Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа
Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
Малый бизнес, или малое предпринимательство
представляет самый многочисленный
слой мелких собственников, которые
в силу своей массовости в значительной
мере определяют социально-экономический
и отчасти политический уровень
развития страны. По своему уровню жизни
и социальному положению они
принадлежат к большинству
В мировой хозяйственной системе,
по данным ООН, малые и средние
предприятия (далее МСП) являются работодателями
почти для 50% трудового населения
всего мира, при этом объем производства
в сфере МСП в различных
странах составляет от 33 до 66% национального
продукта. Кроме того, сектор МП более
динамично создает новые
Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество, в целом. не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо“ любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и циркулируется основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость и массовый
охват практически всех сфер внутреннего
рынка страны обеспечивают устойчивость
развития экономики и способствуют
стабильности политического климата.
Владельцы МП, с одной стороны,
являются мелкими собственниками и
объединены едиными корпоративными
интересами в отношении собственности
с крупным и средним капиталом.
С другой стороны, представителей МП
отличает то, что их условия жизни
и деятельности, а также положение
активного производителя и
Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, , причем крупные предприятия не подавляют там малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах.
Крупное производство в большей
степени ориентируется на массовый,
относительно однородный спрос, выпуск
больших партий стандартной продукции.
Малые предприятия успешно
МП - вполне самостоятельная и наиболее
типичная форма организации
Малые предприятия способствуют преодолению
монополизма в экономике, развитию
конкуренции, внедрению достижений
науки и техники в
Следует отметить, что малые предприятия более гибко реагируют на изменение потребительского спроса, могут использовать местные источники сырья, отходы крупного производства, полнее учитывать региональные потребности, создают благоприятные предпосылки для трудоустройства всех групп населения, обслуживания индивидуальных заказчиков.
Развитие сети малых предприятий позволит избежать социальной напряженности в обществе, создаст реальную основу развития малых и средних городов России.
И еще один важный фактор в пользу малого бизнеса: небольшие размеры производства благоприятствуют нормализации экологической обстановки в регионах.
Немаловажным является и то, что на малых предприятиях устанавливаются неформальные отношения в трудовом коллективе, проще подобрать психологически совместимых работников, люди реально ощущают свою причастность к управлению предприятием, теснее связь оплаты труда с его результатами.
Сектор МП наиболее динамично осваивает
новые виды продукции и экономические
ниши, развивается в отраслях, непривлекательных
для крупного бизнеса и т. п. Важнейшими
особенностями МП являются способность
к ускоренному освоению инвестиций
и высокая оборачиваемость
Сравнительное состояние малого и среднего предпринимательства в некоторых странах приведено в таблице 5.1.
Таблица 5.1.
Страны |
Количество МПС (тыс.) |
Количество МПС на 1000 жителей |
Занято в МПС (млн. чел.) |
Доля МПС в общей численности занятых (%). |
Доля МПС в ВВП (%). |
Великобритания |
2630 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-54 |
Италия |
3920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
74,2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49,6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
836,2 |
5,65 |
8,1 |
9,6 |
10-11 |
В западных странах созданы механизмы
стимулирования рисковых инициатив, активной
поддержки организации и
В США все федеральные ведомства и 12 агентств по развитию малого бизнеса с бюджетом более 100 млн. долларов обязаны передавать 1,25% финансовых ресурсов для обеспечения деятельности мелких исследовательских компаний.
Развитие малого предпринимательства
оказывает позитивное влияние на
состояние рынка труда в
Малые предприятия должны сыграть существенную роль в импортозамещении товаров. Так, по данным Госкомстата за 9 месяцев 1995 г., в ресурсах розничного товарооборота импорт занимает 53%. Когда речь идет о малоконкурентной продукции (электроника, автомобили и др.), то понятна такая открытость экономики, но когда импортируются в таких масштабах одежда, парфюмерия, продукты питания, техника, технологии (не всегда самые прогрессивные), то естественно, возникает вопрос о защите отечественных товаропроизводителей.
Малые предприятия могут производить конкурентоспособную продукцию, если им в должной мере создать льготные условия, улучшить инвестиционный климат.
Роль малого бизнеса состоит
и в смягчении социальной напряженности,
поскольку малое
Цель создания предприятия малого
и среднего бизнеса на данном этапе
- преодоление спада
Основными приоритетными направлениями деятельности малого предпринимательства являются:
- интенсификация поисковых и
прикладных научно-
- ускорение внедрения
- производство продукции,
- изучение потребительского
- рекламные, издательские, посреднические работы и услуги;
- выпуск товаров народного
- мелкосерийное производство
- консультативная деятельность;
- организация эффективного
- гибкое использование местных трудовых ресурсов;
- решение экологических проблем.
Подводя итоги можно сделать выводы, что малые предприятия:
1) способствуют структурной
2) они апробируют
3) они выполняют важную
4) способствуют лучшему
5) они более мобильны, чем крупные
предприятия, и значительно
6) при организации малого
Информация о работе Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства