Государственный кредит РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только федеральным, но и местными органами власти (краев, областей).
Государство использует данную форму кредита, прежде всего для покрытия дефицита государственного и федерального бюджетов. То есть доходы от внутренних займов стали вторым (после налогов) источником финансирования государственных расходов, особенно в низко рентабельных, но необходимых для воспроизводственных процессов отраслях экономики (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т.д.).

Содержание работы

Введение
1 глава. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита.
Сущность и функции государственного кредита.
Роль государства на кредитном рынке.
2 глава. Государственный кредит в России в современных условиях.
2.1. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ и на будущие периоды.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

сама курсовая.docx

— 913.56 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

1 глава. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита.

    1. Сущность и функции государственного кредита.
    2. Роль государства на кредитном рынке.

2 глава. Государственный кредит в России в современных условиях.

2.1. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ и на будущие периоды.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Кредит - есть движение ссудного капитала, который  отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

Государственный кредит представляет собой систему  кредитных отношений, в которой  государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных  займов, которые могут выпускаться  не только федеральным, но и местными органами власти (краев, областей). 
                Государство использует данную форму кредита, прежде всего для покрытия дефицита государственного и федерального бюджетов. То есть доходы от внутренних займов стали вторым (после налогов) источником финансирования государственных расходов, особенно в низко рентабельных, но необходимых для воспроизводственных процессов отраслях экономики (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т.д.).

Целью данной курсовой работы является анализ государственного кредита. 
                Главные задачи курсовой работы – изучение экономического содержания, функций, форм государственного кредита и тенденции развития государственного кредита в Российской Федерации.

Предметом исследования является анализ государственного кредита. 
               Объект исследования - государственный кредит в РФ.

Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  в рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать  непрерывное обращение. Временно свободные  денежные средства должны поступать  на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться  в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность  в дополнительных капиталовложениях.

 Изложение материала разбито на две части - в первой раскрывается сущность и функции государственного кредита и роль государства на кредитном рынке. Во второй части - тенденции развития государственного кредита в Российской Федерации.                   

    1. Сущность и функции государственного кредита.

В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство может привлекать к  покрытию своих расходов свободные  финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средства населения.

Главным способом их получения является государственный  кредит. Он выражает отношения между  государством и многочисленными  физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного  денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении  кредитных операций внутри страны государство  обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство  может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования  казначейских ссуд.

Государственным кредитом называют совокупность кредитных  отношений, в которых заемщиком  или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению  к гражданам и юридическим  лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между  государством с одной стороны, и  физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в  том случае, когда в качестве участника  ссудной сделки выступают центральное  правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно  сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной  сделки является банк.

С помощью  государственного кредита государство  мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных  расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость  использования  государственного кредита  объясняется  противоречиями  между растущими  потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  станы.

   Объем доходной части бюджета ограничен  уровнем налогообложения, установленном  действующим законодательством  с учетом общего состояния  экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования.  Т.о. в сферу  бюджетного распределения не попадают  значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование  экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. 

В периоды  экономического кризиса, коренных изменений  в хозяйственном механизме, нарушения  сбалансированности бюджета государство  испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения  дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.  В период экономического подъема, напротив, потребность  в государственном кредите  сокращается  и сфера его применения сужается.

Как экономическая категория государственный  кредит обслуживает формирование и  использование государственных  централизованных денежных фондов. Его  специфическими чертами являются:

- добровольность;

- возвратность и платность;

- на общегосударственном уровне  не имеет конкретного целевого  характера.

Размер и структура государственного долга отражают состояние экономики  и финансов страны, эффективность  функционирования государственных  структур.

Функции государственного кредита:

Государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция.

Через эту  функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства  или их использование на принципах  срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство  обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах  государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных  займов стали вторым после налогов  методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более  быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых  поступлений.

Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное  значение. Объекты социально-культурной инфраструктуры (школы, ВУЗы, больницы и др.) служат в течение 30-40 лет, следовательно, разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. Поколение, которое строит объект и последующие несут аналогичное финансовое бремя за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются. При погашении же кредитов, налоги взимаются не только для выплаты займов, но и процентов по задолженности. Таким образом, использование средств в системе государственного кредита может быть производительным (при этом налоги не увеличиваются) и не производительным (при этом источником погашения займов являются возрастающие налоги и новые займы). Такой способ использования называется рефинансированием т. е., старая задолженность погашается путем выпуска новых займов. При этом, мобилизуемые государственным кредитом средства являются антиципированными взятыми вперед налогами (часть бюджетных средств отвлекается от производительного использования и обслуживает государственный долг. При обслуживании долга действует такое правило: чем больше величина долга, тем большая доля средств направляется на его обслуживание.

Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются  в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных  с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники  финансирования этих расходов зависят  от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный  объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в  результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения  становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности  по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление  тяжести налогового бремени, вызванное  заимствованиями государства, зависит  от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов  вынуждено направлять государство  на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующая  функция:

Вступая в  кредитные отношения, государство  воздействует на состояние денежного  обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно  используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить  ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В  случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы  в обращении останется без  изменений, хотя возможно изменение  структуры платежеспособного спроса.

Операции  по купле-продаже государственных  ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным  банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение  после августовского кризиса  рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться  Банком России с апреля 1996 г.

Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос  на заемные средства и тем самым  способствует росту цены кредита. Чем  выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень  ссудного процента, тем более дорогим  становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств  вынуждает бизнесменов сокращать  инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает  существенного негативного влияния  на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться  нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства  на финансовом рынке выразится в  росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования  существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом  средств, выступая в качестве кредитора  и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система  поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в  отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками  согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство  берет на себя погашение задолженности  банкам по кредитам, предоставленным  мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно  развитых стран функционируют государственные  или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной  продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов  или необходимых направлений  экономики той или иной территории.

Информация о работе Государственный кредит РФ