан  «О бюджете Фонда обязательного  медицинского страхования Республики Татарстан на 2010 год».

Внесение изменений  в бюджет фонда планируется с учетом дополнительных поступлений из бюджета Федерального ФОМС, поступлений от работодателей в части единого социального налога и средств бюджета РТ на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также уменьшением поступлений из республиканского бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов на реализацию одноканального финансирования медицинских учреждений республики через систему обязательного медицинского страхования. В целом от утвержденного бюджета проект Закона предполагает увеличение доходов на общую сумму 195,9 млн. рублей.

В целом можно сказать, что общая сумма доходов бюджета ФОМС РТ растет за счет роста безвозмездных перечислений из Федерального ФОМС и перечислений из бюджета субъекта и бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Основными доходными  источниками являются часть единого  социального налога, перечисляемого работодателями, и страховые платежи  на неработающее население.

Доля единого социального  налога, зачисляемая в ФОМС РТ, перечисляется плательщиками в установленных законодательством РФ размерах по отношению к выплатам и иным вознаграждениям, начисленным по трудовым и гражданско-правовым договорам.

Часть 2 «Единый социальный налог» Главы 24 Налогового кодекса  РФ с 01.01.2010 г. утратила свою силу, ставка взносов в Фонды ОМС, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в 2010г. остается на уровне единого социального налога – 3.1 %. Организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, производящие выплаты в пользу физических лиц, перечисляют 1,1% от начисленных сумм выплат и вознаграждений в Федеральный фонд ОМС и 2 % в территориальный фонд ОМС от выплат в пользу работников. С 01.01.2012г. – тариф страховых взносов в Федеральный ФОМС составит 3,1%, а территориальный ФОМС 2,0%, а с 01.01.2012г. 5,1% и 0% соответственно.

Страховые взносы на ОМС  неработающего населения производится правительством РТ с учетом территориальной  программы ОМС в пределах средств, предусмотренных в бюджете РТ на здравоохранение.

Значительный объем  в формировании доходов ФОМС РТ занимают безвозмездные перечисления в виде дотаций и субсидий из Федерального фонда ОМС.

Дотации и субсидии ФОМС РТ из Федерального фонда ОМС за 2008-2010 года представлены в таблице 3.2.

Информация о работе Фонд обязательного медицинского страхования