Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа

Описание работы

Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;

Файлы: 1 файл

КР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

Сущность  и критерии определения субъектов  малого предпринимательства: действующее  российское законодательство и зарубежный опыт.

 

Федеральный Закон “О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства  как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица”.

В зарубежных странах критерии определения  малого предприятия различны:

Великобритания - малое предприятие должно соответствовать двум из трех следующих критериев:

- оборот не более 2,3 млн ЭКЮ;

- активы не более 1,5 млн ЭКЮ;

- средняя численность занятых  до 50 чел. (применяются также более  конкретные отраслевые показатели, оборота (а в грузоперевозках  - количество автомобилей).

Германия - официальное определение малого предприятия отсутствует,

Обычно малое и среднее предприятие:

- не более 500 занятых;

- не свыше 50 млн. ЭКЮ годового  оборота.

Греция

- годовой оборот за последние  3 года не свыше 1,3 млн. ЭКЮ;

- среднее количество занятых  за последние 3 года не свыше 50 человек;

- собственник участвует в управлении  предприятием.

Европейское Сообщество (ЕС)

- количество занятых до 50 чел.;

- годовой оборот менее 4 млн.  ЭКЮ;

- сумма баланса менее 2 млн.  ЭКЮ.

Италия

- количество занятых менее 300 чел.;

- капитал не более 9,5 млн. ЭКЮ;

- предприятие не является дочерним  и не входит в группу. (Для  ремесленных предприятий - частная  фирма с числом занятости не  более 20 чел.)

США

- управляются независимыми собственниками;

- не занимают доминирующего  положения на рынке.

Франция

законодательно закреплено для  ремесленных предприятий:

- не более 10 наемных работников;

- не более 5 членов семьи, участвующих  в деле.

Используется также общее определение  малых и средних предприятий  ЕС.

Япония

Деятельность

Уставный фонд

Численность

Обрабатывающая промышленность и  транспорт

до 100 млн. йен

до 300 чел.

Оптовая торговля

до 30 млн. йен

до 100 чел.

Розничная торговля и сфера услуг

до 10 мл. йен

до 50 чел.


В настоящее время почти треть  населения России так или иначе связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий - это несколько миллионов, реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредотачиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали свободный выбор, предпочтя самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой риск работе по найму.

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое  во многом зависит от эффективности  методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких  как:

- рынок капитала (сейчас он находится  в зачаточном состоянии, ограничен  по набору используемых финансовых  и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и серьезно  искажен инфляционными процессами  и зависимостью от колебаний  валютных курсов и общеэкономической  конъюнктуры);

- рынок труда (в России он  существует, но характеризуется  значительными региональными и  структурными диспропорциями спроса  и предложения);

- рынок инвестиционных товаров,  включая землю и иные объекты  недвижимости (он законодательно  не отрегулирован, слабо ориентирован  на потребности малого бизнеса,  монополизирован и в значительной  степени коррумпирован).

При этом имеется в виду не просто признание необходимости существования  в России этих рынков и наличие  соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность  доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной  информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

На тенденции развития малого бизнеса  оказывают непосредственное влияние  негативная динамика основных макроэкономических показателей, продолжение спада  производства. К числу основных макроэкономических факторов следует отнести:

- ограниченность внутреннего спроса  и наличие кризиса сбыта на  внутреннем рынке в связи с  недостатком свободных финансовых  средств предприятий и падением  реальных доходов населения;

- вялую инвестиционную активность, отсутствие перетока средств из финансового в реальный сектор экономики, ужесточение требований к обеспечению кредитов со стороны финансовых организаций (даже при сравнительно низких по отношению к 1993-34 гг. процентных ставках), крайне низкую эффективность инвестиций;

- неконкурентоспособность продукции  отечественного производства в  условиях растущего давления  со стороны импортных товаров.

Состояние товарного рынка в  Российской Федерации, на котором действуют  субъекты малого предпринимательства, существенным образом отличается от экономически развитых стран. Развитые рыночные отношения характеризуют  преобладающее влияние спроса и  быструю реакция на него, приоритет  частной собственности, деятельность законодательства и традиции соблюдения договорных отношений, минимальная  криминализация, развитость рыночной инфраструктуры, информационная открытость и общественный контроль, финансовая стабильность, доступность факторов производства, географическая интегрированность  в национальном и наднациональном  масштабе.

Совершенно иная ситуация наблюдается  в российской экономике переходного  периода: ограниченность внутреннего  спроса при сильном давлении зарубежных производителей и недостаточность  ресурсов для перестройки производства; неурегулированность отношений собственности, фрагментарность и противоречивость законодательства; значительная криминализация и теневой оборот; хронические неплатежи, неразвитость инфраструктуры и товаропроизводящей сети; недостоверность информации о конъюнктуре рынка, продавцах, покупателях, ценах; слабая финансово-кредитная система; монополизация факторов производства и каналов движения товаров; недобросовестная конкуренция; “регионализация” рынка вследствие роста транспортных издержек и недостаточного развития инфраструктуры.

В целом внешняя среда для  малого предпринимательства становится все более неблагоприятной. Происходит активный процесс концентрации производства и капитала наряду с установлением  финансового, имущественного и управленческого  контроля за ранее самостоятельными предприятиями со стороны финансово-промышленных групп и более крупных компаний.

5.1.1. Роль малого предпринимательства  в экономике

Экономические реформы, проводимые в  России, потребовали пересмотра всей инфраструктуры экономики и механизма, влияющего на нее. Это, прежде всего, приватизация и демонополизация  крупных предприятий-монополистов, развитие конкуренции, инфраструктуры финансового, страхового, фондового  рынка, сети оптовой и розничной  торговли, транспорта, связи и сферы  услуг.

Эффективность рыночных отношений, степень  их развития тесно связаны с процессом  создания и развития предприятий  малого и среднего бизнеса.

Малое предпринимательство (МП) - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малые предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

Малый бизнес в нашей стране как  самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление  существует менее 10 лет. Начало процессе самоопределения предпринимателей как общественного слоя положили решения по развитию системы научно-технического творчества молодежи, разрешение индивидуально-трудовой и кооперативной деятельности во второй половине восьмидесятых годов.

Наибольшее развитие в России малое  предпринимательство получило в 1992-94 гг. Но без реальной поддержки уже  в конце 1994 года сбои стал давать бизнес в производственной сфере. Подразделения. выделенные из крупного производства, не получая поддержки, не сумели развивать производство, иногда по причине разрыва технологической цепочки, иногда - из-за спада производства на крупных предприятиях.

Самостоятельно созданные предприятия  столкнулись с резким повышением цен на энергоносители, топливо, материалы, с отсутствием инвестиций в развитие производства. Инновационное предпринимательство  также не получило инвестиций и разных форм поддержки.

Обострение проблемы выживания  и развития малых предприятий  в России обусловлено действием  объективных внешних условий (кризисное  экономическое положение в стране, неразвитость законодательства, несовершенство государственной поддержки МП, нестабильность финансовых и товарных рынков, отсутствие инвестиций и ограниченность доступа  к производственным и финансовым ресурсам, взаимные неплатежи, криминализация общества и др.) и внутренних факторов (слабость малых предприятий, недостаточность  их финансового, технического, кадрового, управленческого потенциала, низкая конкурентоспособность продукции).

Понимание роли малого предпринимательства  требует ясного представления о  том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений  предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных  форм собственности и различных  секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах. предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от из размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый кооперативный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их проведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем, предпринимательство, в целом, весьма неоднородно, каждая их этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим,. политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес, в основном, определяет экономическую и техническую  мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более  мелких партнеров, с одной стороны, а с другой стороны - объединяясь  в международные структуры, теряя  частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных  партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке  и выполняя волю более сильных  партнеров, крупный капитал становится орудием экспансии международных  предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определенных условиях такая зависимость приводит к  интернационализации интересов  крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Средний бизнес, в большей мере, зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры  и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с  крупным отечественным и иностранным  капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в  защите на внутреннем рынке путем  проведения протекционистской государственной  экономический политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Информация о работе Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства