Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью исследования является изучение принципов  и методов государственной поддержки  малого бизнеса в муниципальных  образованиях.
В соответствии с поставленной целью  намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого  предпринимательства в современной  экономике; 
* выявить состояние и проблемы  алого предпринимательства; 
* определить место программ поддержки  малого предпринимательства в  общей стратегии социально-экономического  развития регионов и ее отражении  в рамках комплексных среднесрочных  программ субъектов Федерации; 
* изучить основные направления  государственной поддержки малого  бизнеса;
Введение 
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства  в современной экономике 
1.1 Место и роль малого предпринимательства  в современной экономике и  зарубежный опыт его государственной  поддержки 
1.2 Состояние и проблемы малого  предпринимательства 
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства 
2.1 Основные направления государственной  поддержки 
2.2 Использование программно-целевых  методов управления для решения  задач развития и государственной  поддержки малого предпринимательства 
Глава 3. Основные направления совершенствования  государственной политики поддержки  и развития малого предпринимательства 
Заключение 
Список  литературы
Малое 
предпринимательство занимает определенную 
нишу в системе экономических 
отношений современного общественного 
устройства. В соответствии со сложившимся 
характером разделения труда в общественном 
масштабе ему отводится двоякая 
роль – с одной стороны малое 
предпринимательство – это 
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства. [13]
За 
последние десятилетия можно 
наблюдать определенное структурное 
преобразование экономической системы, 
заключающееся в переходе лидерства 
в ней от крупных фирм к малому 
бизнесу. Хотя “лицо” любого развитого 
государства формируют крупные 
корпорации, а наличие мощной экономической 
силы (крупного капитала) в значительной 
мере определяет уровень научно-технического 
и производственного 
Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Количество малых предприятий, приходящееся на тысячу жителей в России меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малого бизнеса в общественном производстве России также существенно разнится: от 10-11 % ВВП в России до 50-60 % в развитых странах мира.
Малые 
предприятия в развитых странах 
являются основными создателями 
дополнительных рабочих мест. Например, 
в США только в 1970-1985 годах на малых 
и средних предприятиях создано 
35 миллионов новых рабочих мест, 
в то время как на государственных 
предприятиях и компаниях крупного 
бизнеса число рабочих мест сократилось 
почти на 6 миллионов. Доля малых 
и средних предприятий в общей 
численности занятых в 1995 году составляла: 
в США - 70%, Япония - 78%, Италия -73%, Франция 
- 54%. Хотя в России последнее время 
не растет количество малых предприятий, 
однако, именно они вносят значительный 
вклад в решение социально-
Одна 
из причин успешного развития малого 
бизнеса в странах с рыночной 
экономикой состоит в том, что 
там крупное производство не противопоставляется 
малому. Малые предприятия зачастую 
создаются при крупных фирмах 
или сотрудничают с ними. Таким 
образом формировалась 
Малое 
предпринимательство в 
Кроме 
юридических лиц, предпринимательской 
деятельностью занимаются также 
предприниматели без 
Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2001 года, по данным Министерства по налогам и сборам России, достигла 4 миллионов человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 14 миллионов человек. В общей численности экономически активного населения это составляет около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.
В 
то же время по различным оценкам 
примерно половина малых предприятий 
– “мертвые” и не ведут никакой 
деятельности. Они либо не начали работать, 
либо прекратили свою деятельность и 
фактически не существуют, не будучи ликвидированными 
в юридическом смысле. Это связано 
с одной стороны с тем, что 
ликвидация предприятия является достаточно 
трудным делом. С другой стороны, 
отсутствие эффективного контроля за 
добросовестностью ведения 
Понятие среднее предприятие не существует в российском законодательстве. Никакие данные об этой группе предприятий не рассчитываются и не публикуются. Они могут быть получены только путем специальных расчетов на основе баз данных по отдельным предприятиям, хранящихся в субъектах Российской Федерации. Число средних предприятий (например, имеющих не более 500 человек персонала и не являющихся малыми) составляет примерно 100 тысяч или 93% от общего числа крупных и средних предприятий. Поэтому в ряде случаев совокупные данные о крупных и средних предприятиях достаточно точно характеризуют группу средних предприятий. [14]
Развитие малого и среднего предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, около четверти – в Москве. Подавляющее большинство малых и средних предприятий в России занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост. Приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время развиваются в очень слабой степени. Доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции чрезвычайно мала.
Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 12%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.
Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить целый ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего бизнеса:
несовершенство 
нормативно-правовых основ администрирования 
малого бизнеса со стороны государства, 
затруднение доступа субъектов 
малого предпринимательства к 
отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов для инвестирования малых предприятий;
несовершенство системы налогообложения;
проблемы материально-ресурсного обеспечения малого бизнеса;
трудность в осуществлении инновационных проектов и программ предпринимателей;
неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
проблемы 
кадрового обеспечения и 
несовершенство государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Глава 
2. Государственная поддержка 
2.1 
Основные направления 
За 
последнее десятилетие в России 
сформировались основные общепринятые 
в странах с развитой рыночной 
экономикой элементы системы государственной 
поддержки малого предпринимательства. 
Учитывая современные условия и 
проблемы развития малого предпринимательства, 
а также недостаточную 
Систему 
государственной поддержки 
- 
государственные нормативно-
-государственный 
аппарат, представляющий собой 
совокупность государственных 
-государственная 
инфраструктура поддержки 
1.Основным 
инструментом реализации 
Руководство 
реализацией государственной 
2. 
Государственный аппарат 
В 
настоящее время в Российской 
Федерации имеются все виды структур 
поддержки малого предпринимательства, 
которыми обладают развитые промышленные 
страны. Основой государственной 
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства 
является система государственных 
и муниципальных фондов поддержки 
малого предпринимательства. В настоящее 
время система фондов, состоит 
из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных 
фондов, из которых 24 учреждены с 
участием ФФПМП. Сам Федеральный 
фонд поддержки малого предпринимательства 
это государственная 
Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Региональные 
фонды учреждены 
Возможно 
несколько организационных форм 
предпринимательства в 
Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ