Специальные способы печати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:17, курс лекций

Описание работы

Наряду с тремя основными способами (высокая, офсетная и глубокая печать) в полиграфии применяется ряд других видов печати. Почти все они носят специальный характер.

Файлы: 1 файл

Tekhnika_SMI.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Преимущественно используется технология ICR, метод GCR имеет следующие  схемы:

    • None — при цветоделении черная краска в изображении не будет использоваться;
    • Light — черная краска будет присутствовать в участках изображения, где плотность «серой компоненты» от 40% и выше;
    • Medium (принято в Photoshop по умолчанию) — черная краска будет присутствовать в участках изображения, где плотность «серой компоненты» от 20% и выше;
    • Heavy — черная краска будет присутствовать в участках изображения, где плотность «серой компоненты» от 10% и выше;
    • Maximum — черная краска при цветоделении будет генерироваться везде, где смешиваются даже минимальные значения красок CMY, полностью замещая их.

21. Понятие, виды  и характеристики растров

Растр — точечная структура графического изображения при полиграфической и цифровой печати.В каждую точку листа можно нанести краску или не наносить её, то есть изображение преобразуется в совокупность точек. Эти точки, сливаясь на расстоянии, создают ощущение цветовых переходов. Различают а) регулярный (периодический) растр и б) стохастический (нерегулярный).Основной признак регулярных растров — это периодическая структура. Т.е. точки располагаются в определенном порядке на одинаковом расстоянии друг от друга. Три основных характеристики точек регулярного растра — угол поворота растра, форма точки и линиатура.Угол поворота растра — это набор углов, под которыми располагаются друг к другу линии из точек растра. Для чёрно-белой печати как правило используется угол в 45°.Линиатура – это частота растра, обозначающая количество линий растра на единицу длины изображения. Чем выше линиатура, тем более мелкие детали можно воспроизвести. Чаще всего линиатура измеряется в линиях на дюйм — lpi, а также в линиях на сантиметр. Для газетной печати, обычно, используется линиатура в 100—133 lpi. Для цветных журналов примерно 150—175 lpi.На окончательное восприятие изображения влияет форма точки. Как правило, точки имеют круглую форму, однако используются и точки других форм, например, эллиптические, ромбовидные или даже квадратные.Главным недостатком регулярных растров является возникновение муара. Муар — видимый, периодически повторяющийся посторонний рисунок в виде сетки, возникающий при наложении двух или более растровых изображений. Он может возникнуть, например, при неправильном выборе угла поворота растра. Является полиграфическим браком. Стохастическое растрирование известно уже более десятка лет, но широко распространилось сравнительно недавно.Стохастический растр в корне отличается от описанного выше регулярного растра. Изображение формируется из хаотичным образом разбросанных точек одного, гораздо меньшего размера, чем в первом типе. Муаровая картина на стохастических растрах значительно менее контрастна сравнительно с муаром на регулярных растрах, из-за чего долгое время обнаружить муарообразование на нерегулярных растрах не удавалось совсем. Специальная технология растрирования в стохастике даёт очень чёткое изображения, больше похожие на фотографии, чем на печатный оттиск. Благодаря этому её всё чаще используют при изготовлении высококачественных брошюр и каталогов. При использовании стохастического растрирования необходимы краски c хорошим уровнем растекания. Ключевой фактор при выборе красок — равномерное нанесение, характеризующееся устойчивой кривой.К недостаткам стохастического растра можно отнести чувствительность процесса к качеству изготовления форм и сложность печати.

22. Процесс механического и электрического растрирования полутоновых оригиналов

Механическое растрирование  – преобразование полутонового изображения  в растровое с помощью металлического клише.Металлическое клише – кусок цинка или латуни, на котором создается негативное изображение иллюстрации.Необходимо покрыть поверхность цинка альбумином. Под воздействием световых лучей альбумин начинает разлагаться. Между изображением и куском цинка (или латуни) кладется растр (сетка), она смазывается краской и производится оттиск.Электронное растрирование -  преобразование полутонового изображения в растровое, осуществляемое в издательских системах по специальным программам средствами вычислительной и лазерной техники.В электронном растрировании преобразование полутонового изображения в растровое осуществляется без использования фотомеханического растрового эффекта, то есть изображение печатных элементов заданной площади формируется в оптическом тракте экспонирующего устройства.Экспозиция скрытого изображения имеет распределение прямоугольной формы (в виде буквы П), которому соответствует после проявки аналогичное распределение относительных плотностей (почернений)на фотослое. Это распределение формируется различными способами, в основе которых лежат непрерывность или дискретность изменения площади получаемых точек.При электронном растрировании на плотность точки влияют отклонения экспозиции, чувствительности, контраст фотопленки, режим ее обработки. Размер точки, ее резкость менее восприимчивы к этим нестабильностям, чем в оптическом растрировании.В электронном растрировании используются высококонтрастные пленки.Непрерывная модуляция площади экспонирующего пятна. Для записи изображения используется экспонирующее световое пятно. Оно служит для создания печатающего элемента на позитивной фотоформе, и для создания пробела на негативной фотоформе. Растрирование с непрерывным управлением площадью светового пятна называется также аналоговым.Одно из устройств, которое осуществляет непрерывное управление площадью экспонирующего пятна, — электромагнитная диафрагма.Дискретное управление размерами печатного элемента.Системы электронного репродуцирования в составе цифровой техники обработки сигналов, компьютерные издательские системы пользуются способами дискретного изменения запечатываемой площади растрового изображения. Поэтому растрирование с дискретным управлением называется цифровым.Электронное растрирование осуществляется в издательских системах средствами вычислительной и лазерной техники.Площадь и форма печатных элементов и пробелов зависит от количественного соотношения и расположения нулей и единиц в комплекте битовых карт, которые соответствуют набору растровых точек.Растровый алфавит можно задать матрицей весовых значений той же размерности, то есть создать растровую функцию. Тогда контрастный сигнал может быть представлен как растровый алфавит.Распределение весов бывает упорядоченным и нерегулярным.Упорядоченное дает большее количество равноконтрастных переходов тона, светлоты и насыщенности, если значения распределены так, что площади элементов остаются неизменными при передаче на печатную пластину, а затем и на оттиск. Этому требованию удовлетворяют распределения, в которых весовые значения монотонно убывают или возрастают (в зависимости от заданной формы растровой точки) от центра к краям.

23. Проецирование  штриховых и полутоновых негативных  и позитивных оригиналов на  печатные формы офсетной печати

На печатной форме плоской  офсетной печати печатающие и пробельные элементы находятся практически  в одной плоскости. Способ изготовления печатных форм, осуществляемый с использованием позитивных фотоформ и с применением  предназначенных для такого способа  позитивно работающих формных пластин, называется способом позитивного копирования. При этом копировальный слой формных  пластин обладает такими свойствами, что в процессе проявления он удаляется  с засвеченных участков, и в  итоге эти участки печатной формы  становятся невосприимчивыми к печатной краске.Соответственно, название способ негативного копирования появилось  в результате того, что в ходе изготовления печатной формы используются негативные фотоформы. При этом применяются  формные пластины с негативным копировальным  слоем. В ходе обработки копировальный  слой удаляется со всех участков, которые  не были достаточно засвечены. Воздействие  экспонирующего излучения происходит на прозрачных участках фотоформы, соответствующих  печатным элементам, воспринимающим печатную краску.Перед тем, как производить  экспонирование или копирование  формных пластин, каждая из которых  предназначена для одного из однокрасочных  изображений, на пластинах пробиваются  отверстия приводки, что обеспечивает точное размещение фотоформ/макета печатного  листа. Очень часто на печатной форме  пробиваются приводочные отверстия  предназначенные для ее правильной установки в печатной машине. Эти  отверстия могут быть сделаны  уже после проявления экспонированной  формной пластины. В традиционном фоторепродукционном процессе форма  плоской печати может быть изготовлена  экспонированием в проекционной или контактной системе.Проекционные экспонирующие системы (работающие на отражение или на пропускание) используются при выпуске черно-белой  книжной и газетной продукции (так  же, как и в трафаретной печати), т.е. продукции, к которой не предъявляются  высокие требования в отношении  качества. Проекционная растровая система  работает по принципу эпидиаскопа (для  оригиналов, выполненных на непрозрачной основе) или как диапроектор (для  оригиналов, выполненных на прозрачной основе). Макет, фотоформу полосы создают  в виде клеевого монтажа на бумажной или прозрачной основе. Фотоформа  сверстанной полосы проецируется на формную пластину. В результате в  процессе экспонирования на печатной форме записывается последовательность полос, соответствующая монтажному листу.При работе на копировальномножительной машине можно обходиться даже без монтажного листа. В этом устройстве контактным методом копируются фотоформы полос издания, установленные в специальной кассете. При экспонировании в контактнокопировальной раме с вакуумным прижимом необходимо обеспечить контакт полноформатного монтажа, выполненного на прозрачной основе, с формной пластиной. Монтажная фотоформа фиксируется на формной пластине посредством точного размещения по приводочным штифтам и укладывается в контактнокопировальную раму. Монтаж и формная пластина оказываются между гибким резиновым полотном и стеклянной пластиной. Воздух из внутреннего пространства "сэндвича" отсасывается и, таким образом, создается давление воздуха между полотном и стеклянной пластиной, что обеспечивает удовлетворительный контакт между копируемым монтажом и пластиной. Затем производится экспонирование от источника УФ излучения.Фотохимически активный слой формной пластины реагирует на поток света, падающий от источника излучения. Для получения хороших результатов копирования на формную пластину должна воздействовать минимально допустимая энергия, приходящаяся на единицу площади. Как и при изготовлении фотоформ, оптимальная экспозиция зависит от источника излучения и от свойств формного материала.Излучение чаще всего генерируется посредством галогенной лампы накаливания. Пучок излучения состоит из параллельно направленной и переменной диффузной составляющих. Диффузнорассеянная часть потока может быть значительно увеличена посредством применения рассеивающей матовой пленки. Это необходимо при позитивном копировании для того, чтобы исключить запись на печатной форме пылинок и обрезных краев фотопленки. Нежелательным эффектом является исчезновение мелких деталей в процессе экспонирования, когда при излишне большой экспозиции излучение попадает под темные участки фотоформы.Проявление (в растворах/химическое) в простейшем случае выполняется вручную, однако предпочтительнее его вести в кювете или в проявочной машине. Перед тем как наносится защитный слой, пластину проверяют на наличие ошибок и, если необходимо, корректируется вручную. При так называемой "минус корректуре" нежелательные печатающие элементы удаляются корректурной жидкостью, ручкой или кистью. "Плюс&045;корректура" является более сложной. Могут быть внесены только очень незначительные изменения, такие, как заполнение краской дефектов или небольших участков на плашке при выворотке. Для этого на участках, требующих корректуры, сначала должен быть смыт уже имеющийся там защитный слой, а затем на эти места наносится корректурный лак.Стадии корректуры и создания защитного слоя, а также стадия термообработки составляют область процессов отделки печатных форм. В процессе нанесения защитного слоя (называемого "гуммированием") пластина покрывается тонким слоем гуммиарабика или раствора аналогичного химического состава, которые придают пробельным элементам устойчивые гидрофильные свойства. Твердость копировального слоя повышается в процессе термообработки, чем достигается большая тиражестойкость печатной формы. При выборе оптимальной экспозиции должны быть учтены следующие требования:

    • интервал оптических плотностей, типичный для данного печатного процесса, должен быть воспроизведен на печатной форме;
    • изменения в передаче градаций на стадии перехода от фотоформы к печатной форме должны находиться в узком диапазоне допусков.

Управление процессом  копирования позитивных печатных форм осуществляется посредством анализа  микроштрихового поля, содержащегося  в контрольном тест объекте. Группа микроштрихов наименьших размеров, воспроизводимых  на печатной форме, обычно находится  в диапазоне 12 мкм или 15 мкм (при  печати бесконечных формуляров – 20 мкм). Для контроля процесса негативного  копирования дополнительно с  микроштриховыми полями используется полутоновый клин.

24. Создание штриховых  и полутоновых клише высокой  печати механико- гравированным  способом

Клише - иллюстрационная  печатная форма высокой печати или  ее часть из металла или пластмассы, изготовленные фотомеханическим способом или гравированием. В зависимости  от воспроизводимого изображения, различают  штриховые и растровые клише. После изобретения способа эмульсионного  травления стало возможно изготовление смешанного клише, содержащего текст, штриховые и растровые изображения.Штриховые  оригиналы, подобно штриховым клише  для высокой печати, содержат только линии и темные участки без  полутоновых градаций. Они служат для воспроизведения репродуцируемых  оттисков, фотонаборных гранок на бумаге, графиков, рисунков пером и пр. Полутоновые  же офсетные оригиналы, как и полутоновые  клише высокой печати, содержат до 30-45 переходов тона от насыщенного  до нулевой плотности. При изготовлении штрихового или полутонового репродуцируемого оригинал-макета обычно выполняется  фотомонтаж. Все штриховые оригиналы  наклеиваются на листы плотной бумаги в том положении, в каком они  должны быть на окончательно запечатанном листе. Результатом такой операции, аналогичной постраничной верстке  текста в случае металлического набора, является смонтированный оригинал-макет  всего типографского заказа. Этот оригинал-макет фотографируется  как единое целое. После экспонирования в репродукционном фотоаппарате штрихового оригинал-макета в фотоаппарат  помещается полутоновый оригинал, и  фотоаппарат настраивается на размер. Чтобы воспроизвести полутоновый  оригинал, его необходимо преобразовать  в изображение из полутоновых  точек. Это осуществляется с помощью  полутонового растра, как описывалось  выше. Затем штриховые и полутоновые  негативы совмещают по соответствующей  схеме спуска так, чтобы впоследствии они оказались в правильном положении  на запечатанном листе бумаги. После  этого негативы переносятся на монтажный  лист, который становится носителем  всех негативов, используемых при изготовлении офсетных печатных форм.

 

25. Создание полутоновых  клише высокой печати химическим  способом

Для изготовления металлических  клише используются два основных метода: химический (травление) и механический (ручное или станочное фрезерование).

Химический  способ

Этот метод наиболее часто  используют при изготовлении клише  из магния, цинка и меди. Возможно также травление на небольшую  глубину (до 0,3 мм) латуни и стали, но качество травления этих металлов очень  невысокое, поэтому клише из них, как правило, изготовляют механическим путем. Главная сложность в процессе изготовления металлического клише  методом травления состоит в  том, чтобы получить необходимый  угол рельефа печатных элементов. Одна из наиболее распространенных технологий изготовления клише, разработанная  институтом PERI, основана на "миграционной" теории травления металлов. В соответствии с этой теорией растворение (вытравливание) металла в травящем растворе происходит в два этапа. Сначала из металла  образуются ионы, которые оседают  в виде тонкой пленки на его поверхности. Поверхностно-активное вещество (ПАВ), находящееся в растворе, вступает в реакцию с ионами металла  и образует защитную пленку ("корку") на его поверхности, которая затем  разрушается струей раствора, смывается  в сторону (мигрирует) и оседает  на боковых стенках печатающих элементов. Так как на боковые стенки печатающих элементов струя раствора попадает под скользящим углом, то сила ударного воздействия на осажденный слой оказывается  недостаточной для отщепления пленки. Поэтому на боковых стенках постоянно  присутствует изолирующий слой смеси  ПАВ с солями металла, которая  защищает область изображения от травления в боковых направлениях. Путем регулирования ударной  отщепляющей силы травящего раствора (которая зависит от скорости движения раствора относительно пластины), скорости формирования пленки (зависящей от концентрации ПАВ-добавки) и температуры  раствора можно контролировать получаемый угол травления. При травлении клише  сложно получить за один прием растровые (полутоновые) и штриховые (плашечные) элементы. В течение первых 2-4 мин  травления полутоновые структуры  наполняются "корковым" агентом, и процесс прямого травления  на этих участках пластин останавливается. Требуются дополнительные 8-12 мин  для вытравливания до необходимой  глубины участков, содержащих штриховые  и плашечные элементы. В течение  этого времени травильный раствор  проникает через закрывающую  полутоновые участки "корку", в  результате чего происходит травление  тонких линий в поперечном направлении. Данная технология допускает изготовление за один прием комбинированных клише  с растровыми участками с разрешением (для медных пластин) до 85-100 lpi (33-40 лин./см). Для получения более тонких структур необходимо предпринимать дополнительные меры защиты от травления полутоновых  участков в те промежутки времени, когда  производится травление линейных участков и наоборот.

Информация о работе Специальные способы печати