Возникновение философии марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Введение Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

Файлы: 1 файл

с 7. марксизм.docx

— 53.10 Кб (Скачать файл)

 

 

Вопрос № 2. Проблема диалектики и теории познания в философии  марксизма

Введение:

Марксистская философия - это система  философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой  лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии  Нового времени - достижение тождества  объекта и субъекта - через преобразующую  практическую деятельность человека. Познание - центральный процесс в  диалектике Гегеля - в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской  идеей Маркса и Энгельса.

Материалистическая диалектика

 Маркс и Энгельс использовали  достижения Гегеля в разработке  диалектического метода для того, чтобы показать сущность и  динамику практической деятельности  человека. Марксистскую философию  часто называют диалектическим  и историческим материализмом,  подчеркивая, что её ядро составляет  метод материалистической диалектики.

 Термин "диалектика, "диалектический", употребляется в работах классиков  марксизма в двух основных  значениях: "объективная диалектика" и "субъективная диалектика".

 Объективная диалектика - это  сама жизнь, которая представляет  собой целостную систему, существующую  и развивающуюся согласно диалектическим  законам и принципам. 

 Субъективная диалектика - это  воспроизведение объективной диалектики  в различных формах деятельности  человека, но, прежде всего, в познании. Иногда, вместо выражения "субъективная  диалектика" используется понятие  "диалектического метода".

 Разработка материалистической  диалектики как теории и метода  осуществлялась Марксом и Энгельсом  в следующих работах: "Немецкая  идеология", "Святое семейство", "Капитал", "Тезисы о Фейербахе", "Диалектика природы", "Анти-Дюринг".

Марксистская диалектика включает в себя:

* Представление о мире как  целостной системе. 

* Учение о связях и отношениях  между частями мира как целого.

* Проблему развития мира в  целом и его частей.

* Специальный познавательный аппарат,  с помощью которого происходит  познание мира. Он состоит из  категорий и принципов, образующие  в совокупности диалектический  метод познания.

 Главное  в диалектике - понимание мира как органической системы. Это означает, что он состоит из множества разнообразных, но необходимым образом связанных между собой элементов. И, - что самое главное, - он содержит причину своего развития в самом себе. Диалектика имеет место там, где развитие мира осуществляется за счет внутреннего противоречия. Таким образом, диалектика выступает в качестве учения о мире как целостной системе, главным законом которой является закон противоречивой, необходимой связи её элементов.

 Под "связью" в диалектике  понимается такое отношение между  вещами или процессами, когда  изменение свойств или состояний  в одних, автоматически влечет  за собой изменение свойств  или состояния в других.

 Понятие развития - центральное  в диалектике. Оно рассматривается  как саморазвитие. Процесс развития  Маркс и Энгельс подчиняют,  вслед за Гегелем, действию трех законов:

* Закона единства и борьбы  противоположностей.

* Закона взаимного перехода  количественных и качественных  изменений. 

* Закона отрицания отрицания. 

Единство и борьба противоположностей

Первый закон диалектики вскрывает  в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки  зрения Энгельса, является борьба противоположных  сторон. При раскрытии действия этого  закона он подчеркивал существование  связи и взаимодействия между  противоположностями, доказывая, что  они движущиеся, взаимосвязанные  и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет  собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны  единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии  взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения  противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого  движения и жизненности, лишь поскольку  оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и  деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый. Единство и борьбу противоположностей в физических процессах  можно проиллюстрировать на примере  принципа корпускулярно-волнового  дуализма, согласно которому любой  объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. В  биологической эволюции именно путём  борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.

Отрицание отрицания

Второй закон диалектики отражает, по Энгельсу, результат определенного  цикла процесса развития и его  направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый  характер. Поступательность и повторяемость  придает цикличности спиралевидную  форму.

Отрицание отрицания означает, что  переход из одного качественного  состояния в другое произошел  после преодоления первоначального  уничтожения старого качества, после  переосмысления его и принятия в  какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием.

Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно  утвердительному.

Пример действия закона отрицания  отрицания из математики: возьмём  положительное число a, подвергнем его  отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию  это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более  высокой ступени.

Переход количественных изменений  в качественные. – Смутьян =))

В третьем законе Энгельс определяет категории качества, количества и  меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое  характеризует предмет или явление  в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная  для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут  существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или  явление определяется и качественной характеристикой и количественными  показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает  мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение  меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление  в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это  всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение  нагревания, температура льда перестаёт  расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное  превращение в пар при 100 °C) изменения.

Каждый из этих законов выражает определенную сторону целостного процесса развития: закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - механизм развития, а закон отрицания отрицания - цель развития.

 Большинство критиков марксистской  философии полагают, что утверждения  об объективном характере диалектики  безосновательны. Если диалектика  и имеет право на существование  - то только в качестве одного  из методов познания.

 Представление о диалектике  как системе методов познания  занимает важное место в марксизме.  В отличие от своих более  поздних критиков, Маркс и Энгельс  считали диалектический метод  всеобщим методом познания.

 Диалектический метод - это система методов и принципов, позволяющих воспроизвести в мысли объективную логику предмета или явления.

Основные методологические принципы марксистской диалектики

* Принцип системности. 

* Принцип восхождения от абстрактного  к конкретному. 

* Принцип единства исторического  и логического. 

Категории марксистской диалектики.

Категориальный аппарат своей  философии Маркс и Энгельс  почти полностью заимствовали у  Гегеля. Категории выстроены в  систематическое единство, согласно логике движения мысли от наиболее общего и абстрактного к конкретному. В начале стоит категория единичного, в конце - категория действительности. Переход от одной категории к  другой осуществляется по законам диалектики.

 Таким образом, диалектика, в  качестве метода, представляет собой  систему взаимосвязанных и взаимозависимых  законов, принципов и категорий,  предписывающую строго определенных  порядок познания и преобразования  действительности.

Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

   Являясь философским учением  о познании, любая теория познания  с неизбежностью исходит из  определённого решения основного  вопроса философии. Поэтому все  варианты теории познания прежде  всего делятся на материалистические  и идеалистические. Хотя теория  познания выступает как относительно  самостоятельная часть философии,  теоретико-познавательные представления  всегда связаны с другими философскими  представлениями — о природе  бытия, этическими и эстетическими  взглядами. В частности, даже  те направления теории познания, которые сводят к ней всю  философию и отказывают в праве  на существование какой-либо онтологии,  неявно исходят из определённых  взглядов на природу бытия. 

    Материалистическая диалектика, которая есть наука «об общих  законах движения как внешнего  мира, так и человеческого мышления…», выступает как философское учение  о познании, как логика и теория  познания марксизма; законы и  категории материалистической диалектики, являясь отражением всеобщих  закономерностей развития объективного  мира, оказываются тем самым всеобщими  формами познающего мышления. Поэтом  теория познания марксизма в  отличие от прежней гносеологии  является не только учением  о специфических закономерностях  познания, а выступает как итог, сумма, вывод истории познания  мира (Ленин). Это означает, что в  марксистско-ленинской философии  специфически гносеологическая  проблематика отношения сознания  и материи, идеального и материального,  критериев достоверности знания, соотношения чувственного и логического,  отражения и т. д. исследуется  на основе метода материалистической  диалектики и в неразрывной  связи с учением исторического  материализма, которое позволяет  раскрыть сущность познавательного  отношения человека к миру, исходя  из анализа его предметно-практической  преобразовательной деятельности.

История теории познания, по существу, начинается с постановки в философии  вопроса о том, что такое сознание (диалог «Теэтет» Платона), хотя сам  термин «теория познания» появляется значительно позже. В истории  философии проблематика теории познания всегда играла существенную роль и  иногда даже занимала центральное место. Для ряда направлений буржуазной философии характерно сведе́ние  философии к теории познания (кантианство, махизм).

    Бурное развитие специально-научных  методов исследования познания (математическая  логика, семиотика, теория информации, психология и т. д.), с точка  зрения некоторых позитивистов  и позитивистски мыслящих учёных, ведёт к ликвидации теории  познания как философской науки.  Диалектический материализм же  считает, что развитие специально-научных  методов исследования не может  в принципе снять философскую  проблематику теории познания. Наоборот, оно стимулирует её, ставя перед  теорией познания новые проблемы (например, исследование принципиальных  возможностей автоматизации интеллектуального  труда) и выявляя в классических  проблемах новые аспекты (например, отношение содержания и формы  мышления в связи с развитием  методов логической формализации). Диалектико-материалистическая теория  познания в своём развитии  использует данные современных  специальных наук о познании, выступая в качестве их философско-методологической  основы

ВЫВОД:по итогам нашего ответа можно сделать следующий вывод: вообще основные философские идеи марксизма - это

* Идея практики;

* Идеи и принципы материалистической  диалектики;

* Диалектико-материалистическое понимание  истории; 

* Концепция отчуждения.

Мы рассмотрели проблему диалектики и теории познания в философии  марксизма. Главное в диалектике - понимание мира как органической системы

Процесс развития Маркс и Энгельс  подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов:

* Закона единства и борьбы  противоположностей.

* Закона взаимного перехода  количественных и качественных  изменений. 

* Закона отрицания отрицания.  Мы подробно рассмотрели все  3 закона 

 

 

вопрос 3 Основные положения  материалистического понимания  истории

Введение

Карл Маркс - самый знаменитый и  влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора  столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых  разнообразных социальных движений в различных районах земного  шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность  государственной религии. Марксизм исключительно богат теоретическими обобщениями и выводами, идеями и  положениями. Однако среди них одной  из наиболее обстоятельно разработанных  философских идей является идея материалистического  понимания истории. К ней основоположники  марксизма обращались на протяжении всего своего философского творчества, обогащая и дорабатывая ее.

Информация о работе Возникновение философии марксизма