Современное состояние малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:
исследование сущности малого предпринимательства;
определение особенности малого предпринимательства в России;
анализ тенденций развития малого предпринимательства;
рассмотрение критерий выделения малых предприятий;
выявление проблем развития малого предпринимательства в стране и определение путей их решения.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны....................................................................................................5
1.1. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике страны.5
1.2. Характеристика малого предпринимательства и необходимость
его развития в стране...........................................................................................10
1.3. Специфика малого предпринимательства и его влияние
на развитие экономической деятельности..........................................................21
Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства Российской Федерации.........................................................................................27
2.1. Динамика развития малого предпринимательства в экономике России..27
2.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России....................33
2.3. Перспективы развития и программа поддержки
малого предпринимательства в России..............................................................40
Заключение............................................................................................................45
Список использованной литературы............

Файлы: 1 файл

rre.docx

— 94.97 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.

Оборот малых предприятий  на территории России15

Федеральные округа

Объем оборота 2006г.

Объем оборота 2007г.

Объем оборота2008г.

млн. руб.

Январь март 2005г.(%)

млн. руб.

Январь июнь 2006г.(%)

млн. руб.

На душу населения с  учетом СН, (%)

РФ

2 352 595,1

105,6

6 649 227,2

113,4

7 374 905,8

100,0

Центральный

1 108 320,4

100,6

3 040 615,2

107,7

2 217 498,6

107,4

Северо-Западный

246 838,4

122,4

748 643,0

123,0

1 156 512,8

154,2

Южный

187 429,3

106,1

570 807,6

118,4

883 315

81,0

Приволжский

352 667,3

107,0

961 868,6

114,1

1 396 615,5

98,8

Уральский

169 034,6

98,8

520 499,4

119,9

618 450,1

94,5

Сибирский

224 364,8

123,8

602 656,7

115,2

864 535,9

89,6

Дальневосточный

63 940,3

98,6

204 136,7

132,1

237 977,9

54,3


 

По итогам января-сентября 2008 года объем оборота малых предприятий  в Российской Федерации составил порядка 7 374 905 млн. рублей или 51 932 рубля на душу населения. Наибольший объем оборота на душу населения наблюдается в Северо-Западном федеральном округе – 85 661 рубль, что на 54,2% превышает средний по России уровень. Минимальным данный показатель является в Дальневосточном Федеральном округе – 36 688,6 рублей, т.е. лишь 54,3% от среднего по РФ.

В январе-марте 2006г. продолжилась тенденция  к росту объема инвестиций в основной капитал на МП в целом по стране, при этом темпы роста значительно  увеличились: если в январе-марте 2005г. инвестиции выросли на 2,0%, то за аналогичный  период 2006г. рост показателя составил уже 29,6%.

Увеличение объема инвестиций на МП произошло почти во всех федеральных  округах, за исключением Северо-Западного  ФО, где наблюдалось незначительное сокращение показателя. Наибольший рост показателя зафиксирован в Южном  ФО (на 84,1%). Заметное увеличение произошло  также в Сибирском и Дальневосточном  федеральных округах.

В январе-июне 2007г. продолжилась тенденция  к росту объема инвестиций в основной капитал на МП в целом по стране, при небольшом сокращении темпов роста: если в январе-июне 2006г. инвестиции выросли на 35,0%, то за аналогичный  период 2007г. рост показателя составил 20,7%.

Увеличение объема инвестиций на МП произошло почти во всех федеральных  округах. Наибольший рост показателя зафиксирован в Дальневосточном ФО (на 64,0%). Заметное увеличение произошло также в  Сибирском ФО.

Ситуация с распределением регионов по группам с различной динамикой  инвестиций в основной капитал на МП по итогам января-июня 2007г. по сравнению  с распределением, наблюдаемым за аналогичный период 2006г., немного  изменилась в лучшую сторону: если в  январе-июне 2006г. увеличение наблюдалось  в 55 регионах, то в январе-июне 2007г. –  в 66.

Общий объем инвестиций в основной капитал на МП в Российской Федерации  в январе-сентябре 2008 года составил порядка 212 235 млн. рублей или более 1 495 рублей на душу населения. По показателю объема инвестиций в основной капитал  на МП на душу населения лидирует Южный  федеральный округ. Немного отстают  от него Сибирский и Приволжский  федеральные округа. Наименьший объем  инвестиций в основной капитал на МП на душу населения отмечен в  Дальневосточном федеральном округе.

Рассматривая ситуацию с  распределением регионов по объему инвестиций в основной капитал на МП на душу населения с учетом стоимости  фиксированного набора потребительских  товаров и услуг по итогам января-сентября 2008 г. необходимо отметить, что в 8 регионах показатель превысил 200, среди них Томская (в 4,5 раза) и Новосибирская (в 4,0 раза) области, Краснодарский край (в 2,7 раза), Ростовская (в 2,6 раза), Нижегородская (в 2,4 раза), Калининградская (в 2,3 раза), Смоленская (в 2,2 раза) и Тамбовская (в 2,1 раза) области.

 

2.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России

В последние десятилетия  малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших  секторов экономики. По данным главы  Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России Э.Набиуллиной  доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае  — более 60%, в России – пока не превышает 17%.

Присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его  завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы  общества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и  социальную роль этого сектора экономики.

В то же время для мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней  среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности  со сбытом продукции и т.п. Перечень проблем, которые мешают развитию малого предпринимательства в стране рассмотрим с помощью таблицы 4.

Таблица 4.

Основные проблемы малого предпринимательства в России16

Основные проблемы

1

Кризис

2

Налоги

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в  целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и  высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнёров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки

11

Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов

12

Недостаток информации, культуры, опыта

13

Кадровые проблемы

14

Законодательство

15

Рэкет

16

Отрицательное отношение  к предпринимателям


 

Рассмотрим проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства  более подробно:

- организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением  и регистрацией предприятия, открытием  счета в банке и др.);

- проблемы материально-технического  обеспечения (нехватка или отсутствие  производственных помещений, современного  оборудования, низкая квалификация  персонала, недостаточная защищенность  деятельности предпринимателя, сложные  отношения с местными органами  власти и т.д.);

- материально-финансовые  проблемы (затруднения в получении  капитала для регистрации предприятия,  в накоплении стартового капитала  для обеспечения деятельности  предприятия, в установлении связей  с поставщиками сырья, недостаток  опыта в сбыте продукции).

Остро стоит проблема безопасности. Исследования показывают, что распространенные суждения о том, что малое предпринимательство  больше, чем крупный и средний  бизнес, подвержено влиянию «теневой экономики». По мнению руководителей  малых предприятий, основными причинами  ухода малых предприятий в  «теневую экономику» являются жесткий  налоговый прессинг, высокий уровень  альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), неразвитость рынка недвижимости.

Сдерживающими факторами  в развитии деятельности малых предприятий  являются:

- неразвитость и нестабильность  законодательств;

- снижение платежеспособности  населения;

- жесткое давление налоговой  систем;

- недостаток собственных  финансовых средств.

Серьезным препятствием в  развитии предпринимательской деятельности является сложность получения кредитов. Основными причинами этого являются отсутствие у малых предприятий  необходимого залога, неразвитость системы  гарантирования, лизинга, недостаточное  количество сильных региональных банков.

Большинство малых предприятий  из-за неустойчивого финансового  положения и нехватки средств  лишены внутренних стимулов для своего развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и  услуг, осуществления долгосрочных инвестиций, освоения новых рынков. Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.

Проблема нехватки производственных и служебных помещений также  существенно тормозит развитие малого предпринимательства. Существует большой  резерв неиспользуемых производственных и служебных помещений, являющихся собственностью крупных приватизированных  предприятий и местных органов  власти, однако предпринимателю подобная информация недоступна. Бизнесмены, разворачивающие  производство на арендуемых площадях, попадают в кабалу к арендодателям, которые зачастую произвольно изменяют ставки арендной платы.17

По данным Федеральной  службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов  оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги  деятельности субъектов малого предпринимательства  за 2007г можно рассматривать как  положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного  сектора отмечаются уже в течение  нескольких последних лет. Кроме  того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные  тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так  и специфических факторов, обусловленных  кризисными явлениями в экономике  зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести  снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие:

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для  инвестирования.

Несмотря на то, что в  настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского  финансирования малых предприятий  в отличие от крупных и средних  предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в  меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты  в основном для пополнения оборотных  средств, закупки товаров у крупных  производителей, оптовиков. Другими  словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных  и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить  спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.

Информация о работе Современное состояние малого предпринимательства в РФ