Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа
Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
Сегодня можно смело говорить об успехах и преимуществах развития малого бизнеса (МБ) в рыночной экономике. В настоящее время удельный вес продукции МБ в валовом национальном продукте (ВНП) достиг в США 50 %, Германии - 48%, Японии – 55-65%.
Но чтобы говорить о его роли и значении в экономическом развитии любого государства необходимо определить - что относится к малому бизнесу и каковы его критерии.
В странах Западной Европы к малому бизнесу относятся коммерческие предприятия с численностью работающих до 200 человек, в Польше, Италии, Финляндии – до 100 человек, в США – до 500 чел.(1-25чел., 25-49чел., 50-99чел.,100-499чел.).
Российское законодательство под субъектами малого предпринимательства понимает (Закон РФ от 14.06.95г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Ст.3):
“Коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает:
· в промышленности, строительстве, на транспорте 100 чел.
· в сельском хозяйстве, научно-технической сфере 60 чел.
· в оптовой торговле и др. видов деятельности 50 чел.
· в розничной торговле и бытовом обслуживании 30 чел.
Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Средняя за отчетный период численность
работников малого предприятия определяется
с учетом всех его работников, в
том числе работающих по договорам
гражданско-правового
В условиях ужесточения конкуренции
и связанной с этим необходимостью
быстрого реагирования на изменяющийся
спрос, растущей безработицы, созданием
конкурентной среды и государственной
антимонопольной политики малый
бизнес получил некоторые
Например, в послевоенный период МБ в США дал около 50 % всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо технического прогресса в настоящее время. Из 61-го крупного открытия XX века 48 были сделаны в малых и средних фирмах
Продукция и услуги малого бизнеса, как правило, не худшего качества, а себестоимость производства ниже, чем у крупного. МП способствуют изменению технологий и структуры отдельных отраслей в перспективные и быстроразвивающиеся. Тем самым увеличиваются поступления в государственный бюджет.
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.
В то же время субъектам малого
предпринимательства
Как показывает опыт, большинство
неудач малых фирм связано с менеджерской
неопытностью или профессиональной
некомпетентностью
В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:
нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта. Другими причинами банкротств малых фирм являются:
По данным, приведенным фирмой «Дан энд Брэдст-рит», коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23 — конкуренция, в 16 — слишком большие эксплуатационные расходы. Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудности в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны с их неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.
Практика деятельности американских
малых фирм свидетельствует о
том, что наличия одного предпринимательского
опыта и хватки недостаточно. В
современном малом бизнесе
Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.
На неудачах малого бизнеса сказывается
невысокая квалификация предпринимателей.
Предприниматели, уже накопившие опыт
ведения дел в маленьких
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
Малое предпринимательство можно
рассматривать как школу новых
личностных взаимоотношений, полигон
для испытания методов и
Таким
образом, МБ имеет определенную специфику,
а его эффективное
Тем не менее, интерес к малому бизнесу не ослабевает, т.к. большинство вновь образованных предприятий являются малыми.
По данным Госкомстата России, в стране зарегистрировано почти 880 тысяч малых предприятий. Из которых. 42% приходится на сферу торговли и общественного питания, 17% - на строительство. 16% - на промышленность.
Малый бизнес создает сегодня около 20% внутреннего валового продукта.
По мнению специалистов результаты малых предприятий в России тогда будут ощутимы, когда их количество достигнет 2 млн. и при занятости 15 млн. человек. Тогда доля предпринимательства в создании внутреннего валового продукта будет составлять 25%, а на 1 тысячу населения будет приходиться 20-25 малых предприятий (сейчас – 7).
В первые годы проведения экономических
реформ в Советском Союзе, а затем
и в Российской Федерации, несмотря
на объективные трудности
На негосударственных малых
предприятиях работают около 90% занятых
в МП, в то время как в целом
по России доля населения, занятого в
негосударственном секторе
млн. человек. Кроме того, зарегистрировано около 2 млн. индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица.
Абсолютный и относительный рост малого бизнеса на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных монопольных предприятий в 1991-1993 гг. свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого бизнеса, желании и возможности достаточно широкого слоя населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность. Даже в этих тяжелых условиях в секторе МП в 1 квартале 1995 года было произведено порядка 10% ВВП страны, при этом капиталоотдача была примерно в 2 раза выше, чем в целом по экономике (1,35 рубля на один рубль капиталовложений против 0,73 рубля в целом по экономике).
Проводимая правительством России
политика умеренно жесткой финансовой
стабилизации до определенного момента
не была препятствием для развития
малых предприятий. Однако постепенное
ухудшение экономической
Еще более кардинальные структурные
изменения ныне происходят в экономике
России, поэтому дальнейшее расширение
сектора МП может в определенной
мере снизить уровень безработицы
и социальной напряженности, особенно
в регионах с неудовлетворительной
хозяйственной инфраструктурой. Осложнение
социально-экономического положения
в стране проявляется как в
растущей численности общей безработицы,
так и в забастовочном
В настоящее время на долю постоянно
занятых в секторе МП приходится
не более 13% от общей суммы численности
экономически активного населения
(без учета вторичной
Информация о работе Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства