Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа

Описание работы

Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;

Файлы: 1 файл

КР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

Сегодня можно смело говорить об успехах  и преимуществах развития малого бизнеса (МБ) в рыночной экономике. В  настоящее время удельный вес  продукции МБ в валовом национальном продукте (ВНП) достиг в США 50 %, Германии - 48%, Японии – 55-65%.

Но  чтобы говорить о его роли и  значении в экономическом развитии любого государства необходимо определить - что относится к малому бизнесу и каковы его критерии.

В странах Западной Европы к малому бизнесу относятся коммерческие предприятия с численностью работающих до 200 человек, в Польше, Италии, Финляндии  – до 100 человек, в США – до 500 чел.(1-25чел., 25-49чел., 50-99чел.,100-499чел.).

Российское законодательство под  субъектами малого предпринимательства понимает (Закон РФ от 14.06.95г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Ст.3):

“Коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает:

· в промышленности, строительстве, на транспорте 100 чел.

· в сельском хозяйстве, научно-технической  сфере 60 чел.

· в оптовой торговле и др. видов  деятельности 50 чел.

· в розничной торговле и бытовом  обслуживании 30 чел.

Физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Средняя за отчетный период численность  работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в  том числе работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом реально  отработанного времени, а также  работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

В условиях ужесточения конкуренции  и связанной с этим необходимостью быстрого реагирования на изменяющийся спрос, растущей безработицы, созданием  конкурентной среды и государственной  антимонопольной политики малый  бизнес получил некоторые преимущества, что в конечном счете способствовало его развитию.

Например, в послевоенный период МБ в США  дал около 50 % всех нововведений и  большинство новейших технологий, которые  определяют лицо технического прогресса  в настоящее время. Из 61-го крупного открытия XX века 48 были сделаны в  малых и средних фирмах

Продукция и услуги малого бизнеса, как правило, не худшего качества, а себестоимость  производства ниже, чем у крупного. МП способствуют изменению технологий и структуры отдельных отраслей в перспективные и быстроразвивающиеся. Тем самым увеличиваются поступления в государственный бюджет.

Субъекты малого предпринимательства  как субъекты рыночной экономики  имеют как преимущества, так и  недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны  и определенные недостатки, среди  которых следует выделить самые  существенные: более высок уровень  риска, поэтому высокая степень  неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий  хозяйствования; трудности в привлечении  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах  в среде малых бизнесменов  США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

  • некомпетентность;
  • несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и  в товариществах, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта. Другими причинами банкротств малых фирм являются:

  • запущенность бизнеса;
  • плохое здоровье или вредные привычки;
  • катастрофы, пожары, воровство и т. д.;
  • мошенничество.

По данным, приведенным фирмой «Дан энд Брэдст-рит», коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23 — конкуренция, в 16 — слишком большие эксплуатационные расходы. Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудности в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны с их неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о  том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В  современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает  о коммерции. Нередко владелец малой  фирмы имеет слишком мало опыта  в управлении специфическими структурами  бизнеса.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго  существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто  меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы  малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые  предприниматели, которые много  работают, но в то же время не переходят  в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается  невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует  не один человек, а предпринимательская  команда состоит из двух, трех или  четырех лиц, шансы на выживание  выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к  ним составляют основу стратегии  малого бизнеса.

Малое предпринимательство можно  рассматривать как школу новых  личностных взаимоотношений, полигон  для испытания методов и принципов  предпринимательства будущего

Таким образом, МБ имеет определенную специфику, а его эффективное функционирование требует поддержки, в первую очередь, со стороны государства.

Тем не менее, интерес к малому бизнесу  не ослабевает, т.к. большинство вновь  образованных предприятий являются малыми.

По  данным Госкомстата России, в стране зарегистрировано почти 880 тысяч малых  предприятий. Из которых. 42% приходится на сферу торговли и общественного питания, 17% - на строительство. 16% - на промышленность.

Малый бизнес создает сегодня около 20% внутреннего валового продукта.

По  мнению специалистов результаты малых предприятий в России тогда будут ощутимы, когда их количество достигнет 2 млн. и при занятости 15 млн. человек. Тогда доля предпринимательства в создании внутреннего валового продукта будет составлять 25%, а на 1 тысячу населения будет приходиться 20-25 малых предприятий (сейчас – 7).

В первые годы проведения экономических  реформ в Советском Союзе, а затем  и в Российской Федерации, несмотря на объективные трудности переходного  периода, происходило быстрое развитие частного сектора экономики, сопровождавшееся бурным ростом численности малых  предприятий. Если в конце 80-х годов  общее количество самостоятельных  предприятий в Советском Союзе  не превышало 40 тысяч и все они находились в государственной собственности, то в 1994 году их количество по официальным статистическим данным, достигло почти 900 тысяч, причем около 80% предприятий являлись малыми частными фирмами.

На негосударственных малых  предприятиях работают около 90% занятых  в МП, в то время как в целом  по России доля населения, занятого в  негосударственном секторе экономики, не превышает 60%. Численность занятых  в сфере МП превысила 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости  общая численность занятых в  МП на 1997 г. составила 15,2

млн. человек. Кроме того, зарегистрировано около 2 млн. индивидуальных предпринимателей, действующих без образования  юридического лица.

Абсолютный и относительный  рост малого бизнеса на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных монопольных  предприятий в 1991-1993 гг. свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого бизнеса, желании и возможности достаточно широкого слоя населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность. Даже в этих тяжелых условиях в секторе МП в 1 квартале 1995 года было произведено порядка 10% ВВП страны, при этом капиталоотдача была примерно в 2 раза выше, чем в целом по экономике (1,35 рубля на один рубль капиталовложений против 0,73 рубля в целом по экономике).

Проводимая правительством России политика умеренно жесткой финансовой стабилизации до определенного момента  не была препятствием для развития малых предприятий. Однако постепенное  ухудшение экономической ситуации особенно сильно отразилось на секторе  МП. Начиная с 1993-1994 гг. темпы роста  количества малых предприятий начали снижаться, а в 1995 г. их абсолютное количество сократилось. Так, по оценке Госкомстата  России, темпы роста количества малых  предприятий в 1992 г. составили 209%, а  в 1994 г. - 103,7%. В 1 квартале 1995 г. впервые  наблюдается абсолютное сокращение количества малых предприятий (с 896,9 до 836,2 тыс., или на 7%). Сектор МП в России пока еще не играет весомой роли в национальной экономике, которая имеет место в экономически развитых странах (см. табл. 5.1) и не развивается достаточно энергично для того, чтобы обеспечивать динамичное наращивание собственного потенциала наряду с общим улучшением экономической ситуации в стране. В этой связи уместно отметить, что весьма быстрыми темпами идет развитие малого сектора экономики в странах Центральной и Восточной Европы, так же как и Россия находящихся на стадии экономической трансформации и перехода к рынку. Например, количество малых фирм в Польше уже превысило 2 млн. (без учета крестьянских хозяйств), что позволяет создавать новые рабочие места и в значительной мере снижает социальную напряженность в стране, связанную со структурными изменениями в экономике, влекущими за собой повышение безработицы.

Еще более кардинальные структурные  изменения ныне происходят в экономике  России, поэтому дальнейшее расширение сектора МП может в определенной мере снизить уровень безработицы  и социальной напряженности, особенно в регионах с неудовлетворительной хозяйственной инфраструктурой. Осложнение социально-экономического положения  в стране проявляется как в  растущей численности общей безработицы, так и в забастовочном движении. По данным Госкомстата в 1997 г. забастовки происходили на 9366 предприятиях и общие потери рабочего времени составили 1867 тыс. человеко-дней. В этих условиях сектор МП выполняет стабилизирующую социально-экономическую роль, обеспечивает постоянной работой и заработком множество людей, теряющих работу в результате реструктуризации экономики.

В настоящее время на долю постоянно  занятых в секторе МП приходится не более 13% от общей суммы численности  экономически активного населения (без учета вторичной занятости). Особую тревогу вызывает тот факт, что в 1996 году в первые наблюдается абсолютное сокращение численности занятых в малом бизнесе с 8,63 млн. чел. до 8,48 млн. чел. Эта тенденция еще более усилилась в 1998 г., когда численность работников МП упала до 8,1 млн. чел. (на 4,4%) (данные Госкомстата за 1998 г).

Информация о работе Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства