Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа

Описание работы

Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;

Файлы: 1 файл

КР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

Малый бизнес, или малое предпринимательство  представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние  предприятия (далее МСП) являются работодателями почти для 50% трудового населения  всего мира, при этом объем производства в сфере МСП в различных  странах составляет от 33 до 66% национального  продукта. Кроме того, сектор МП более  динамично создает новые рабочие  места. так, например, в США за период 1976-90 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих мест, а сектор МП за тот же период создал 4,1 млн. новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране.

Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом  любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество, в целом. не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо“ любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и циркулируется основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего  рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы МП, с одной стороны, являются мелкими собственниками и  объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности  с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей МП отличает то, что их условия жизни  и деятельности, а также положение  активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке  понуждают их в повседневной жизни  к упрочению связей со своими постоянными  и потенциальными клиентами из различных  социальных групп. Все изложенное и  определяет общественное поведение  представителей МП, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.

Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах  с развитой экономикой состоит в  том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В  развитых странах культивируется принцип  кооперирования крупных и малых  предприятий, , причем крупные предприятия не подавляют там малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах.

Крупное производство в большей  степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют  на небольших рыночных сегментах. Если крупные формы предпринимательства  способствуют повышению общехозяйственной  эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые  придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным  и техническим сдвигам.

МП - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической  жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте ранка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты МП являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование МП на изменение условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т. д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако, характерное для МП совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам.

Малые предприятия способствуют преодолению  монополизма в экономике, развитию конкуренции, внедрению достижений науки и техники в производство. Для этих предприятий характерен короткий инвестиционный цикл.

Следует отметить, что малые предприятия  более гибко реагируют на изменение  потребительского спроса, могут использовать местные источники сырья, отходы крупного производства, полнее учитывать  региональные потребности, создают  благоприятные предпосылки для  трудоустройства всех групп населения, обслуживания индивидуальных заказчиков.

Развитие сети малых предприятий  позволит избежать социальной напряженности  в обществе, создаст реальную основу развития малых и средних городов  России.

И еще один важный фактор в пользу малого бизнеса: небольшие размеры  производства благоприятствуют нормализации экологической обстановки в регионах.

Немаловажным является и то, что  на малых предприятиях устанавливаются  неформальные отношения в трудовом коллективе, проще подобрать психологически совместимых работников, люди реально  ощущают свою причастность к управлению предприятием, теснее связь оплаты труда с его результатами.

Сектор МП наиболее динамично осваивает  новые виды продукции и экономические  ниши, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса и т. п. Важнейшими особенностями МП являются способность  к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных  средств. Еще одной характерной  чертой МП является активная инновационная  деятельность, способствующая ускоренному  развитию различных отраслей хозяйства  во всех секторах экономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе  МП в два раза превышает аналогичный  показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора МП дают возможность совершить  энергичный рывок в социально-экономическом  развитии и позволяют накопить в  короткий период средства для устойчивого  развития других отраслей хозяйства  страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

Сравнительное состояние малого и  среднего предпринимательства в  некоторых странах приведено  в таблице 5.1.

Таблица 5.1.

Страны

Количество

МПС (тыс.)

Количество МПС на 1000 жителей

Занято в МПС

(млн. чел.)

Доля МПС в общей численности занятых (%).

Доля МПС в ВВП (%).

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны  ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

836,2

5,65

8,1

9,6

10-11


В западных странах созданы механизмы  стимулирования рисковых инициатив, активной поддержки организации и деятельности рискового (венчурного) предпринимательства. Венчурные предприятия активно  разрабатывают и доводят до стадии промышленного образца большинство  нововведений. Подсчитано, что на решение  таких задач малые фирмы затрачивают  примерно в 4 раза меньше времени, чем  крупные предприятия, правительство  выделяет на эти цели большие субсидии. По данным министерства научных исследований и технологий Германии, доля расходов в НИОКР в обороте (сумме продажи) в 1987 г. составила: на предприятиях с  числом занятых до 100 человек - 6,1%; от 100 до 500 - 3,2%; от 500 до 1000 - 2,4%; от 1000 до 10000 - 2,6% и свыше 10000 человек - 4,8%. Таким образом, наиболее высокая доля расходов на НИОКР - на мелких предприятиях. Подобное соотношение существует и при распределении ассигнований на НИОКР в расчете на одного занятого. На предприятиях с числом занятых до 100 человек они превышают 10 тыс. марок, а с числом занятых от 500 до 1000 - вдвое меньше.

В США все федеральные ведомства  и 12 агентств по развитию малого бизнеса  с бюджетом более 100 млн. долларов обязаны  передавать 1,25% финансовых ресурсов для  обеспечения деятельности мелких исследовательских  компаний.

Развитие малого предпринимательства  оказывает позитивное влияние на состояние рынка труда в результате создания новых рабочих мест, увеличения за счет этого спроса на рабочую  силу. Малый бизнес открывает вакансии для лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда - молодежи, женщин с  детьми, пенсионеров, инвалидов. Занятость  на малых предприятиях дает населению  источник к существованию. По мере стабилизации экономики рост спроса на труд в малом бизнесе будет более устойчивым.

Малые предприятия должны сыграть  существенную роль в импортозамещении товаров. Так, по данным Госкомстата за 9 месяцев 1995 г., в ресурсах розничного товарооборота импорт занимает 53%. Когда речь идет о малоконкурентной продукции (электроника, автомобили и др.), то понятна такая открытость экономики, но когда импортируются в таких масштабах одежда, парфюмерия, продукты питания, техника, технологии (не всегда самые прогрессивные), то естественно, возникает вопрос о защите отечественных товаропроизводителей.

Малые предприятия могут производить  конкурентоспособную продукцию, если им в должной мере создать льготные условия, улучшить инвестиционный климат.

Роль малого бизнеса состоит  и в смягчении социальной напряженности, поскольку малое предпринимательство  является основой формирования “среднего  класса”, следовательно, ослаблению присущей рыночной экономике тенденции к  социальной дифференциации. В настоящее  время децильный коэффициент в России 1:20, а в странах с развитой рыночной экономикой - 1:8. Во многом это определено недооценкой развития малого предпринимательства в условиях рынка.

Цель создания предприятия малого и среднего бизнеса на данном этапе - преодоление спада производства, стабилизация экономики и создание предпосылок для успешного подъема  в дальнейшем.

Основными приоритетными направлениями  деятельности малого предпринимательства  являются:

- интенсификация поисковых и  прикладных научно-исследовательских,  опытно-конструкторских, проектных  и технологических исследований  и разработок (инновационные фирмы  и др.);

- ускорение внедрения достижений  науки и техники в практику (внедренческие фирмы);

- производство продукции, проведение  работ и оказание услуг в  области повышенного риска;

- изучение потребительского спроса, работы и услуги по маркетингу;

- рекламные, издательские, посреднические  работы и услуги;

- выпуск товаров народного потребления,  оказание платных услуг населению,  направленных на удовлетворение  потребительского спроса населения  в дефицитных товарах и услугах;

- мелкосерийное производство продукции  производственно-технического назначения, в том числе на экспорт;

- консультативная деятельность;

- организация эффективного использования  материальных ресурсов и отходов  производства;

- гибкое использование местных  трудовых ресурсов;

- решение экологических проблем.

Подводя итоги можно сделать  выводы, что малые предприятия:

1) способствуют структурной перестройки  экономики, преодолению монополизма  производителей;

2) они апробируют конкурентоспособность  продукции на рынке, мобильнее  и с наименьшими затратами  осваивают новые технологии;

3) они выполняют важную социальную  функцию - обеспечивают занятость  населения, создавая дополнительные  рабочие места, формируют “средний  класс”, широкие слои собственников  и предпринимателей;

4) способствуют лучшему использованию  ресурсов,, отходов производства;

5) они более мобильны, чем крупные  предприятия, и значительно легче  адаптируются к условиям новых  рынков сбыта продукции;

6) при организации малого бизнеса  отсутствует необходимость в  крупном первоначальном капитале, обеспечивается высокая скорость  оборота капитала.

Информация о работе Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства