Современное состояние малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:
исследование сущности малого предпринимательства;
определение особенности малого предпринимательства в России;
анализ тенденций развития малого предпринимательства;
рассмотрение критерий выделения малых предприятий;
выявление проблем развития малого предпринимательства в стране и определение путей их решения.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны....................................................................................................5
1.1. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике страны.5
1.2. Характеристика малого предпринимательства и необходимость
его развития в стране...........................................................................................10
1.3. Специфика малого предпринимательства и его влияние
на развитие экономической деятельности..........................................................21
Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства Российской Федерации.........................................................................................27
2.1. Динамика развития малого предпринимательства в экономике России..27
2.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России....................33
2.3. Перспективы развития и программа поддержки
малого предпринимательства в России..............................................................40
Заключение............................................................................................................45
Список использованной литературы............

Файлы: 1 файл

rre.docx

— 94.97 Кб (Скачать файл)

Главное, чего следует избегать в практике применения специальных  налоговых режимов, - это использование  заложенных в законодательстве возможностей искусственного расчленения крупного бизнеса на мелкие предприятия. Важнейшим направлением регулирования деятельности малых предприятий должно быть стимулирование инновационного процесса. Для малых предприятий, функционирующих в рамках режима упрощенной системы налогообложения, такое стимулирование предусмотрено, в частности, в виде списания стоимости приобретенных основных средств и нематериальных активов в момент постановки их на учет, то есть в виде отмены существующего для всех иных налогоплательщиков механизма списания стоимости основных средств и нематериальных активов через амортизационные отчисления.

Еще одно существенное нововведение для налогоплательщиков по упрощенной системе налогообложения – возможность  списания расходов на формирование Российского  фонда технологического развития, а  также иных отраслевых и межотраслевых  фондов финансирования НИОКР полностью, в размере фактических затрат, тогда как при общем режиме налогообложения такие расходы  нормируются (с 1 января 2008г. не более 1,5% расходов налогоплательщиков).

Однако круг плательщиков по данному режиму довольно узок. Представляется целесообразным отменить для налогоплательщиков в рамках режима упрощенной системы налогообложения, для которых в качестве объекта налогообложения выступают доходы за минусом расходов, льготу, предусматривающую освобождение их от обязанности плательщиков налога на добавленную стоимость. Государственная поддержка малого предпринимательства связана и с упрощением учета и отчетности на его предприятиях.22

 

 

Заключение

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса в России, было выяснено следующее: малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться. А также  создавать атмосферу конкуренции  и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика  невозможна.

При переходе к рыночной экономике у России возникло множество  проблем, а именно: недостаточность  начального капитала и собственных  оборотных средств; трудности с  получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности  с получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и  личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др. Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит  в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий  малого предпринимательства. Деятельность субъектов малого предпринимательства  во многом зависит от действий федеральных  органов исполнительной власти. Без  специальных мер государственной  поддержки развитие малого предпринимательства  невозможно. Однако государственная  поддержка малого предпринимательства  сдерживается макроэкономическими  условиями.

К главным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, можно отнести:

  1. несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
  2. неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
  3. ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
  4. организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;
  5. административные барьеры на пути развития малого предпринимательства;
  6. несовершенная система налогообложения.

Для решения данных проблем  необходимо:

  1. совершенствование нормативно-правовых актов в сфере налогообложения, государственного контроля и использования государственной собственности;
  2. создание новых схем работы с кредитно-финансовыми организациями, предусматривающих содействие реструктуризации банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов;
  3. обеспечение гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, предусматривающих организацию национальной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса и их экономическую защиту;
  4. участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд и инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета развития Российской федерации.

Тем не менее, отечественный  малый бизнес имеет перспективы  развития. В России в последнее  время проводится много программ по поддержке и развитию малого сектора  экономики. В настоящее время  существуют различные формы финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятия, информационное обеспечение, подготовкам кадров.

Для поддержки малого бизнеса  создана разветвленная инфраструктура, включающая: банки, страховые, лизинговые, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, аудиторские  фирмы, арбитражные суды, технопарки, бизнес – инкубаторы, производственно - технологические и учебные центры и т.д. Новым направлением банковского  кредитования является пользование  проектного кредитования малого предпринимательства, в основе которого заложена идея финансирования инновационных проектов за счет полученных доходов в будущем.

Как ведущий сектор рыночной экономики предприятия малого бизнеса  определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального  продукта, благодаря чему абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряют деятельность малого бизнеса. Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой во всех развитых странах. Данный факт подтверждает, что малый  бизнес как новая форма организации  общественно необходимого труда  отвечает социально-экономическим  интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как  для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного  производства дополнительный труд, который  создает новые ценности, приумножает  национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство  является источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Анискин Ю.П. Управление персоналом малого предприятия. – М.: Маркетинг,2002. – 191с.
  2. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192с.
  3. Бабаева Л.В «Малый бизнес в России»- М.: «Наука»», 2003. – 183с.
  4. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. – М.:НВЦ «Маркетинг», 1999г. – 104с.
  5. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. – М.: Дашков и Ко, 2003. – 356с.
  6. Бусыгин А.В. Предпринимательство: начальный курс. М., 1992. –с.608.
  7. Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. В кн. Механизмы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. – М., 2007. – 328с.
  8. Власов И.П. Кредитование малого бизнеса: перспективы развития Финансы и кредит. – 2009. - №3. – С.62-67.
  9. Власов И.П. Государственная поддержка малого бизнеса //Финансы и кредит. – 2008. – №9. – С.20-27.
  10. Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. – М., 2008. –с.53.
  11. Горфинкель В.Н., Швандар С.М., Кудряков Н.И., Курс предпринимательства, Москва, 2001. – 718с.
  12. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б. Предпринимательство: Учебник для вузов 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 735с.
  13. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002. –144с.
  14. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001. – 336с.
  15. Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы//Федеральная газета № 1-2 февраль 2007. – C.43-47.
  16. Кавеев Х. Роль и место малых предприятий в экономике РФ //Власть. - 2008. - №8. – С.35-39.
  17. Картуесов А.И Два сценария кредитования малого бизнеса //Банковское дело. - 2008. - №9. – С.66-69.
  18. Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Павлова Л.П. Финансы предприятия: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 447с.
  19. Кретов С.И. Предпринимательство: Сущность, директивы и перспективы. М. -: Знание, 1992. – 64с.
  20. Крылова Е.Б Малое предпринимательство и занятость населения Проблемы прогнозирования. - 2009. - №1. – С.30-33.
  21. Крюков С.П О новых тенденциях в кредитовании малого бизнеса Финансы. - 2009. - №2. – С.19-23.
  22. Лапуста. М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:ИНФРА – М, 2002. – 784с.
  23. Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике РФ на малый бизнес Финансовая газета. – 2009. - №6. – С.14–17.
  24. Малис Н.И. Налоговый аспект государственной поддержки малого бизнеса //Финансы и кредит. – 2008. - №6 – С.41-45.
  25. Малый бизнес России – состояние, проблемы и перспективы, Аналитический обзор, 2008.
  26. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. Пособие для вузов / Под. Ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандвра. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 243с.
  27. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, оганизация, финансы: Учеб. Пособие для вузов. – 2-е изд., Бизнес – пресса, 1999. – 607с.
  28. Российский статистический ежегодник. 2008. Стат. Сб. – М.: Госкомстат России. - 2008.
  29. Сабельников М.А. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства //Вопросы статистики. -2008. - №12. – С.21-23.
  30. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперова А.М Оценка уровня развития малого предпринимательства в России. - М.: НИСИПП.
  31. Сергеев И.В., Волошина А.Н Налогообложение малых предприятий.//Финансы и статистика. - 2008. - №2. – С.54-55.
  32. Сидорчук Р.Р Некоторые проблемы малого бизнеса //Эко. – 2009. - №1. – С.174-187.
  33. Шуткин А.С. Единый налог для малых предприятий: иллюзия или реальность.//Финансы. - 2008. - №6. – С.23-28.

 

 

1 Бабаева Л.В «Малый бизнес в России»- М.: «Наука»», 2003. – С. 24

2 Кретов С.И. Предпринимательство: Сущность, директивы и перспективы. М. -: Знание, 1992. – С. 87.

3 Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С.10.

4 Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С.35.

5 Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 24.

6 Сабельников М.А. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства //Вопросы статистики.    -2008. - №12. – С.21.

7 Колчина Н.В, Поляк Г.Б, Павлова Л.П. Финансы предприятия: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.                 - М.: ЮНИТИ, 2001. – С.29.

8 Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б. Предпринимательство: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.123.

9 Лапуста. М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп.                      – М.:ИНФРА – М, 2002 – С.31.

10 Бусыгин А.В. Предпринимательство: начальный курс. М., 1992. – С.28.

11 Анискин Ю.П. Управление персоналом малого предприятия. – М.: Маркетинг, 2002. – С.43.

12 Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. – М.:Дашков и Ко, 2003. – С.32.

13 Составлена автором по данным: Сайдуллаевым Ф.С., Шестоперовым А.М Оценка уровня развития малого предпринимательства в России. - М.: НИСИПП, 2009.

14 Составлена автором по данным: Сайдуллаевым Ф.С., Шестоперовым А.М Оценка уровня развития малого предпринимательства в России. - М.: НИСИПП, 2009.

15 Составлена автором по данным: Сайдуллаевым Ф.С., Шестоперовым А.М Оценка уровня развития малого предпринимательства в России. - М.: НИСИПП, 2009.

16 Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. – М., 2002. – С.55.

17 Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. – М., 2002. –С.53.

18 Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса //ЭКО. - 2009. - №1. – С.174.

19 Литвак Е. Влияние кризисных явлении в экономике Российской Федерации на малый бизнес //Финансовая газета. – 2009. - №6. – С.14.

20 Малис Н.И Налоговый аспект государственной поддержки малого бизнеса //Финансы и кредит. - 2008.                –№6. С.41

21 Сергеев И.В., Волошина А.Н Налогообложение малых предприятий.//Финансы и статистика. - 2008. - №2. – С.54.

22 Крюков.С.П. О новых тенденциях в кредитовании малого бизнеса //Финансы. - 2009. - №2. – С.19.

 


Информация о работе Современное состояние малого предпринимательства в РФ