Современное состояние малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:
исследование сущности малого предпринимательства;
определение особенности малого предпринимательства в России;
анализ тенденций развития малого предпринимательства;
рассмотрение критерий выделения малых предприятий;
выявление проблем развития малого предпринимательства в стране и определение путей их решения.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны....................................................................................................5
1.1. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике страны.5
1.2. Характеристика малого предпринимательства и необходимость
его развития в стране...........................................................................................10
1.3. Специфика малого предпринимательства и его влияние
на развитие экономической деятельности..........................................................21
Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства Российской Федерации.........................................................................................27
2.1. Динамика развития малого предпринимательства в экономике России..27
2.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России....................33
2.3. Перспективы развития и программа поддержки
малого предпринимательства в России..............................................................40
Заключение............................................................................................................45
Список использованной литературы............

Файлы: 1 файл

rre.docx

— 94.97 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных  и региональных банков с большой  долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том  числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие  соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость  малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения  и предприятий, действующих в  России. Доля экспортоориентированных  малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий  окажет значительное негативное влияние  на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных  средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и  мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса  ликвидности и затруднения доступа  к финансовым ресурсам предприятия  не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки  необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные явления  увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки  малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий  и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес услуги, которые предоставляются организациями  инфраструктуры поддержки, некоторые  организации инфраструктуры могут  прекратить свое существование. При  этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых  организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в  условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных  денег для малого бизнеса.

В-пятых, кризисные явления  могут спровоцировать уход в теневой  сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного  спроса субъекты малого предпринимательства  будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить  дополнительные средства, многие предприятия  будут минимизировать налоговые  поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том  числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего  налогового администрирования возникает  и другой риск: на малый бизнес может  оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего  уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных  явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

1) замораживать все проекты,  которые направлены на развитие  и расширение (приостанавливается  покупка нового оборудование, вложения  в инфраструктуру, наем и обучение  персонала, освоение новых земельных  участков, открытие новых торговых  точек, совершенствование методов  управления, организации производства  и сбыта и т.п.);

2) прикладывать все усилия  по сокращению инвестиционных  и налоговых расходов;

3) пересматривать методы  работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться  от предоплаты на покупаемый  товар и предъявлять более  серьезные требования к покупателям,  чтобы избежать возможности неплатежей  за отгруженную продукцию)

4) будут наращивать привлечение  заемных средств с нелегальных  кредитных рынков (от ростовщиков  и криминальных кредитных касс - общаков) и перестанут пользоваться  кредитными услугами легального  рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен. 18

Основные болезненные  и уязвимые точки малого предпринимательства. Основные существующие или возможные  проблемы у субъектов малого предпринимательства  все-таки носят финансовый характер:

1) отсутствие оборотных  средств;

2) отсутствие доступа  к банковским кредитным услугам,  как для решения проблемы с  оборотными средствами, так и  для реализации начатых или  намеченных инвестиционных проектов;

3) отсутствие свободного  доступа к займам государственных  и муниципальных фондов поддержки  малого предпринимательства в  связи с малыми размерами их  финансовых активов и ограниченным  бюджетным финансированием этих  фондов;

4) снижение спроса на  продукцию, при неизменном уровне  издержек грозит ухудшением показателей  оборачиваемости капитала, снижением  нормы прибыли и рентабельности  бизнеса; 

5) риск неплатежей от  контрагентов - отказ от работы  с некоторыми контрагентами, снижение  прибыли, повышение рисков "затоваривания".19

 

 

2.3. Перспективы развития и программа поддержки малого предпринимательства в России

В последнее время в  рамках реализации курса по активизации  социально-экономического развития страны повышенное внимание уделяется мерам  по стимулированию малого бизнеса. Так, вступил в силу Федеральный закон  «О развитии малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 24 июля в  котором определены основные цели и  принципы государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса в стране.

Безусловно, в поддержке  малого предпринимательства важен  комплекс мер – административных, законодательных, налоговых и иных. Особое место здесь занимают и  все более должны усиливать свою роль меры финансовой поддержки, способные  вовлечь в процесс поддержки  указанного бизнеса профильные институты  разных уровней – как крупные  государственные банки, так и  систему региональных банков. При  этом на переживаемом этапе едва ли не самой важной задачей выступает  более активное привлечение к  поддержке малого предпринимательства  региональных кредитных организаций. Такой акцент в поддержке малого предпринимательства важен именно в силу того, что такие организации  имеют дело непосредственно с  «целевым» потреблением кредитных  ресурсов, лучше иных агентов знают  решаемые им задачи и его потребности. И представляется безусловным, что  в условиях мировой финансовой нестабильности именно региональные кредитные организации  уже выступают и в перспективе  могут стать еще в большей  мере серьезным противоядием или  противовесом многим негативным явлениям в нынешних экономических реалиях.

Одно из направлений реализации государственной программы поддержки  малого предпринимательства сегодня - финансовая поддержка этого сектора, осуществляемая государственной корпорацией  «Банк развития и внешэкономической  деятельности». Последний же практически  реализует программу финансовой поддержки через ОАО « Российский банк развития», 100% акций которого в  августе 2008г. переданы в уставный капитал  Внешэконом банка.

Описание программы «Российского банка развития». Особенность рассматриваемой  программы предусматривает механизм двухуровневого кредитования: РосБР  не работает напрямую с субъектами малого предпринимательства, а финансирует  прямо лишь региональные банки. Последние  в свою очередь, Кредитуют субъекты малого предпринимательства в соответствии с продуктовой линейкой РосБР.

Для осуществления финансовой поддержки малого предпринимательства  РосБР разработаны такие кредитные  продукты, как «Стартовый капитал» (данный продукт направлен на кредитование вновь создаваемых субъектов  малого предпринимательства в целях  формирования и укрепления его материально-технической  базы). « Капитал для роста» (направлен  на рост материально-технической базы уже действующего субъекта малого бизнеса, расширение производства, создание новых  технологий), «Оборотный капитал» (ориентирован на пополнение материальных запасов, приобретение товарно – материальных ценностей) и «Регион» (кредитование приоритетных для регионов проектов). Решение  о том, в рамках какого из указанных  продуктов кредитовать субъект  малого предпринимательства, принимает  банком – партнером самостоятельно.

Приоритетными целями кредитования в рамках рассматриваемой программы  являются: создание новых производств, приобретение и модернизация основных средств, развитие научно-технической  и инновационной деятельности, а  также внедрение новых технологий, развития экспортных операций и импортозамещение.

Применение двухуровневой  схемы кредитования, объединяя усилия государственных и частных финансовых институтов, позволяет охватывать все  субъекты Российской Федерации без  формирования собственной филиальной сети, создавать и поддерживать эффективные  механизмы финансирования предприятий  малого предпринимательства и организаций, инфраструктуру его поддержки.

По состоянию на 1 января 2009г. РосБР сотрудничает с 63 банками-партнерами в 54 субъектах Российской Федерации. Общая сумма кредитов, предоставленных субъектам малого предпринимательства, и гарантий организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на 1 января 2009г. превысила 10,4 млрд. руб. В рамках совершенствования двухуровневой системы кредитования РосБР имеет в виду проводить работу по значительному перечню направлений. Главная цель - увеличение числа банков – партнеров в 1,5 раза и обеспечить реализацию рассматриваемой программы во всех этих субъектах. При этом повышенное внимание РосБР буде уделять регионам в которых наблюдается существенный рост безработицы, где отсутствуют банки – партнеры РосБР с сравнительно слабым развитием малого и среднего предпринимательства.

Одним из перспективных направлений  в реализации рассматриваемой программы  является совершенствование информационной и методологического сопровождения  деятельности банков – партнеров  в финансировании малого предпринимательства.20

Важную роль в стимулировании малого бизнеса и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения  должна быть щадящей – не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает.21

Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение  налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с  увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса в налоговых  доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов. Очевидно, что  решение таких противоречивых задач  возможно только при максимально  возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличение их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте  объемов производства и товарооборота  в них.

Как известно, упрощенная система  налогообложения предусматривается  для налогоплательщиков с численностью работающих до ста человек и вполне подходит для налогообложения субъектов  малого бизнеса.

Введенные в России специальные  налоговые режимы позволили в  значительной мере снизить налоговую  нагрузку на малый бизнес. Это положительно сказалось на развитии производства, оживление инновационной деятельности. Упрощение отчетности снизило издержки на ведение налогового и бухгалтерского учета и облегчило налоговое  администрирование соответствующего контингента налогоплательщиков.

Часть, ранее пребывавших  в режиме общего налогообложения , перешла  за последние 5 лет на специальные  налоговые режимы, многие предприниматели  покинули «теневую» сферу. С 2002г. по 2007г. численность налогоплательщиков, специальные налоговые режимы, увеличилось  с 2 до 3,7 миллиона, а поступления  налогов, уплачиваемых в их рамках, выросли в 3,3 раза.

В 2007г. поступления налогов  от предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, увеличилось  по сравнению с 2006г. на 50%,а по сравнению  с 2005г.- в 2,2 раза, что значительно  превышает соответствующие показатели по всем налоговым поступлениям в  целом. Вместе с тем доля налога при  упрощенной системе налогообложения  в налоговых поступлениях 2007г. мала - всего 1,2 %.Закрепление налога, уплачиваемого  при применении упрощенной системы  налогообложения , за бюджетами крайне слабо повлияло на стабилизацию доходной базы соответствующих бюджетов- доля этого налога в консолидированных  бюджетах субъектов Российской Федерации  составила всего 2% , а в местных  бюджетах -1,9%.

Основными направлениями  налоговой политики на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 годов не предусматривается  существенным изменением в налогообложении малого бизнеса, если иметь в виду новации в отношении действующих налоговых режимов. Но, безусловно, что резервы их совершенствования есть.

Информация о работе Современное состояние малого предпринимательства в РФ