Современное состояние государственного кредита РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучение экономического содержания, функций и форм государственного кредита;
2) оценка государственного кредита в России в современных условиях.
3) изучение проблем государственного кредита и путей их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита……………………………………………………………………………5
1.1Сущность и значение государственного кредита…………………………..5
1.2Функции государственного кредита………………………………………...9
1.3Формы государственного кредита…………………………………………..12
Глава 2. Государственный кредит РФ в современных условиях……………..16
2.1 Основные тенденции развития государственного кредита в РФ…………16
2.2 Основные направления долговой политики РФ на 2013-2015 годы…….20
2.3 Структура и динамика государственного долга РФ………………………23
2.4 Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса……………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

современное состояние государственного кредита рф.docx

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Институт экономики и финансов

Кафедра «Общественных финансов и кредитования »

 

Курсовая работа

по дисциплине «Управление финансовыми активами и обязательствами государства»

на тему «Современное состояние государственного кредита РФ»

 

 

Выполнила студентка 4 курса, 2 группы «Финансы и кредит»

Мельситова И.А.

 

Проверила к.э.н., доцент

Ревзон О.А.

 

 

Москва 2014г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита……………………………………………………………………………5

1.1Сущность и значение  государственного кредита…………………………..5

1.2Функции государственного  кредита………………………………………...9

1.3Формы государственного  кредита…………………………………………..12

Глава 2. Государственный кредит РФ в современных условиях……………..16

2.1 Основные тенденции  развития государственного кредита  в РФ…………16

2.2 Основные направления  долговой политики РФ на 2013-2015 годы…….20

2.3 Структура и динамика  государственного долга РФ………………………23

2.4 Стратегия управления  государственным долгом в условиях  мирового финансового кризиса……………………………………………………………26

Заключение…………………………………………………………………….....32

Список использованной литературы…………………………………………...34

Приложение 1…………………………………………………………………….35

Приложение 2…………………………………………………………………….36

Приложение 3…………………………………………………………………….37

Приложение 4…………………………………………………………………….38

Приложение 5…………………………………………………………………….39

 

 

 

 

Введение

В условиях роста доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из актуальных задач экономической политики различных государств мира является решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней и поиск способов финансирования их дефицита. Это достигается с помощью государственного кредита. Дополнительный импульс к его использованию был получен в результате исследований экономистов, которые показали возможность балансировки бюджета не на ежегодной, а на циклической основе , т.е. проведения в период экономического спада политики стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а в период экономического подъема – их снижения.

Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами -  с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение их обязательств. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Таким образом, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. В рамках рассматриваемых отношений государство может выступать и как кредитор, предоставляя кредиты иностранным государствам, юридическим или физическим лицам.

Основным отличием государственного кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресурсов, т.е. средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Роль государственного кредита в современных условиях трудно переоценить. Ни одна из развитых или развивающихся стран не обходится сегодня без государственного кредита. Обратной стороной кредитных отношений в этом случае выступает государственный долг, который возникает в результате государственных заимствований. И в этой связи встает проблема управления государственным долгом.

Выбранная мною тема является актуальной, так как существуют по крайней мере три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

  1. Наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т.е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
  2. Дефицит государственного бюджета, который становится постоянным явленияем начиная с 20 века;
  3. Усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов. Отсутствие соответствующих доходов побуждает государство к привлечению заемных средств.

Целью курсовой работы является  изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.

Задачи работы:

1) изучение экономического  содержания, функций и форм государственного  кредита;

2) оценка государственного  кредита в России в современных  условиях.

3) изучение проблем государственного  кредита и путей их решения.

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав и заключения, содержание которых определяется целью, задачами и логикой исследования.

Глава 1.Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита

1.1Сущность и значение государственного кредита

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений1.

Государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория он охватывает совокупность финансовых отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заёмщика, кредитора или гаранта.

На практике государственный кредит, как правило, характеризует кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на условиях возвратности для финансирования государственных расходов, и эта деятельность государства  в качестве заёмщика получила наибольшее развитие во всём мире. Как и любой другой заёмщик, государство привлекает средства на заранее определённый срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет. Так, Бюджетный кодекс РФ ( № -145 ФЗ от 31 июля 1998 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Государственный кредит характеризует также отношения государства с экономическими субъектами, в ходе которых государство может выступать как кредитор или гарант. Как кредитор государство выступает в случае выдачи кредитов за счёт бюджетных средств. Кредиты предоставляются экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. Предоставление государственных кредитов ведёт к формированию долга перед государством.

 Как гарант государство  даёт поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом  рынке другими лицами. Следовательно, государство гарантирует безусловное  погашение займов и кредитов, а также выплату процентов  по ним в случае неплатёжеспособности  заёмщика. Если должник своевременно  и в полном объёме рассчитался  по своим обязательствам, то гарант  не несёт каких-либо дополнительных  затрат. Однако обычно достаточно  надёжные заёмщики не нуждаются  в государственных гарантиях. Они  в состоянии привлечь средства  на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные  гарантии традиционно распространяются  на недостаточно надёжных заёмщиков  и соответственно влекут за  собой рост расходов бюджетных  средств.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита -  и несёт признаки как тех, так и других. В качестве финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления. В то же время процесс формирования и использования осуществляется в специфической форме - привлечение денежных средств на временной  и, как правило, на возмездной основе. Связь государственного кредита с финансами заключается также в том, что, во-первых, это распределительные отношения, отношения вторичного распределения части ВВП; во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство – субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях; в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в  истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в централизованные денежные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность. Платность означает, что через определённый период времени внесённая сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). В этом случае государственный кредит  имеет следующие признаки кредита:

  1. Наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
  2. Аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов);
  3. Возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

Государственный кредит характеризует движение ссудного капитала. Выступая одной из форм кредита, государственный кредит имеет некоторые отличия от банковского кредита. Так, средства, полученные государством путём размещения займов, практически не участвуют в кругообороте производительного капитала. В этом случае ссудный капитал используется как платёжное и покупательное средство, не вкладывается в производство, не производится и не самовозрастает.

Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк - в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица - в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

Таким образом, разница между государственным и банковским кредитом также состоит в том, что отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, а результатом государственных кредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

 

 

 

1.2Функции государственного кредита

Из определения следует, что государственный кредит совмещает в себе и функции финансов, и функции кредита. Таким образом, к основным (детализированным) функциям государственного кредита относятся следующие: 2

  1. Образование денежных фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства служит обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно-развитых странах в основном с помощью рыночных методов при использовании различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

Информация о работе Современное состояние государственного кредита РФ