Современное состояние малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:
исследование сущности малого предпринимательства;
определение особенности малого предпринимательства в России;
анализ тенденций развития малого предпринимательства;
рассмотрение критерий выделения малых предприятий;
выявление проблем развития малого предпринимательства в стране и определение путей их решения.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны....................................................................................................5
1.1. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике страны.5
1.2. Характеристика малого предпринимательства и необходимость
его развития в стране...........................................................................................10
1.3. Специфика малого предпринимательства и его влияние
на развитие экономической деятельности..........................................................21
Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства Российской Федерации.........................................................................................27
2.1. Динамика развития малого предпринимательства в экономике России..27
2.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России....................33
2.3. Перспективы развития и программа поддержки
малого предпринимательства в России..............................................................40
Заключение............................................................................................................45
Список использованной литературы............

Файлы: 1 файл

rre.docx

— 94.97 Кб (Скачать файл)

- признания судом недействительными  учредительных документов и решения  о создании предприятия;

- по другим основаниям, предусмотренным законодательными  актами РФ и входящих в его состав республик.

Ликвидация предприятия  осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества  предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве  осуществляется в соответствии с  законодательством РФ.

Государственная регистрация  предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом  по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия  в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в  Министерство финансов РФ для включения  в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия  запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через  суд и направляются в местный  бюджет.

Для регистрации предприятия  учредитель представляет следующие  документы:

- заявление учредителя;

- устав предприятия;

- решение о создании  предприятия или договор учредителей;

- свидетельство об уплате  государственной пошлины.

Решение о регистрации  или отказ в регистрации предприятия  должно быть принято не позднее чем  в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства  об уплате госпошлины. О регистрации  предприятия держатель реестра  объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Отказ в государственной  регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных  документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия  по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации  предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.10

Управление предприятием осуществляется учредителем, являющимся высшим органом предприятия –  юридического лица. Директором может  быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы  деятельности предприятия. Он действует  от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается  имуществом предприятия, совершает  сделки и заключает договоры, в  том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные для всех работников указания.

Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих  своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством голосов  вопрос о заключении коллективного  договора, и о содержании этого  договора и вопросы, связанные с  выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должность  лица предприятия, включая заместителя  руководителя предприятия, руководителей  структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность  и освобождаются от должности  директором.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или  с его согласия директор предприятия  самостоятельно в соответствии с  законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность  работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

Прибыль, остающаяся у предприятия  после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистой прибыли передается в собственность членам трудового  коллектива. Порядок распределения  этой части чистой прибыли между  работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия. Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате  ему или может с согласия высшего  органа предприятия образовать вклад  работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового  коллектива, утвержденным органом предприятия. В случае прекращения трудовых отношений  вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании  операционного года.11

Особенности и функции  малого предприятия. Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать  сколько-нибудь серьезное влияние  на цены и общий отраслевой объем  реализации товара.

Четвертая – персонифицированный  характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью  ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс  и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая  черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность  последних во всю деятельность предприятия.

Седьмая особенность связана  с характером финансирования. Если гиганты черпают необходимые  ресурсы главным образом через  фондовые биржи, то малые предприятия  полагаются на сравнительно небольшие  кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и  т.д.). Также можно выделить высокую  долю оборотного капитала по сравнению  с основным фондом. Если у крупных  предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические  функции, определяемые его ролью  как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и  услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых  – налогоплательщика, а в пятых  – агента рыночных отношений.12

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства Российской Федерации

 

2.1. Динамика развития малого предпринимательства в экономике России

Как показало время, малое  предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место  в хозяйстве страны. Структура  распределения малых предприятий  по Федеральным округам России представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение числа малых  предприятий по территории России13

Федеральные округа

Кол-во зарегистрированных МП на 2006г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

Кол-во зарегистрированных МП на 2007г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

Кол-во зарегистрированных МП на 2008г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

Прирост/ сокращение кол-ва Зарегистрированных МП

на 100 тыс. чел. Населения

за период

01.04.2005- 01.04.2006

Прирост/ сокращение кол-ва Зарегистрированных МП

на 100 тыс. чел. населения

за период

01.07.2006- 01.07.2007

РФ

720,2

790,2

198,4

30,7

72,9

Центральный

942,0

996,9

220,7

40,8

56,5

Северо-Западный

1 168,2

1391,0

231,8

-12,4

219,2

Южный

482,0

496,0

174,3

-28,9

10,1

Приволжский

579,3

623,2

193,4

56,0

58,9

Уральский

619,7

661,3

91,5

80,6

43,2

Сибирский

562,3

659,3

231,7

32,8

97,5

Дальневосточный

665,9

791,7

211,2

50,1

124,4


  

     Анализируя таблицу 1 можно заметить, что распределение малых предприятий по федеральным округам очень неравномерно. По состоянию на 1 апреля 2006г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1033,3 тыс., что на 4,5% выше, чем по состоянию на 1 апреля 2005г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 720,2 ед., увеличившись по сравнению с 1 апреля 2005г. на 30,7 ед.

Однако, на 1 апреля 2006г. по сравнению  с 1 апреля 2005г. количество МП на 100 тыс. жителей выросло в 56 регионах, а  в 13 регионах ситуация осталась без  изменений.

Максимальный прирост показателя был отмечен в Томской (на 212,2 ед.) и Сахалинской (на 206,8 ед.) областях. Кроме того, сильное увеличение наблюдалось  в Калининградской области (на 179,9 ед.), Хабаровском крае (на 162,0 ед.), Удмуртской Республике (на 154,5 ед.), Челябинской (на 143,6 ед.) и Ивановской (на 143,5 ед.) областях, а также Республике Башкортостан (на 142,2 ед.).

На 1 июля 2007г. по сравнению с 1 июлем 2006г. количество МП на 100 тыс. жителей  выросло в 70 регионах, в то время  как по итогам января-июня 2006г. таких  регионов было 58.

Максимальный прирост показателя был отмечен в Калининградской  области (на 687,8 ед.). Кроме того, сильное  увеличение (более чем на 200 ед.) наблюдалось  в н. Санкт-Петербург (на 358,7 ед.), Томской  области (на 298,9 ед.), Республике Алтай (на 245,1 ед.), Ленинградской области (на 242,0 ед.), Ненецком АО (на 238,1 ед.), Костромской (на 222,8 ед.) и Амурской (202,7 ед.) области.

На 1 октября 2008г. число зарегистрированных малых предприятий в целом  по стране составило 281,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. населения в среднем  по стране достигло 198,4 единиц.

Наиболее высокое число зарегистрированных на 100 тыс. человек МП действует в  Северо-Западном федеральном округе – 231,8 единиц, что на 16,9% превышает  средний по Российской Федерации  уровень. Немногим отстает Сибирский  федеральный округ – 231,7 единиц (на 16,8% выше общероссийского показателя).

Наименьшее число малых  предприятий на 100 тыс. человек действует  в Уральском федеральном округе – 46,1% от среднего по России уровня.

О динамике изменения среднесписочной  численности работников на малых предприятиях за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России, приведенные в таблице 2.

Таблица 2.

Среднесписочная численность работников МП на территории России14

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП (тыс. чел.)

Доля занятых на МП в общей  среднесписочной численности занятых (%)

2006

2007

2008

2006

2007

2008

РФ

7 993,6

8968,5

6 262,6

16,6

18,5

12,7

Центральный

2 943,5

3257,1

1 689,0

21,7

23,5

11,9

Северо-Западный

1 171,9

1211,6

816,3

22,1

22,9

15,4

Южный

765,9

885,3

872,7

13,9

16,2

15,2

Приволжский

1 481,5

1771

1 434,2

14,2

16,7

13,4

Уральский

541,5

636,2

363,5

12,0

13,7

7,7

Сибирский

784,5

882,5

851,1

12,4

13,9

13,3

Дальневосточный

304,9

324,8

235,3

13,0

14,1

10,3


 

По итогам января-марта 2006г. среднесписочная  численность занятых на МП в целом  по стране выросла на 5,1% и составила 7993,6 тыс. чел.

В январе-марте 2006г. по сравнению с  январем-мартом 2005г. малые предприятия  обеспечили на 391,2 тыс. больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной  численности занятых увеличился до 16,6%, повысившись на 0,8 п.п. по сравнению  с показателем за аналогичный  период 2005г. При этом рост в целом  по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Наибольший рост среднесписочной численности  занятых на МП произошел в Сибирском  и Приволжском федеральных округах  – на 9,8% и 8,5% соответственно.

По итогам января-июня 2007г. среднесписочная  численность занятых на МП в целом по стране выросла на 8,2% и составила 8968,5 тыс. чел.

В январе-июне 2007г. по сравнению с  январем-июнем 2006г. малые предприятия  обеспечили на 679,6 тыс. больше постоянных рабочих мест, а удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности  занятых увеличился до 18,5%, повысившись  на 1,2 п.п. по сравнению с показателем  за аналогичный период 2006г. По итогам января-сентября 2008г. среднесписочная  численность занятых на МП (без  учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового  характера) составила 6 262,6 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей  среднесписочной численности занятых  в целом по стране составил 12,7%.

Оборот малых предприятий на территории России

С первого квартала 2005г. Федеральная  служба государственной статистики перешла от учета объемов производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях к учету объемов оборота малых  предприятий.

В оборот малых предприятий включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей). Объем отгруженных товаров собственного производства представляет собой стоимость тех товаров, которые произведены данным юридическим лицом и фактически в отчетном периоде отгружены или отпущены в порядке продажи, а также прямого обмена на сторону (другим юридическим и физическим лицам), независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет.

Данные по объемам оборота представляют совокупность малых организаций  с соответствующим основным видом  деятельности и отражают коммерческую деятельность организаций. В январе-марте 2006г. оборот МП вырос на 5,6% относительно аналогичного периода предыдущего  года. В двух федеральных округах  – Уральском и Дальневосточном  – было зафиксировано небольшое  снижение показателя. Наиболее значительное увеличение оборота МП произошло  в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах. (Таблица 3) В январе-июне 2007г. оборот МП вырос на 13,4% относительно аналогичного периода предыдущего года. Наиболее значительное увеличение оборота МП произошло в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах.

Информация о работе Современное состояние малого предпринимательства в РФ