Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа

Описание работы

Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;

Файлы: 1 файл

КР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

Простая экстраполяция динамики измерения  количества малых предприятий и  численности занятых в этом секторе  экономики наметившихся в 1996-1998 гг., количество предприятий в секторе  МП может упасть к концу 1999 г. до 645 тыс.(что возвращает этот показатель к уровню 1 квартала 1993 г.), а численность работающих на них сократится до 6,4 млн. человек (уровень середины 1992 г.). В период до 1994 г. рост числа занятых в МП опережал рост количества высвобождаемых работников в других секторах экономики. В настоящее время сектор МП уже не в состоянии поглотить большую часть безработного населения. Это требует внесения существенных корректив в государственную политику по отношению к МП.

Официальные статистические данные, несмотря на их неполноту и недостаточную  сопоставимость, позволяют проследить тенденции изменения отраслевой структуры малых предприятий.

Практически во всех основных группах  малых предприятий не наблюдается  резких колебаний по их удельному  весу в секторе МП, однако учитывая общее снижение количества предприятий  можно прийти к заключению об общем  снижении деловой активности в секторе  МП, наметившемся в 1996-1998 гг. Настораживает  тот факт, что не наблюдается тенденций  к росту удельного веса и количества малых предприятий, специализирующихся на производственной деятельности. Так, в 1994 г, чуть менее половины (46,7%) малых предприятий действовали в сфере торговли и общественного питания, 14,2% - в промышленности, 13,8% - в строительстве, около 6% специализировались на общей коммерческой деятельности по обслуживанию рынка, приблизительно столько же - на науке и научном обслуживании. В некоторых секторах экономики (торговля, бытовые услуги, строительство, коммерческая деятельность) на долю малых предприятий и численности занятых от всех действующих в стране.

В целом за период с 1991 по 1993 г. доля промышленных предприятий в общем  количестве малых предприятий сократилась  с 14,1 до 10,9% (в 1994 г. и в 1 квартале 1995 г. она вновь достигла уровня 1991 г.), строительных - с 19,4 до 10,6% (в 1994 г. она  вновь несколько возросла до 13,8%, а в 1996 года увеличилась до 16,4%). Относительная стабильность малых предприятий в торговле и общественном питании (на уровне 46-49%, а также рост удельного веса предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка (с 2,7 до 5,8%), имели место вплоть до 1994 г.

Однако в начале 1995 г. в связи со снижением доходности и ограничением платежеспособного спроса зафиксировано быстрое сокращение абсолютного числа малых торговых и посреднических предприятий (на 14,6%), особенно в крупных городах, где наблюдается концентрация предприятий этого вида деятельности. Единственной отраслью, где не было абсолютного снижения числа малых предприятий, в 1997 г. было строительство (число малых предприятий в нем выросло на 10%).

В силу нестабильности положения в  российской экономике и законодательстве значительная часть малых предприятий  диверсифицирует свою деятельность и, по существу, является многопрофильными предприятиями. Это существенно  повышает их устойчивость на рынке  за счет внутрифирменного перераспределения  ресурсов и работы в различных  сегментах рынка. Кроме того, переход  от специализации к многопрофильности объясняется желанием малых фирм проводить оперативную переориентацию деятельности в связи с изменением конъюнктуры рынка и стремлением получать наибольшую прибыль, а также макроэкономическими факторами: политической нестабильностью, изменениями в законодательстве, не отвечающими жизненным потребностям предпринимательства. Отсутствие официальных статистических данных по диверсификации в секторе МП в определенной мере могут восполнить результаты социологических исследований.

По данным опросов, средний уровень  диверсификации по выборке составил 65% предприятий, при этом 32% из опрошенных дополнительно к основной деятельности занялись коммерческой деятельностью, сократив производственную. Причем число случаев смены профиля "от производства к торговле" почти в 2 раза превышает количество случаев от "торговли к производству", тогда как 5,3% предприятий вовсе отказались от производственной деятельности. Хотя сектор МП вобрал в себя более инициативную часть квалифицированных работников из всех отраслей народного хозяйства, но складывающаяся в стране ситуация выталкивает их в сферу торгово-посреднической деятельности. Динамика и соотношение показателей диверсификации и переспециализации у предприятий выборки вполне согласуются с циклическими закономерностями рыночного механизма структурных сдвигов. Очевидно, что качественный перелом наступил в 1993-1994 гг. и характеризуется наступлением спада развития сектора МП. Таким образом, нарастающая тенденция к изменению профиля деятельности малых предприятий объективно отражает наступление тяжелого периода в развитии сектора МП, когда малые предприятия стремятся сконцентрировать все свои ресурсы на наиболее рентабельных и стратегически важных для выживаемости направлений деятельности, а именно на торговле и посредничестве.

К настоящему времени сложилась  ситуация, когда в основных производящих сферах деятельности МП (строительство, промышленность, наука и научное  обслуживание) сосредоточилось 61,4% всех занятых в секторе МП. В торговле, общественном питании, общекоммерческой и других отраслях и других отраслях деятельности занято 38,6% от численности постоянно занятых в секторе МП. При этом необходимо понимать, что за этими данными скрывается еще тот факт, что практической коммерческой деятельностью занимается множество работников, которые по официальной статистике отнесены в производственную сферу деятельности. Кроме того, по экспертным данным, к работе в секторе МП дополнительно привлекается на условиях неполной занятости и по трудовым соглашениям значительное количество работников, которые составляют около 80% от штатного состава, числящегося в официальных данных.

С 1991 по 1999 г. количество постоянно  работающих в малом бизнесе изменилось следующим образом:

  • в строительстве возросло в 1,32 раза, достигнув 2,4 млн. чел;
  • в промышленности возросло в 1,29 раза, достигнув 2,38 млн. чел;
  • в науке и научном обслуживании возросло в 1,7 раза, достигнув примерно 220 тыс. чел;
  • в торговле и общественном питании возросло в 1,74 раза, достигнув примерно 1,93 млн. чел.;
  • в общекоммерческой деятельности возросло в 8,4 раза, достигнув 330 тыс. чел.;
  • в других видах деятельности возросло в 1,61 раза, достигнув 840 тыс. чел.

В промышленности и научной деятельности средний размер малого предприятия  снизился более чем в двое (с 48,5 до 18,7 чел. и с 11 до 3.9 чел. соответственно), а в общей коммерческой деятельности он несколько увеличился (с 5,4 до 5,8 чел.). В отраслевом разрезе наиболее крупными продолжают оставаться малые предприятия в строительстве (21,3 чел.) и промышленности (18,7 чел.), в то время как в других отраслях средняя численность занятых в 1994 г. не превышает 4-7 чел. Однако следует отметить, что в общей коммерческой и научной деятельности наиболее велика доля работников, привлекаемых на условиях совместительства и по договорам подряда и не учитываемых в показателе численности постоянно работающих на МП.

Рассматривая экономические результаты деятельности сектора МП, затруднительно дать отчет о динамике таких результатов  в связи с инфляционными процессами и недостаточной достоверностью и сопоставимостью официальных  данных из различных источников. Для  минимизации искажающих факторов оценки предлагается рассмотреть результаты деятельности МП

Если рассматривать финансовые результаты деятельности малых предприятий, то наиболее прибыльными (отношение  прибыли к валовому доходу от реализации продукции, работ, услуг) были общая  коммерческая деятельность (27,1%) и научная  деятельность (26,7%), в то время как  в промышленности этот показатель составил 10,4%.

Высокой прибыльностью объясняется  более энергичное развитие малых  предприятий в отраслях общекоммерческой деятельности по обслуживанию рынка, что обусловлено состоянием рыночной конъюнктуры, высокими темпами инфляции, краткосрочным характером кредитования, отсутствием необходимости осуществления инвестиционных затрат и использования производственных площадей, быстрым оборотом капитала и высокой нормой прибыли при осуществлении торгово-посреднических операций. Следует также учесть, что практически все малые предприятия вынуждены заниматься торговой деятельностью в качестве вторичной и это не всегда учитывается официальной статистикой. Сопоставляя приведенные на рис. 1.4.8. данные по объему валового дохода, распределению прибыли и их процентному соотношению (прибыль/валовой доход), можно сразу отметить, что в нынешней ситуации промышленное производство сектора МП находится в самом невыгодном положении. Подтверждением этого тезиса служит то, что на долю занятых общей коммерческой деятельностью (5,8 %) приходится свыше 10% совокупного фонда оплаты труда по малым предприятиям; в промышленности это соотношение значительно ниже.

Анализируя другие показатели деятельности сектора МП, можно указать, что  в торговле на долю малых предприятий  приходится 55% объема реализации, в  бытовом обслуживании населения - 68% объема услуг, в строительстве - более трети подрядных работ. Это позволяет сделать вывод о том, что малые предприятия обладают достаточным начальным потенциалом, чтобы приступить к оздоровлению рыночных отношений в некоторых специфичных для МП сферах деятельности, заметно потеснив традиционных конкурентов в лице крупных предприятий различных форм собственности. В качестве одного из показателей роста значения предпринимательского сектора в экономике и повышения самостоятельной деловой активности граждан можно указать снижение удельного веса оплаты труда в структуре доходов населения и значительное увеличение доли доходов от предпринимательской и иной самостоятельной экономической деятельности.

Малый бизнес в силу своей специфики  имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия строят свою деятельность, исходя прежде всего из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов именно малый бизнес должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Вместе с тем малые предприятия развиваются в различных регионах России весьма не равномерно, что показывает влияние негативных факторов на развитие сектора МП в крупнейших территориально-экономических комплексах страны Абсолютным лидером по количеству малых предприятий и темпами их роста является г. Москва, где зарегистрировано более 20% от общего количества малых предприятий России.

 

Таблица 5.2.

Распределение малых предприятий  по основным регионам страны

Наименование

регионов

тыс. ед.

Количество предприятий

1998 г. 1999 г.

% к итогу

Темпы роста/ снижения(%)

% к итогу

тыс. ед.

Российская

Федерация

896,9

100

836,2

100

93,2

Северный

регион

26,4

2,9

24,8

3,0

93,9

Северо-Западный

регион

78,6

8,8

76,5

9,1

97,3

Центральный

регион

269,6

30,1

267,3

32,0

99,1

г. Москва

159,4

17,8

167,8

20,1

105,3

Волго-Вятский

регион

26,6

2,9

23,7

2,9

89,1

Центрально-

черноземный регион

26,9

3,0

21,8

2,7

81,0

Поволжский

регион

88,4

9,9

77,7

9,3

87,9

Северо-Кавказский

регион

79,5

8,9

83,4

10,0

104,9

Уральский регион

101,5

11,3

92,4

11,0

91,2

Западно-Сибирский

регион

100,9

11,2

86,3

10,3

85,5

Восточно-Сибирский регион

45,0

5,1

40,3

4,8

89,6

Дальневосточный

регион

47,7

5,3

37,4

4,5

78,4


В структуре московских малых предприятий  по сравнению с общероссийскими  показателями значительно преобладают  предприятия науки и научного обслуживания (13% от общего числа МП в Москве и 36,5% всех предприятий данного  профиля в России). Предприятия  общекоммерческой деятельности по обслуживанию рынка составляют 18%, в то время как торговля и общественное питание не превышают 20% от общего числа зарегистрированных в Москве предприятий.

В таком крупном городе, как Санкт-Петербург, количество малых предприятий существенно  меньше и составляет около 63 тыс. При  этом сохраняется высокий удельный вес предприятий промышленности (20%), строительства (20%), науки (12%) и относительно меньший удельный вес торговли и  общественного питания (20%), что характерно и для целого ряда других регионов России. Значительное количество малых предприятий в настоящее время (действует в Московской области (более 40 тыс.), в Краснодарском крае (почти 29 тыс.), Тюменской области (около 27 тыс.).

В то же время в ряде регионов, например, в Псковской, Костромской, Орловской, Смоленской, Тамбовской областях, Республике Марий Эл, Мордовии, Калмыкии, Карачаево-Черкессии, Туве количество малых предприятий  не превышает 2-3 тысяч.

На региональном уровне в впервые за последние пять лет также наблюдается абсолютное сокращение количества малых предприятий и, что особенно настораживает, численности занятых в малом бизнесе преимущественно за счет ликвидации и перепрофилирования промышленных предприятий, а также уменьшения количества малых предприятий торговли.

В целом 1997 г. характеризуется усилением  дифференциации регионов по основным показателям социально-экономического развития. Спад производства в отдельных из них (Ивановская, Псковская, Ярославская области, Чувашия и др.) более чем в 10 раз превышает общероссийский показатель. Как правило эти регионы характеризуются высоким уровнем безработицы (более 10%), что усиливает значимость мер по созданию новых рабочих мест, прежде всего в сфере малого бизнеса.

Неравномерна и концентрация трудовых ресурсов в сфере малого бизнеса. Например, в Центральном районе на малых предприятиях занято около 30% (более 2,2 млн. чел.) от общей численности работающих в этом секторе в России. Отдельные регионы существенно различаются и по показателям эффективности деятельности малых предприятий. Так, средняя заработная плата работников малых предприятий колеблется от 130-150 тыс. руб. в Воронежской, Московской, Саратовской областях, Мордовии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии до 500-600 тыс. руб. в Дагестане, Якутии, Тюменской, Камчатской, Сахалинской областях. Удельный вес убыточно работающих малых предприятий в их общем количестве в ряде регионов (Архангельская, Смоленская, Читинская, Амурская , Магаданская, Сахалинская области, Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Алтай, Бурятия, Тува, Якутия) достигает 40% (хотя в определенной степени показатели уровня заработной платы и убыточности малых предприятий объясняются стремлением избежать чрезмерного налогообложения).

Информация о работе Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства