Специальные способы печати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:17, курс лекций

Описание работы

Наряду с тремя основными способами (высокая, офсетная и глубокая печать) в полиграфии применяется ряд других видов печати. Почти все они носят специальный характер.

Файлы: 1 файл

Tekhnika_SMI.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

16. Классификация  бумаги и картона

Бумагу и картон можно  классифицировать по разным критериям. Поскольку различие между бумагой, полукартоном и картоном в основном основывается на массе, следует упомянуть, что картон и полукартон могут  изготавливаться в виде единого  листа, как и бумага, либо в виде нескольких листов, соединяемых во влажном состоянии на машине непрерывного действия, или же соединяемых вне  машины соответствующими клеящими веществами. Бумагой и картоном называют материалы, изготовленные преимущественно  из специально обработанных растительных волокон, связанных между собой  силами поверхностного сцепления в  листовую форму. В СССР листовые материалы, имеющие меньшую толщину и  массу 1 м 2 до 250 г, относят к бумаге, а материалы с большей толщиной и массой 1 м2 свыше 250 г — к картону.

Обычно масса бумаги равна  до 200 г/м2, полукартона от 200 до 400 г/м2, картона - более 400 г/м2. Однако это не слишком четкое и не всегда соблюдаемое  различие.

В соответствии со способом изготовления, бумагу подразделяют на:

  • сделанную ручным способом, по старой технологии;
  • изготовленную ручным и механическим способом круглосеточной машиной;
  • изготовленную механическим способом, плоскосеточной бумагоделательной машиной.

Основываясь на волокнистом составе, бумагу по ГОСТу подразделяют на:

  • 100% целлюлозы;
  • 20 - 50% древесной массы, 80 - 50% целлюлозы;
  • 40% целлюлозы, 60% древесной массы.

Согласно  ГОСТ 9327-60 классификации бумага делится  на 11 классов:

1. Для печати (типографская, офсетная, иллюстрационная для глубокой печати, картографическая, мелованная и др.) - отличается высокой гладкостью, белизной; хорошо впитывает печатную краску. К этому классу относятся также газетная бумага из более дешевых волокнистых материалов без проклейки и наполнителей или с низким содержанием наполнителей и бумага для обоев.

2. Для письма (писчая почтовая, конвертная, для карточек и др.) - отличается хорошей проклейкой малой впитывающей способностью и высокой гладкостью. Бумага первых двух классов выпускается из небеленой и беленой сульфатной и сульфитной целлюлозы, а также с применением тряпичной полумассы и древесной массы.

3. Чертежно-рисовальная (рисовальная, чертежная, чертежная прозрачная, чертежная калька и др.) - вырабатывается обычно без наполнителя или с небольшим его содержанием, хорошо проклеивается, а для придания прозрачности некоторые сорта сильно увлажняются и каландрируются при высоком давлении валов. Изготовляется из сульфатной беленой целлюлозы с добавлением в отдельные виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы.

4. Электроизоляционная (конденсаторная, кабельная, телефонная изоляционно-намоточная и др.) - отличается высокой механической прочностью хорошими диэлектрическими свойствами. Вырабатывается обычно из сульфатной небеленой целлюлозы с малой зольностью и высокой чистотой, без наполнителей и проклеивающих веществ.

5. Папиросная (мундштучная, папиросная, сигаретная, курительная) - по композиции, свойствам и технологии изготовления бумаги этого класса весьма разнообразны. Сырье - беленая или небеленая сульфитная целлюлоза с добавлением беленой древесной массы или отходов льнопенькового производства (очесы).

6. Впитывающая (фильтровальная, промокательная, пропиточная)- применяется для производства фибры, пергамента, санитарно-гигиенических изделий и т. п.; отличается высокой пористостью, хорошо впитывает жидкости.

7. Бумага для аппаратов (телеграфная лента, лента Крида, перфокарточная и др.) - характеризуется повышенной механической прочностью. Изготовляется из небеленой сульфитной или сульфатной (перфокарточки) целлюлозы с добавлением в отдельных случаях белой древесной массы.

8. Светочувствительная (основы) - фотоподложка, служащая для изготовления фотографической бумаги, светочувствительная для светокопий и др.; отличается высокой механической прочностью, хорошей проклейкой и рядом специальных свойств. Вырабатывается из беленой и небеленой сульфитной и сульфатной целлюлозы.

9. Переводная (основы - копировальная, переводная и др.) - подвергается специальной обработке.

10. Оберточная - применяется для упаковки пищевых продуктов и промышленных товаров - мешочная, чайная, спичечная, бутылочная, фруктовая, растительный пергамент, светонепроницаемая, основа для парафинирования, армированная и др. Изготовляется из прочных волокнистых материалов, а также отходов производства. Некоторые виды бумаги этого класса подвергаются битумированию, парафинированию, ламинированию (получение бумаги слоистой структуры) и т. п.

11. Промышленно-техническая разного назначения. Наиболее обширный класс бумаги: патронная, наждачная, диффузорная, для звукозаписи, для пряжи и др. К этому классу относятся так называемые длинноволокнистые бумаги (шелковка, асбестовая, стеклянная и др.), изготовляемые из хлопкового волокна, асбеста и искусственных волокон обычным способом бумажного производства, а также и "сухим формованием". Отличается высокой эластичностью и механической прочностью.

 

Картон - разновидность бумаги, отличается от нее большим количеством бумажной массы на единицу площади. Обладает большей толщиной, весом и жесткостью. Границу раздела условно проводят на толщине листа материала 0.3-0.4 мм или весе 250-300 г/м2. Кроме этого, в отличие от бумаги, структура картона может быть многослойной. В упаковке сейчас очень широко применяется картон одностороннего мелования. Важно знать, что из-за несимметричной структуры он очень сильно подвержен короблению при колебаниях влажности, поэтому к условиям его хранения и акклиматизации предъявляются повышенные требования.

По назначению картоны подразделяют на:

  1. упаковочные (служат для изготовления ящиков и коробок);
  2. полиграфические (переплетный (для изготовления книжных переплетов и беловых изделий), матричный (для изготовления матриц, используемых для отлива стереотипов), билетный и др.);
  3. обувные;
  4. электроизоляционные;
  5. строительные.

Различают однослойные и  многослойные картоны.

17. Классификация  небумажных расходных полиграфисеских  материалов

К расходным материалам кроме  бумаги, картона и т.д. относятся  так же:

Печатные  краски  (смесь красящего пигмента с липким связующим веществом).

Выбор краски зависит от способа печати. Офсетные краски в  сравнении с красками для высокой  печати более вязкие, водостойкие  и более интенсивные. В глубокой печати, напротив, используются краски с пониженной вязкостью, чтобы печатные элементы формы могли легко заполняться; кроме того, они должны быть быстросохнущими.

Классификация печатных красок:

  • по способу печати (для способа высокой печати, для способа офсетной печати, для фототипии, для флексографии и др.);
  • по конструктивным и технологическим особенностям печатного оборудования (для рулонных и листовых печатных машин, для машин с сушильными устройствами или без них);
  • по назначению печатных красок (для триадной печати, бронзирования, для печати ценных бумаг и др.);
  • по типу запечатываемого материала (бумага, картон, жесть и др.).

       Краски специального назначения: а) ароматизированные; б) для печати на упаковках                                 пищевой продукции (без запаха); в) металлизированные; г) люминесцентные; д) УФ закрепление; е) гибридные; ж) интерферентные; з) термохромные

Лаки - это жидкие вещества, способны при нанесении их тонкими слоями, образовывать на поверхности твердые прозрачные покровные пленки. Лакирование производят для следующих целей:

1) В оформительских целях,  для придания оттиску специального  эффекта- глянца, матовости, запаха.

2)Для подготовки по  следующим операциям отделки:  термообработки и т. д.

3)Для повышения прочности:  красочного слоя на истирание

4)Для защиты изображения  от внешнего воздействия

Классификация:

  • воднодисперсионные

Преимущество: 2)высокая скорость высыхания и пленкообразования; 3) простота регулировки вязкости, путем  добавления воды; 4)хорошая смачиваемая  лакировальная поверхность, которая  при сплошном лакировании обеспечивает равномерное распределение лака; 5)экологическая безопасность, лак  можно использовать на пищевых упаковках; 6)лаковые пленки устойчивы к воздействию  низких температур; 7)отсутствие запаха у сухой пленки; 8) высокая эластичность лаковых пленок и прочностное  истирание, и изгибание; 9)отсутствие выщипывание оттиска благодаря  маловязкости лака; 10)высокая прозрачность и отсутствие желтизны при сплошном лакировании.

Недостатки: 1)деформирование тонкой бумаги при лакировании, т  к эти лаки в основном содержат воду, а для достижения оптимальной  степени глянца толщина лаковой  пленки должна составлять 6,2-7,3 гр./м2; 2) лак очень быстро высыхает, могут  возникнуть сложности при очистке  валиков после печати; 3)дисперсионные  лаки могут пениться, существуют специальные  добавки - пеногасители, которые снижают  образование пены.4) лаковая пленка может стягиваться или трескаться.

  • спирторастворимые (используются, когда необходимо мгновенное высыхание)
  • масляные.

просты в применении

Недостатки:1) длительность закрепления 2) склонность к пожелтению 3)сравнительно невысокий глянец 4) необходимость  использовать противоотмарочные порошки (что бы оттиски не слипались)

  • УФ отверждаемые (или отвергаемые)

Преимущества: 1) превосходный глянец; 2)мгновенное высыхание; 3)большая  прочность на истирание, устойчивые высокие и низкие температуры; 4) возможность быстрой дальнейшей обработки: теснение, беговки, фальцовки.

 

Клеи.

Классификация:

  1. Животного происхождения – самый качественный и лучший
  2. Недостатки: очень дорогой; его необходимо варить, сразу использовать не получится; ужасный запах
  3. Растительного происхождения. Декстрин – самый распространенный, получают из картофельного красхмала
  4. ПВА( поливинилацетат). Готов к работе в любой момент, быстро сохнет
  5. Недостаток: не все поверхности можно им склеить
  6. Силикатный клей не используется. Т.к. оставляет следы и он дорогой.

 

Типографские  ткани

Классификация:

  1. Марля типографская (грубее. Чем обычная марля и ячейки у нее шире)
  2. Каптал - полоска материи с утолщённым краем, наклеиваемая на края корешка книжного блока для увеличения прочности скрепления листов и улучшения внешнего вида
  3. Коленкор - это переплетный материал, для изготовления которого применяется хлопчатобумажная ткань
  4. Ледерин — материал для переплётов на тканевой или бумажной основе, имитирующий кожу. В отличие от коленкора ледерин водостоек, имеет глянцевую поверхность с рисунком.
  5. Бумвинил

18. История полиграфического  воспроизведения иллюстрация

История воспроизведения  иллюстрации

Точно неизвестно, когда  впервые люди нанесли красочный  слой с формы высокой печати на воспринимающую поверхность, но можно  с большой долей вероятности  предположить, что эта поверхность  была тканью. «Древнейшим сохранившимся  до наших дней изделием из набивной ткани считают тунику IV в., найденную  в детской гробнице, раскопанной  в 1894 г. в Египте».

Набивка на ткани

Печатание узора при помощи рельефных форм по ткани, так называемая «набивка» («набойка»), широко распространяется в Европе только к ХIV-XV вв. Техника  ее изготовления была нехитрой: мастер делал ксилографическую форму, где  печатные элементы — узор — находились выше пробельных. Ткань тщательно  натягивали на подрамок, затем брали  краску и аккуратно наносили ее на вырезанные части рисунка (печатные элементы), после чего ткань прижимали  к деревянной форме, иногда постукивая сверху специальной щеткой, чтобы  создать необходимое давление между  печатной формой и воспринимающей поверхностью.

Трафареты

В книгопечатание подобная технология пришла позднее. В рукописных книгах, конечно же, присутствовал  изобразительный материал, но чаще всего рисунки раскрашивались по трафарету. Художник делал набросок, по которому изготавливался трафарет: пробельные элементы в нем не пропускали краску, а печатные, наоборот, пропускали. Таким образом получали относительно одинаковые рисунки.

Ксилографические  гравюры

Даже в знаменитой «Библии» Иоганна Гутенберга, отпечатанной в 1455 г., все 282 миниатюры нарисованы от руки. Но уже в 1457 г. в Псалтыри Петер  Шеффер и Иоганн фуст впервые публикуют  изобразительный материал с ксилографических печатных форм. Кроме того, печать в  этой книге производилась с трех форм: инициал воспроизведен синим  цветом, орнамент — красным, а основной текст — черным. Примерно в это  же время в Европе развивается  гравирование — вид графики, в  котором изображение является оттиском рельефного рисунка, нанесенного на металлическую форму. Сначала по аналогии с ксилографией появляется «выпуклая» гравюра, то есть форма печати все еще остается высокой. Качество оттисков заметно повышается, так  как поверхность печатных элементов  намного ровнее в сравнении с  ксилографической формой; возрастает тираже-стойкость, поскольку медь является более твердым материалом, чем  дерево. Основная трудность в изготовлении печатной формы для «выпуклой» гравюры  заключалась в том, что убирать  излишки металла с больших  площадей было довольно трудно, а сделать  большое количество тонких штриховых  линий — почти невозможно. Ювелиры, например, издревле поступали наоборот — углубляли линии рисунка. Неизвестно, кто и когда догадался залить краситель в подобные углубления, а потом обеспечить достаточное  давление на воспринимающий материал, но факт остается фактом: на рубеже XIV-XV вв. родилась глубокая печать. Существует предположение, что ее появление  связано с быстрым распространением по миру игральных карт. Как попали карты в Европу, точно неизвестно; возможно, их привез венецианец Марко  Поло из поездки по Китаю во второй половине XIII века. Другие исследователи  считают, что их привезли из Египта цыгане. Арабское происхождение игральных  карт связывают также с вторжением сарацинов на Сицилию. До наших дней дошли карты из Италии, датированные 1299 г., из Испании — 1371 г., из Германии — 1380 г.1... Их изготавливали вручную  и при помощи трафарета. Дело это  было прибыльным, а следовательно, и  быстро развивалось. Именно с игральными картами связано изобретение  глубокой печати, это можно определить по рисунку с большим количеством  штриховых линий, имитирующих полутона. Скорее всего, печатной формой служила  резцовая гравюра на меди. С ксилографической формы высокой печати получить оттиски  с большим количеством тонких штрихов по техническим причинам не представлялось возможным. Текст  и иллюстрации в рукописных книгах обычно располагались на разных полосах, но в 1423 г. впервые на ксилографической гравюре «Святой Христофор» неизвестный  мастер располагает под рисунком две строчки выгравированного текста. Таким образом, зарождаются новые  возможности объединения графического и текстового материала. Полиграфическим  способом первые сюжетные иллюстрации  в книгах воспроизводит ученик Иоганна  Гутенберга Альберт Пфистер («Богемский землепашец», 1461 г.). На иллюстрациях этой книги еще отсутствует штриховка, но, возможно, они предназначались  для раскрашивания. Пфистер использовал  в «Богемском землепашце» двойную  технику: текст печатался с наборной металлической формы, а иллюстрации  — с ксилографической. Правда, в  данной книге присутствуют только полосные иллюстрации. Оборочные рисунки, то есть рисунки, введенные в текст, впервые появились в 1462 г. в книгах «Четыре истории» и «Библия бедных». Печать в этих изданиях, судя по всему, была глубокой. Лист бумаги сильно прижимали  к печатной форме, краска из углублений переходила на бумагу. Поскольку воспроизводить изобразительный материал в то время  могли только с одной стороны (так как при обороте листа  неминуемо повреждался первый рисунок), в некоторых изданиях односторонние  гравюры склеивали. Цветных сюжетных иллюстраций, воспроизведенных полиграфическим  способом, еще не существовало —  контурные штриховые рисунки  обычно раскрашивали от руки, хотя теория цвета была, несомненно, известна (живописцы, смешивая краски, добивались получения  любых оттенков цвета). И вот наконец  в 1485 г. впервые в истории книгопечатания Эрхард Ратдолт произвел цветоделение. Во втором издании книги «Сферы мира»  он получил многокрасочный оттиск с  четырех ксилографических форм, применяя черную, красную, зеленую и оливковую  краски. В дальнейшем великий книгопечатник  вновь стал раскрашивать изобразительный  материал от руки, так как добиться относительно точного позиционирования различных красок с деревянных форм ему не удалось. Да и цветопередача  уступала раскрашенным от руки рисункам, а знаниями о различных цветовых моделях человечество еще не обладало. Но эта попытка цветоделения стала  важной эпохой в книгопечатании и  легла в основу нового этапа в  полиграфической технике. В то же время черно-белая иллюстрация  в книгах все еще оставалась контурной, и только в 1486 г. художник Эрхард Ройвих в книге «Путешествие в Святую землю» применил метод перекрестной штриховки, придав, таким образом, рисунку  объемную форму. Качество воспроизведения  изобразительного материала приобрело  новые возможности. Печатники понимали преимущества «углубленной» гравюры  на металле по сравнению с выпуклой ксилографической формой, но объединить ее с наборной формой высокой печати не могли. Впервые это удалось  флорентийскому печатнику Никколо  ди Лоренцо в 1481 г. в издании «Божественной  комедии» Данте Алигьери. Мастер осуществлял  печать в два приема: сначала с  металлической наборной формы —  текст, затем с медной формы глубокой печати — иллюстрации. Но эти попытки  были единичными, поскольку производство таких книг было чрезвычайно трудоемким. Вскоре был изобретен офорт, и  роль резца в какой-то степени  стали выполнять химические процессы: ровная металлическая пластина (сначала  железная, позже медная) покрывалась  слоем специального кислотоупорного  лака, по которому гравер наносил рисунок  тонкой иглой. Лак в местах, где  его «процарапывали», разрушался. Азотная  кислота, нанесенная поверх листа, «выедала»  на металле рисунок, и таким образом  получалась готовая форма глубокой печати. Изобретателем этого способа  считают немецкого оружейного мастера  из Аугсбурга Даниэля Хопфера (1470—1536), а первый офорт исследователи  датируют 1501-1504 гг. В течение двух с половиной веков офорт являлся  основным полиграфическим способом воспроизведения изобразительного материала, пока в XVIII веке во Франции  не был изобретен новый способ получения печатной формы для  передачи полутонового изображения: на медную пластину, покрытую слоем гранулированного сахара, наносили кислоту. Но получить качественное изображение удавалось  не всегда, и только в 1768 г. французский  печатник Жан Батист Лепренс добился  стабильного результата, и этот способ получил название акватинта. Только вместо сахара Лепренс использовал  измельченную смолу, которую ровным слоем рассыпал по медному листу. Снизу лист чуть-чуть подогревали, чтобы  смола расплавилась и «приклеилась»  к меди. Далее печатник воздействовал  на полученную поверхность раствором  хлорного железа, которое проникало  через гранулы смолы и вытравливало медь. Таким образом, от количества мазков кистью с хлорным железом  в медной пластине появлялись углубления различной величины. Знаменитый испанский  живописец и гравер Франсиско  Хосе де Гойя (1746-1828) первым среди художников обнаружил поразительные возможности  акватинты для воспроизведения  типографским способом реальных полутоновых  изображений. Позднее эта техника  применялась и такими известными художниками, как Эдгар Дега и  Камиль Писсарро. Акватинта дает возможность  формирования безрастрового полутонового изображения и до сих пор применяется  художниками для создания авторских  работ. Однако получить документальное отображение предмета, события или  явления до изобретения фотографии было невозможно. Прообразом современного фотоаппарата еще в глубокой древности  была камера-обскура — темная коробка  или «комната» с маленьким  отверстием в одной стенке. Если перед отверстием располагался какой-либо предмет, то на противоположной стороне  камеры было возможно наблюдать его  зеркальное отражение. Обскуру использовали живописцы для натурных зарисовок, а в ХVI веке с ее помощью астрономы  делали попытку изучения Солнца без  риска повредить глаза. Но зафиксировать  отражение в камере-обскуре удалось  только в 1826 г. французскому ученому  Жозефу Ньепсу (1765-1833), обратившему внимание на способность различных материалов изменять свое состояние под воздействием света. В качестве светочувствительного вещества Ньепс использовал асфальтовый  лак (время экспонирования фотоснимка составляло восемь часов).Первые фотопластинки  и отпечатки Ньепса 1826-1827 гг. хранятся в Лондонском музее науки и  в частных коллекциях. Над этой же проблемой работал другой французский  художник и изобретатель Луи Жак  Манде Дагер (1787-1851). С 1829 г. он активно  сотрудничал с Ньепсом в области  изучения светочувствительных материалов и 9 января 1839 г. на заседании Парижской  академии наук сделал доклад с полным описанием нового фотографического процесса (впоследствии названного его  именем - дагеротипией), где в качестве светочувствительного слоя использовался  иодид серебра. Начиная с 1830 г. в  Англии Фокс Талбот (1800-1877), английский физик и химик, совершенно независимо от французских исследователей занимался  закреплением образа в камере-обскуре. Его эксперименты с хлоридами  серебра и галлиевой кислотой позволили резко повысить светочувствительность  фотографической эмульсии, а время  экспонирования объекта съемки с  нескольких часов сократить до одной  минуты. К его изобретению относится  также и негативный процесс: ведь до этого дагеротип можно было получить только в одном экземпляре, а благодаря разработкам Талбота  фотоснимки стало возможным размножать. Это изобретение было запатентовано  в 1841 г. Итак, в первой половине XIX века стало технически возможным получение  видимого изображения объектов на светочувствительных  галогеносеребряных материалах. До сегодняшнего дня не существует ни одного носителя информации, который можно было бы сопоставить по информационной насыщенности с фотографией. Первым изданием, в  котором фотоснимки были отпечатаны полиграфическим способом, была книга  Ф. Талбота «Карандаш природы», опубликованная в 1844-1846 гг. и состоявшая из шести  выпусков. Изобретение фотографии сильно повлияло на дальнейшее развитие полиграфической  техники. Поначалу граверы-художники  стремились копировать фотографические  изображения, но вскоре поняли, что  полутона можно имитировать очень  мелкими штрихами-точками, и уже  во второй половине XIX века полиграфисты были способны воспроизвести фотографию любым способом: высоким, глубоким или  плоским. В высокой печати для  передачи полутонов использовался  растр — решетка для структурного преобразования направленного светового  пучка. Полутоновые иллюстрации (фотографии) переснимались через растр с  целью превратить изображение в  мелкоточечное. Существовали проекционные растры, которые располагались между  объективом и изобразительным материалом, и контактные — соприкасающиеся  со светочувствительным слоем. Позднее  были изобретены различные растровые  оптические системы с большим  количеством линз, зеркал, призм  и т.д. Полутоновые градации (плавный  переход от черного к белому) передавались как различной площадью точек, так  и различным их количеством. В 1882 г. в Филадельфии братьями Максом и Луи Леви был запатентован растр, состоящий из двух стекол, на каждое из которых были нанесены непрозрачные линии. Стекла склеивались таким  образом, чтобы эти линии пересекались под углом 90 градусов. Этот вид проекционного  растра использовался для передачи полутонового изображения в высокой  печати почти 100 лет. Воспроизведение  фотографий способом глубокой печати сдерживалось из-за нескольких проблем: во-первых, необходимо было нанести  на печатный цилиндр множество мельчайших отверстий разной глубины, причем точно  их позиционировать. Во-вторых, трудность  заключалась в прилипании светочувствительного слоя к цилиндрической поверхности  и, в-третьих, в удалении избытков краски с пробельных элементов. В 1862—1864 гг. выдающийся английский ученый Джозеф Свен попробовал нанести на поверхность  бумаги светочувствительный слой желатина (получив пигментную бумагу). В результате этого стало возможным покрытие светочувствительным слоем сферической  поверхности формы глубокой печати. В 1878 г. чешскому фотомастеру Карелу Кличу впервые удалось получить оттиск фотографии способом глубокой печати. Он скопировал диапозитив на пигментную бумагу (в результате чего желатиновый  слой задубливался в зависимости  от количества попадавшего на него света), припудривал асфальтовым  лаком медную пластину и прижимал к ней экспонированную поверхность  пигментной бумаги. Далее при помощи воды Клич отделял бумажную основу пигментной бумаги. Таким образом, задубленный  на различную глубину желатиновый  слой прилипал к медной пластине. После  травления хлорным железом (по аналогии с акватинтой) К. Клич получил поверхность  медной пластины с углублениями различной  величины. Этот способ был назван гелиогравюрой. Поскольку впервые в истории  полиграфии удалось добиться передачи полутонового изображения различным  слоем красителя, оттиски фотоиллюстраций  по качеству стали резко превосходить отпечатки, полученные способом высокой  печати. Но главным недостатком гелиогравюры? было то, что избыток краски с  пробельных (возвышающихся) элементов  типограф должен быть удалять вручную. Клич сумел решить и эту проблему: он изобрел специальный растр, образовывающий на печатной форме «перегородки» (напоминающие пчелиные соты), а также специальный  нож — ракель, который, скользя  по растровым перегородкам, удалял избыток краски с печатной формы. Растровые точки по площади были совершенно одинаковыми, а по глубине  разными. Способ печати с печатными  элементами не только разной глубины, но и различного диаметра растровых  точек называется глубокой автотипией. Таким образом, чем глубже была ячейка, тем больше краски переходило на запечатываемую поверхность и тем более насыщенным по тону было изображение на данном участке. В 1895 г. Карел Клич с английскими  коллегами открыл Рембрандтовский  печатный двор, где издавал репродукции  картин с очень высоким качеством. Технику гелиогравюры держали в  строжайшем секрете. Параллельные разработки по объединению технологии акватинты  с пигментной бумагой активно  велись в Германии и США. Но в 1903 г. один из работников Рембрандтовской  типографии эмигрировал в Америку  и раскрыл секрет, тщательно охранявшийся Карелом Кличем. С тех пор полутоновая  печать изобразительного материала  способом глубокой печати стала общедоступной. Специалисты плоской печати, а  именно — литографии, над воспроизведением фотографий начали работать еще до изобретения растра. Отшлифованный  известняк, который служил печатной формой, покрывали копировальным  слоем. Со светочувствительными слоями в плоской печати начал работать еще Ж. Ньепс (кстати, именно эта работа привела его к открытиям в  области фотографии). После изобретения  Ф. Талботом негативного процесса путь получения печатной формы для  воспроизведения полутонового фотографического изображения был ясен: на светочувствительный  слой лито-графского камня экспонировали  фотоизображение. После проявления засвеченные участки скрытого изображения  за-дубливались. С увеличением степени  почернения изображе-ния возрастала задубленность на данном участке, а  следовательно — после обработки  азотной кислотой — и олеофиль-ность (жировосприимчивость). В 1868 г. благодаря  экспе-риментам многих исследователей чешскому изобретателю Якубу Гуснику (1837-1916) удалось получить оттиск фотографии новым полиграфическим способом, получившим название фототипия. На стеклянную пластинку исследователь наносил  слой смеси хромированного желатина, яичного белка и пива. С обратной стороны стекла производилась засветка, чтобы светочувствительная эмульсия задубливалась и затвердевала. Поверх первого слоя наносили второй —  с хромированным желатином, на который  и производили экспозицию фотоизображения. После проявления Гусник получал  печатную форму, тиражестойкость которой  достигала 600 экземпляров. Два месяца спустя немецкий фотограф Йозеф Альберт (1825-1886), работая со светочувствительными слоями хрома, получил аналогичные  результаты. Обладая деловой хваткой, он заключил с Гусником контракт и  довел изобретение чешского мастера  до промышленного образца. Какое-то время способ назывался альбертотипией. В дальнейшем И. Альберт сумел  очень выгодно продать новый  полиграфический способ во многие страны. Фототипия обеспечивала очень высокое  качество передачи полутонов, но главным  ее недостатком являлась небольшая  тиражестойкость печатных форм. В  дальнейшем стеклянные пластины в печатных станках были заменены на металлические, что дало возможность закреплять их на цилиндрической поверхности печатной машины. Этот способ используется и  сегодня для печати высокохудожественных произведений, но в средствах массовой информации его вытеснила офсетная печать. Нельзя не упомянуть о значительном вкладе в фотографию, который сделал французский физик и изобретатель Артур-Луи дю Орон (1837-1920). Он начал  эксперименты в области фотографии в 20-летнем возрасте, а в 1912 г. за свои изобретения был возведен в кавалеры ордена Почетного легиона. В 1869 г. ему  удалось получить цветную фотографию. 1 марта 1864 г. дю Орон запатентовал еще  не созданное устройство для съемки и показа кинофильмов. Четыре года спустя, 23 ноября 1868 г., он получил патент на изготовление цветных фотографий. Снимаемая  сцена экспонировалась трижды через  зеленый, оранжевый и фиолетовый фильтры. Получалось три негатива, которые  изобретатель экспонировал на светочувствительную  бумагу, содержащую желатиновые слои красного, голубого и желтого красителей. При наложении цветов друг на друга  получался полноцветный отпечаток. Результаты работы исследователя были опубликованы в работе «Цвет в  фотографии: решение проблемы» в 1869 г., а в 1870 г. дю Орон опубликовал  свой труд «Воспроизведение цвета с  помощью пигментной бумаги». В это  же время другой французский исследователь, Шарль Кроз, параллельно ставил эксперименты с цветной фотографией и добился  получения цветного отпечатка всего  через 48 часов после получения  патента дю Ороном. Разумеется, изобретение  цветной фотографии сразу же попало в поле зрения полиграфистов. Принцип  цветоделения был, казалось бы, известен, оставалось только репродуцировать  снимок через три светофильтра, получить три печатные формы, нанести на них  три основные краски (красную, зеленую  и синюю), совместить — и полученный оттиск ничем не должен был отличаться от сфотографированного объекта. Но все оказалось гораздо сложнее  — абсолютного цветового соответствия между объектом, видимым человеческим глазом, и воспроизведенным полиграфическим  способом его изображением не удалось  добиться и по сей день.

Информация о работе Специальные способы печати