Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы алого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике
1.1 Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки
2.2 Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ.docx

— 62.74 Кб (Скачать файл)

По  данным проведенного в 2008 г. Госкомстатом РФ сплошного обследования МП, выявлено 800 тысяч активно действующих  малых предприятий. Еще более 200 тысяч  таких предприятий ликвидировано  или находилось в стадии ликвидации.

В процессе обследования выяснилось, что  обновление фондов в этом секторе  идет значительно быстрее, чем в  целом по экономике, при этом выше и само качество инвестиций. Так, коэффициент  обновления основных фондов на МП составляет 20% (на крупных и средних – 5%). Это  означает, что фонды в первом случае полностью меняются в течение  пяти лет, а во втором – только в  течение 20 лет. Кроме того, коэффициент  выбытия в малом бизнесе равен 8% против 1% в экономике в целом.

Структура МП: половина малых предприятий находятся  в сфере торговли: они держат 51% оборота в оптовой торговле и 26% – в розничной. В строительстве  сосредоточено 14% малых предприятий, которые обеспечивают 28% подрядных  работ в стране. В промышленности малые предприятия занимают 14%, они  развиваются наиболее интенсивно в  легкой, пищевой промышленности, в  производстве стройматериалов. Способность  малого бизнеса быстро занимать возникающие «ниши» в экономике проявилась в связи с изменениями в таможенной политике, позволившими малым предприятиям наладить производство и выйти на рынок с изделиями бытовой техники и радиоаппаратуры.

Вместе  с тем выяснилось, что активность малых предприятий по сравнению  с крупными и даже средними все  еще низка. Доля малых предприятий  в суммарном объеме инвестиций в  основной капитал составляет всего  около 3%.

Кроме того, несмотря на рост производства и  услуг на малых предприятиях, который  носит преимущественно интенсивный  характер (он происходит в условиях сокращения количества действующих, незначительного  увеличения занятых), их вклад в валовой  внутренний продукт России не соответствует  имеющимся возможностям. Все это  позволяет утверждать о достаточно высоком потенциале малого предпринимательства, не говоря уже об уклоняющемся от официального обследования теневом предпринимательстве. По свидетельству специалистов, официальных  органов, в частности МАПа, выявленная общая тенденция к росту малого предпринимательства не является результатом  его последовательной государственной  поддержки. Предпосылками такого роста  явился так называемый компенсационный  эффект событий 1998 года и сложившаяся  в последние годы благоприятная  экономическая ситуация.

Государственные средства (включая инвестиционные ресурсы  на реализацию Федеральной программы  поддержки малого предпринимательства) не были выделены, а средства на реализацию мер, предусмотренных программой на 2000–2001 годы, поступили только в конце 2000 года. Такое отношение Правительства  РФ к малому предпринимательству  негативно сказывалось на позиции  регионов при выделении средств  на поддержку этого сектора экономики.

Опыт  экономически развитых стран свидетельствует  о том, что при определенных усилиях  государства малые предприятия  могут играть более заметную роль в развитии страны.

Начало XXI века ознаменовалось достаточно высоким  уровнем безработицы, хотя, по мнению аналитиков, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Для поддержания  высоких темпов развития экономики  страны необходима активность малых  и средних предприятий.

Правительство в этих условиях инициировало пересмотр  политики в данной сфере с тем, чтобы особо важные инструменты, применяемые для поддержки малых  и средних предприятий соответствовали  изменениям, происходящим вокруг них.

«Малые  и средние предприятия XXI века рассматриваются  как хорошие пружины экономического развития и динамизма, которые демонстрируют  свою живость, гибкость и творческий подход к делу. Меры в отношении  малых и средних предприятий  должны развивать и взращивать широкий  диапазон независимых малых и  средних предприятий».

Основными целями новой концепции являются:

– поддержка самостоятельных усилий в деле проведения хозяйственного новаторства  и освоения новых видов продукции;

– создание более благоприятного климата, способствующего конкуренции;

– создание необходимой системы безопасности.

Первая  цель состоит в поддержке позитивного  роста активно добивающихся своих  задач малых и средних предприятий  и их самостоятельных усилий в  хозяйственной деятельности и освоении новых видов продукции. Вторая цель состоит в облегчении доступа  к ресурсам управления, таких, как  капитал, людские ресурсы, технология, информация и прочие, а также в  обеспечении честных условий  конкуренции путем устранения несовершенства функции рынка. Третья цель состоит  в смягчении воздействия, вызванного резким изменением окружающих условий, и в помощи малым и средним  предприятиям адекватно реагировать  на возникающие отклонения, и в  то же самое время создать систему, которая предоставляет поддержку  предприятиям, потерпевшим неудачу, а также возможности заново испытать судьбу на рынке.

Меры  государственной поддержки, разрабатываемые  с учетом выдвинутых на предстоящий  период целей, предполагается дифференцировать для средних, малых, мельчайших предприятий; особо выделяются венчурные предприятия  всех размеров.

Для начинающих новое дело венчурных  компаний предусмотрена многосторонняя поддержка, включающая смягчение условий  кредитования, необходимого для начала дел, обеспечение гибкими управленческими  ресурсами, такими как кадры, технологии. Для уже существующих малых и  средних предприятий будут внедряться такие меры поддержки по обеспечению  управленческих ресурсов как оборудование и / или инженерно-технические средства, технология и людские ресурсы, будут  также реализованы мероприятия  в целях оптимизации перехода, направленного на укрепление управленческой базы.

Государственная концепция поддержки малого, среднего и мельчайшего бизнеса в наступившем XXI веке нашла отражение в новом  Основном законе о малых и средних  предприятиях, который был введен в действие в декабре 2000 года.

В России до последнего времени не удалось  встроить меры поддержки малого предпринимательства  в общую политику реформирования экономики.

В России малые предприятия явились  своеобразным локомотивом реформ только в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, когда они явились своего рода полигоном апробации негосударственных  форм хозяйствования. Позднее отсутствие четко обозначенных приоритетов  экономического развития экономики  в целом позволило (хотелось бы предположить только эту причину) выработать стратегии  встраивания малого предпринимательства, переориентацию народного хозяйства  на рыночное развитие.

С большим опозданием такая попытка  предпринята в 2001 году, в связи  с принятием в конце 2001 года Концепции  государственной политики поддержки  и развития малого предпринимательства  в Российской Федерации.

Динамичное  развитие малого предпринимательства  и его эффективное участие  в решении социально-экономических  проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависит от наличия необходимых  институциональных основ.

К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым  центром «Москва», 36 бизнес-центров, 96 учебно-деловых центров. Полнота  и комплексность институтов и  инфраструктурной поддержки различаются  по регионам России. Наиболее полно  они представлены в Москве, которая  является своего рода полигоном отработки  управленческих и организационных  решений в отношении МП.

Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка  доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются  отдельные рыночные услуги. Кроме  того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и  кооперация, что способствует самоорганизации  МП. Поскольку инфраструктура выполняет  важную социальную функцию, ее создание и развитие должно (хотя бы частично) финансироваться государством. Наряду с этим (и такая практика имеется) для соответствующих целей привлекаются средства союзов предпринимателей, банков, а также финансовые ресурсы из частных источников на некоммерческой основе – субсидирование, гранты, благотворительность  и т.д.

В настоящее время не существует общепринятой классификации элементов инфраструктуры, типичной для регионов. Более того, иногда применяются разнообразные  определения для однотипных структур. Одним из базовых элементов инфраструктуры практически во всех регионах являются Фонды поддержки малого предпринимательства, которые оказывают финансовую поддержку  эффективным проектам малых предпринимателей (как правило, в виде льготных кредитов). Кроме того, именно за счет средств  этих фондов происходит частичное финансирование донасыщения инфраструктуры регионов или муниципальных образований  отдельными элементами.

Задачей регулирования деятельности базовых  элементов инфраструктуры является концентрация на ключевых проблемах  поддержки малого предпринимательства. В ближайшей перспективе это:

– актуальность информации, включая вопросы  передачи технологии, наличия свободных  производственных мощностей, рынков ресурсов и готовой продукции;

– маркетинг, продвижение продукции  и услуг на городской, региональные и внешние рынки, проведение выставок, рекламных кампаний, обучение, консалтинг.

В России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки  малого предпринимательства, формируются  все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения  и даже создается новая предпринимательская  партия, а бюджетная поддержка  малого предпринимательства постоянно  сокращается.

В этих условиях возрастает актуальность малобюджетных форм поддержки малых  предприятий, их самоорганизации, развития общественных организаций и объединений. Достаточно прочное и заметное место  среди негосударственных структур поддержки малого предпринимательства  занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ), созданная  в 1991 г. как общественное объединение  предприятий и предпринимателей, представляющее интересы всех отраслей экономики, в т.ч. и МП.

Что касается других форм общественных организаций  федерального, регионального и местного уровней, то в них участвует незначительная часть субъектов МП. При создании и обеспечении деятельности специальных  объединений и союзов малого предпринимательства  возникает много проблем, прежде всего финансового характера. Объединения  малых предпринимателей функционируют  на основе различных организационно-правовых форм. Часть из них является общественными  структурами, другие – коммерческими  структурами (хозяйствующими субъектами). Число членов таких организаций  часто незначительно, они не имеют  организационного опыта и финансовых средств, чтобы направлять свою деятельность на защиту интересов МП. Кроме того, общественные объединения МП плохо  взаимодействуют друг с другом. Для  консолидации предпринимательских  объединений, концентрации их усилий на решении неотложных проблем, обеспечения  нормального правового климата  возникла идея создания Объединения  предпринимательских союзов России (ОПОРы).

Практическая  деятельность общественных объединений  малого предпринимательства в значительной степени должна быть направлена на лоббирование. Система влияния на государственную политику получила распространение во всем мире. Для  придания этим формам лоббирования правовых основ следует ускорить принятие законодательного акта «О лоббировании», как это практикуется в большинстве  стран с развитой рыночной экономикой.

Как показал опыт более чем десятилетнего  развития предпринимательства в  России, недостаточная эффективность  различных форм государственной  поддержки во многом вызвана слабой подготовленностью этого сектора  экономики к ее восприятию. В перспективе  государство, как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать  свои риски. Для этого следует  упорядочить, координировать, контролировать, прежде всего, финансовые средства, направляемые в малый бизнес через различные  структуры.

В условиях переходной экономики чрезвычайно  велика роль государства в создании финансовых, страховых и правовых условий для развития малого и  среднего предпринимательства. Среди множества факторов определяющих темпы развития малого бизнеса обозначим некоторые.

Необходима  отработка системы институтов финансирования кредитования и страхования рисков малого предпринимательства. Механизмы  финансовой поддержки малого предпринимательства  по мере развития этого сектора экономики  претерпели определенную трансформацию. В начале 90-х годов в условиях несформировавшейся институциональной  среды поддержки МП превалировали  методы прямого, иногда на безвозмездных  началах, финансирования отдельных  приоритетных (по экспертным оценкам) предпринимательских проектов.

К середине 90-х годов, когда были созданы  базовые элементы институциональной  среды, получила распространение практика разработки федеральных и региональных программ развития и поддержки малого предпринимательства. Бюджетное финансирование, преимущественно на возвратных основах, осуществлялось для отдельных проектов, соответствующих федеральным и  региональным приоритетам. Одним из условий бюджетного финансирования являлось привлечение для этих целей  средств самих предпринимателей, муниципальных средств и других источников. [15]

В последние годы происходило постепенное  сокращение и сведение практически  на нет ассигнований на финансирование Федеральной программы государственной  поддержки МП. Средства, предназначенные  на данные цели на 2005 г., оказались внутри статей бюджета. Изъятие их непосредственно  на поддержку малого предпринимательства  сопряжено с определенными трудностями. За это время во многих регионах сформировалась достаточно четкая политика администраций и законодательных  собраний в части финансовой поддержки  данного сектора региональной и  местной экономики, которая предусматривается  отдельной строкой в бюджете. Однако без необходимого внимания государственной  власти к финансированию МП энтузиазм  регионов может тоже зачахнуть.

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ