Государственный кредит РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только федеральным, но и местными органами власти (краев, областей).
Государство использует данную форму кредита, прежде всего для покрытия дефицита государственного и федерального бюджетов. То есть доходы от внутренних займов стали вторым (после налогов) источником финансирования государственных расходов, особенно в низко рентабельных, но необходимых для воспроизводственных процессов отраслях экономики (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т.д.).

Содержание работы

Введение
1 глава. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита.
Сущность и функции государственного кредита.
Роль государства на кредитном рынке.
2 глава. Государственный кредит в России в современных условиях.
2.1. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ и на будущие периоды.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

сама курсовая.docx

— 913.56 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция

органически вплетается в контрольную, функцию  финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные  особенностями этой категории:

1) тесно связана  с деятельностью государства  и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

2) охватывает  движение стоимости в двустороннем  порядке поскольку предполагает  возвратность и возмездность  получения средств;

3) осуществляется  не только финансовыми структурами,  но и кредитными институтами.

Таким образом, рассмотрев функции кредита, я могу сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции

 

 

 

 

    1. Роль государства на кредитном рынке.

Классическая форма государственного кредита представлена кредитными отношениями, в которых государство выступает как заемщик средств. Однако в современных условиях оно может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды регионам, юридическим лицам на определенный срок на условиях возвратности и за вознаграждения. На практике государство выступает и в роли гаранта в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых юридическими лицами.

Государство как заемщик:

Заемная деятельность государства связана  с привлечением ресурсов на общегосударственные  нужды, в основном для покрытия бюджетного дефицита.

Государственные заимствования (с соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ст.89) - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

При рассмотрении абсолютных и относительных  показателей величины государственного долга, общая величина долга страны приводится обычно в абсолютных суммах либо в национальной либо в свободно конвертируемой валюте. Для России больше принято внутренний долг проводить в рублевом исчислении, а внешний – в долларах США.

К относительным показателям государственного долга страны относят следующие:

  1. Доля государственного долга в ВВП страны ( в мировой практике является основным, он заложен в методики и МВФ и Всемирного банка).

Доля  государственного долга в денежной массе страны ( точка зрения российских экономистов).

Государственный долг на душу населения страны.

Общегосударственный долг включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов  управления низовыми звеньями, входящими  в состав государства. 

Обеспечением  государственного долга РФ служит все  имущество, составляющее государственную  казну.

Существуют следующие формы долговых обязательств:

- кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми институтами в пользу указанных кредиторов;

- выпуск ценных бумаг от имени РФ;

- договора и соглашения о получении РФ банковских ссуд и банковских кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;

-  договора о предоставлении государственных гарантий РФ;

- соглашения и договора, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями:

Эмиссия и размещение ценных бумаг.

Получением  кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Решение о привлечении кредитных ресурсов должно быть принято соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Например, в законе о бюджете может быть принята статья о необходимости привлечения заемных средств для ликвидации дефицита бюджета, которую поручается осуществить исполнительному органу власти. Там же устанавливается верхний предел государственного долга.

Бюджетный кодекс ввел соответствующие ограничения  для субъектов РФ (муниципалитетов):

предельный  объем государственного долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать  объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней  бюджетной системы;

предельный  объем расходов на обслуживание долга  субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.

Государство кредитор:

Выступает в роли кредитора, предоставляет  бюджетные средства юридическим  и физическим лицам, правительствам иностранных государств и международным  финансовым организациям на условиях платности, срочности и возвратности. И в итоге эта деятельность влияет на величину централизованных денежных фондов и ведет к формированию обязательств перед государством кредитором.

Государство гарант:

Государственная - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, дает письменное обязательство  отвечать полностью ил частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства пред третьими лицами.

Срок  гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена  гарантия. Гарантии предоставляются, как  правило, на конкурсной основе.

Гарант  по государственной гарантии несет  субсидиарную ответственность дополнительно  к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное  обязательство гаранта перед  третьим лицом ограничивается уплатой  суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательства  получателя гарантии, имеет право  потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии. Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте и верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в иностранной валюте. Общая сумма, предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства. Законом о федеральном бюджете утверждаются гарантии, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу.

Государство выступает в роли гаранта, т.е. принимает  ответственность за погашение займов или выполнение иных обязательств, взятых на себя юридическими  и физическими  лицами или организациями власти нижестоящих уровней. 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ.

Россия  в современных условиях выступает, как впрочем, и любое современное  государство, одновременно и международным  кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований  на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и  одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов  состояла в том, что заимствование  носило чисто коммерческий характер, а кредитование – преимущественно военно-политический.

На  данном этапе в абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на начало апреля 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время 22 апреля 2010 года Россия, после двенадцатилетнего перерыва, снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП. Для сравнения — на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.

По  принятому трёхлетнему бюджету  на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным.

Структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 мая 2011 года.

 

 

 

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства  бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

38 832,8

26 171,1

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

682,1

459,7

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 608,2

1 083,8

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 137,8

766,8

Коммерческая задолженность бывшего  СССР***

57,5

38,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 934,4

1 977,6

Задолженность по внешним облигационным  займам

29 820,0

20 097,0

     внешний облигационный заем с  погашением в 2015 году

2 000,0

1 347,9

     внешний облигационный заем с  погашением в 2020 году

3 500,0

2 358,8

     внешний облигационный заем с  погашением в 2018 году

3 466,4

2 336,1

     внешний облигационный заем с  погашением в 2028 году

2 499,9

1 684,8

     внешний облигационный заем с  погашением в 2030 году

18 353,7

12 369,4

Задолженность по ОВГВЗ

1 774,9

1 196,2

     в том числе:

   

     ОВГВЗ VII серии

1 750,0

1 179,4

Государственные гарантии Российской Федерации  в иностранной валюте

817,9

551,2


 

'* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте.

** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов

Динамика внешнего долга Российской Федерации.

Пик российского государственного долга  пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний государственный долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

В 2004—2008 годах государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный  долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.

В  соответствии  с  Основными  направлениями  долговой  политики  Российской  Федерации  на  2011 –  2013  годы,  одобренными  Правительством  Российской  Федерации  23 сентября 2010 года,  государственная  политика  в  области  государственного  долга  Российской  Федерации  будет  направлена  на  обеспечение  безусловного  исполнения  бюджетных  обязательств,  развитие  эффективного  рынка  государственных  ценных  бумаг  и  минимизацию  стоимости  государственных  заимствований,  создание  условий  для  осуществления  корпоративных заимствований.   Согласно законопроекту в 2011 – 2013 годах  в целях обеспечения сбалансированности  федерального  бюджета  предусматривается  осуществлять  значительные  заимствования  на  внутреннем финансовом рынке.    Всего  за  2011 –  2013  годы  предусматривается  общее  привлечение  средств  от  размещения  государственных  ценных  бумаг  Российской  Федерации,  номинированных  в  валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.      Государственный  долг Российской  Федерации  при этом  увеличится с  11,8 %  ВВП  в  2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.  Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 –  2013 годах представлена в следующей таблице.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Государственный кредит РФ