Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа
Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства: действующее российское законодательство и зарубежный опыт.
Федеральный
Закон “О государственной поддержке
малого предпринимательства в
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица”.
В зарубежных странах критерии определения малого предприятия различны:
Великобритания - малое предприятие должно соответствовать двум из трех следующих критериев:
- оборот не более 2,3 млн ЭКЮ;
- активы не более 1,5 млн ЭКЮ;
- средняя численность занятых
до 50 чел. (применяются также более
конкретные отраслевые
Германия - официальное определение малого предприятия отсутствует,
Обычно малое и среднее
- не более 500 занятых;
- не свыше 50 млн. ЭКЮ годового оборота.
Греция
- годовой оборот за последние 3 года не свыше 1,3 млн. ЭКЮ;
- среднее количество занятых за последние 3 года не свыше 50 человек;
- собственник участвует в
Европейское Сообщество (ЕС)
- количество занятых до 50 чел.;
- годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
- сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.
Италия
- количество занятых менее 300 чел.;
- капитал не более 9,5 млн. ЭКЮ;
- предприятие не является
США
- управляются независимыми
- не занимают доминирующего положения на рынке.
Франция
законодательно закреплено для ремесленных предприятий:
- не более 10 наемных работников;
- не более 5 членов семьи, участвующих в деле.
Используется также общее
Япония
Деятельность |
Уставный фонд |
Численность |
Обрабатывающая промышленность и транспорт |
до 100 млн. йен |
до 300 чел. |
Оптовая торговля |
до 30 млн. йен |
до 100 чел. |
Розничная торговля и сфера услуг |
до 10 мл. йен |
до 50 чел. |
В настоящее время почти треть населения России так или иначе связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий - это несколько миллионов, реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредотачиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали свободный выбор, предпочтя самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой риск работе по найму.
Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как:
- рынок капитала (сейчас он находится
в зачаточном состоянии,
- рынок труда (в России он
существует, но характеризуется
значительными региональными и
структурными диспропорциями
- рынок инвестиционных товаров,
включая землю и иные объекты
недвижимости (он законодательно
не отрегулирован, слабо
При этом имеется в виду не просто
признание необходимости
На тенденции развития малого бизнеса оказывают непосредственное влияние негативная динамика основных макроэкономических показателей, продолжение спада производства. К числу основных макроэкономических факторов следует отнести:
- ограниченность внутреннего
- вялую инвестиционную
- неконкурентоспособность
Состояние товарного рынка в Российской Федерации, на котором действуют субъекты малого предпринимательства, существенным образом отличается от экономически развитых стран. Развитые рыночные отношения характеризуют преобладающее влияние спроса и быструю реакция на него, приоритет частной собственности, деятельность законодательства и традиции соблюдения договорных отношений, минимальная криминализация, развитость рыночной инфраструктуры, информационная открытость и общественный контроль, финансовая стабильность, доступность факторов производства, географическая интегрированность в национальном и наднациональном масштабе.
Совершенно иная ситуация наблюдается в российской экономике переходного периода: ограниченность внутреннего спроса при сильном давлении зарубежных производителей и недостаточность ресурсов для перестройки производства; неурегулированность отношений собственности, фрагментарность и противоречивость законодательства; значительная криминализация и теневой оборот; хронические неплатежи, неразвитость инфраструктуры и товаропроизводящей сети; недостоверность информации о конъюнктуре рынка, продавцах, покупателях, ценах; слабая финансово-кредитная система; монополизация факторов производства и каналов движения товаров; недобросовестная конкуренция; “регионализация” рынка вследствие роста транспортных издержек и недостаточного развития инфраструктуры.
В целом внешняя среда для
малого предпринимательства становится
все более неблагоприятной. Происходит
активный процесс концентрации производства
и капитала наряду с установлением
финансового, имущественного и управленческого
контроля за ранее самостоятельными
предприятиями со стороны финансово-промышленных
групп и более крупных
5.1.1. Роль малого
Экономические реформы, проводимые в
России, потребовали пересмотра всей
инфраструктуры экономики и механизма,
влияющего на нее. Это, прежде всего,
приватизация и демонополизация
крупных предприятий-
Эффективность рыночных отношений, степень их развития тесно связаны с процессом создания и развития предприятий малого и среднего бизнеса.
Малое предпринимательство (МП) - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малые предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
Малый бизнес в нашей стране как
самостоятельное общественно-
Наибольшее развитие в России малое предпринимательство получило в 1992-94 гг. Но без реальной поддержки уже в конце 1994 года сбои стал давать бизнес в производственной сфере. Подразделения. выделенные из крупного производства, не получая поддержки, не сумели развивать производство, иногда по причине разрыва технологической цепочки, иногда - из-за спада производства на крупных предприятиях.
Самостоятельно созданные
Обострение проблемы выживания
и развития малых предприятий
в России обусловлено действием
объективных внешних условий (кризисное
экономическое положение в
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах. предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от из размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый кооперативный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их проведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем, предпринимательство, в целом, весьма неоднородно, каждая их этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим,. политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес, в основном, определяет
экономическую и техническую
мощь страны. В целях самосохранения
и развития он тяготеет к интеграции,
поглощая или контролируя более
мелких партнеров, с одной стороны,
а с другой стороны - объединяясь
в международные структуры, теряя
частично свою независимость и подпадая
под влияние более сильных
партнеров. При этом, руководствуясь
ситуацией на международном рынке
и выполняя волю более сильных
партнеров, крупный капитал становится
орудием экспансии
Средний бизнес, в большей мере,
зависит в своей деятельности
от внутренней экономической конъюнктуры
и вынужден вести конкурентную борьбу
внутри своей группы, а также с
крупным отечественным и
Информация о работе Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства