Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью исследования является изучение принципов  и методов государственной поддержки  малого бизнеса в муниципальных  образованиях.
В соответствии с поставленной целью  намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого  предпринимательства в современной  экономике; 
* выявить состояние и проблемы  алого предпринимательства; 
* определить место программ поддержки  малого предпринимательства в  общей стратегии социально-экономического  развития регионов и ее отражении  в рамках комплексных среднесрочных  программ субъектов Федерации; 
* изучить основные направления  государственной поддержки малого  бизнеса;
Введение 
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства  в современной экономике 
1.1 Место и роль малого предпринимательства  в современной экономике и  зарубежный опыт его государственной  поддержки 
1.2 Состояние и проблемы малого  предпринимательства 
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства 
2.1 Основные направления государственной  поддержки 
2.2 Использование программно-целевых  методов управления для решения  задач развития и государственной  поддержки малого предпринимательства 
Глава 3. Основные направления совершенствования  государственной политики поддержки  и развития малого предпринимательства 
Заключение 
Список  литературы
По 
данным проведенного в 2008 г. Госкомстатом 
РФ сплошного обследования МП, выявлено 
800 тысяч активно действующих 
малых предприятий. Еще более 200 тысяч 
таких предприятий 
В процессе обследования выяснилось, что обновление фондов в этом секторе идет значительно быстрее, чем в целом по экономике, при этом выше и само качество инвестиций. Так, коэффициент обновления основных фондов на МП составляет 20% (на крупных и средних – 5%). Это означает, что фонды в первом случае полностью меняются в течение пяти лет, а во втором – только в течение 20 лет. Кроме того, коэффициент выбытия в малом бизнесе равен 8% против 1% в экономике в целом.
Структура МП: половина малых предприятий находятся в сфере торговли: они держат 51% оборота в оптовой торговле и 26% – в розничной. В строительстве сосредоточено 14% малых предприятий, которые обеспечивают 28% подрядных работ в стране. В промышленности малые предприятия занимают 14%, они развиваются наиболее интенсивно в легкой, пищевой промышленности, в производстве стройматериалов. Способность малого бизнеса быстро занимать возникающие «ниши» в экономике проявилась в связи с изменениями в таможенной политике, позволившими малым предприятиям наладить производство и выйти на рынок с изделиями бытовой техники и радиоаппаратуры.
Вместе с тем выяснилось, что активность малых предприятий по сравнению с крупными и даже средними все еще низка. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет всего около 3%.
Кроме 
того, несмотря на рост производства и 
услуг на малых предприятиях, который 
носит преимущественно 
Государственные 
средства (включая инвестиционные ресурсы 
на реализацию Федеральной программы 
поддержки малого предпринимательства) 
не были выделены, а средства на реализацию 
мер, предусмотренных программой на 
2000–2001 годы, поступили только в конце 
2000 года. Такое отношение Правительства 
РФ к малому предпринимательству 
негативно сказывалось на позиции 
регионов при выделении средств 
на поддержку этого сектора 
Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что при определенных усилиях государства малые предприятия могут играть более заметную роль в развитии страны.
Начало XXI века ознаменовалось достаточно высоким уровнем безработицы, хотя, по мнению аналитиков, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Для поддержания высоких темпов развития экономики страны необходима активность малых и средних предприятий.
Правительство 
в этих условиях инициировало пересмотр 
политики в данной сфере с тем, 
чтобы особо важные инструменты, 
применяемые для поддержки 
«Малые 
и средние предприятия XXI века рассматриваются 
как хорошие пружины 
Основными целями новой концепции являются:
– 
поддержка самостоятельных 
– создание более благоприятного климата, способствующего конкуренции;
– 
создание необходимой системы 
Первая 
цель состоит в поддержке 
Меры государственной поддержки, разрабатываемые с учетом выдвинутых на предстоящий период целей, предполагается дифференцировать для средних, малых, мельчайших предприятий; особо выделяются венчурные предприятия всех размеров.
Для 
начинающих новое дело венчурных 
компаний предусмотрена многосторонняя 
поддержка, включающая смягчение условий 
кредитования, необходимого для начала 
дел, обеспечение гибкими 
Государственная 
концепция поддержки малого, среднего 
и мельчайшего бизнеса в 
В России до последнего времени не удалось встроить меры поддержки малого предпринимательства в общую политику реформирования экономики.
В 
России малые предприятия явились 
своеобразным локомотивом реформ только 
в конце 80-х – начале 90-х годов 
XX века, когда они явились своего 
рода полигоном апробации 
С большим опозданием такая попытка предпринята в 2001 году, в связи с принятием в конце 2001 года Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Динамичное 
развитие малого предпринимательства 
и его эффективное участие 
в решении социально-
К 
началу XXI века в регионах России создано 
80 региональных фондов поддержки малого 
и среднего предпринимательства, 54 
региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, 
созданных межрегиональным 
Практически 
инфраструктура создает каналы, по 
которым государственная 
В 
настоящее время не существует общепринятой 
классификации элементов 
Задачей регулирования деятельности базовых элементов инфраструктуры является концентрация на ключевых проблемах поддержки малого предпринимательства. В ближайшей перспективе это:
– актуальность информации, включая вопросы передачи технологии, наличия свободных производственных мощностей, рынков ресурсов и готовой продукции;
– маркетинг, продвижение продукции и услуг на городской, региональные и внешние рынки, проведение выставок, рекламных кампаний, обучение, консалтинг.
В 
России сложилась парадоксальная ситуация, 
когда происходит постоянный рост количества 
разнообразных структур поддержки 
малого предпринимательства, формируются 
все новые общественные движения 
– союзы, ассоциации, объединения 
и даже создается новая 
В 
этих условиях возрастает актуальность 
малобюджетных форм поддержки малых 
предприятий, их самоорганизации, развития 
общественных организаций и объединений. 
Достаточно прочное и заметное место 
среди негосударственных 
Что 
касается других форм общественных организаций 
федерального, регионального и местного 
уровней, то в них участвует незначительная 
часть субъектов МП. При создании 
и обеспечении деятельности специальных 
объединений и союзов малого предпринимательства 
возникает много проблем, прежде 
всего финансового характера. Объединения 
малых предпринимателей функционируют 
на основе различных организационно-
Практическая 
деятельность общественных объединений 
малого предпринимательства в 
Как 
показал опыт более чем десятилетнего 
развития предпринимательства в 
России, недостаточная эффективность 
различных форм государственной 
поддержки во многом вызвана слабой 
подготовленностью этого 
В условиях переходной экономики чрезвычайно велика роль государства в создании финансовых, страховых и правовых условий для развития малого и среднего предпринимательства. Среди множества факторов определяющих темпы развития малого бизнеса обозначим некоторые.
Необходима отработка системы институтов финансирования кредитования и страхования рисков малого предпринимательства. Механизмы финансовой поддержки малого предпринимательства по мере развития этого сектора экономики претерпели определенную трансформацию. В начале 90-х годов в условиях несформировавшейся институциональной среды поддержки МП превалировали методы прямого, иногда на безвозмездных началах, финансирования отдельных приоритетных (по экспертным оценкам) предпринимательских проектов.
К 
середине 90-х годов, когда были созданы 
базовые элементы институциональной 
среды, получила распространение практика 
разработки федеральных и региональных 
программ развития и поддержки малого 
предпринимательства. Бюджетное финансирование, 
преимущественно на возвратных основах, 
осуществлялось для отдельных проектов, 
соответствующих федеральным и 
региональным приоритетам. Одним из 
условий бюджетного финансирования 
являлось привлечение для этих целей 
средств самих 
В 
последние годы происходило постепенное 
сокращение и сведение практически 
на нет ассигнований на финансирование 
Федеральной программы 
Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ