Возникновение философии марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Введение Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

Файлы: 1 файл

с 7. марксизм.docx

— 53.10 Кб (Скачать файл)

СЕМИНАР 7. Вопрос 1 Возникновение философии марксизма

Введение Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала  интернациональной) в мире и завоевала  большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и  Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной  государственной идеологии и  была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной  эпохе, учет результатов научно-технической  революции и реальности постиндустриального  общества.

1. Предпосылки возникновения  марксизма и марксистской философии. 

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIXв.);

бурный рост открытий в науке  и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение  проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация  труда);

крушение идеалов Великой французской  революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность  воплощения в реальной жизни;

нарастание социально-классовых  противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская  коммуна 1871 г.);

кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной  в консервативную силу, кризис буржуазного  брака и нравственности).

2. Источники марксистской  философии (главные произведения  К. Маркса и Ф. Энгельса).

Главными произведениями основателей  марксизма являются:

«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;

«Капитал» К. Маркса;

«Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса;

«Манифест Коммунистической партии»  К. Маркса и Ф. Энгельса;

«Святое семейство» и «Немецкая  идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;

«Диалектика природы» Ф. Энгельса;

«Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;

«Роль труда в процессе превращения  обезьяны в человека» Ф. Энгельса;

«Происхождение семьи, частной  собственности и государства» Ф. Энгельса.

3. Условия возникновения  марксизма. 

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность  в создании научной теории.

Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель  Фридрих Энгельс (1820 – 1895) разрешили  задачу следующим образом : сформулировав  радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий  класс революционной идеей. Возникновение  марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли. Важным этапом развития капиталистической  экономики был промышленный переворот, наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он ознаменовал  небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры  к фабричной системе, основанной на широком применении машинной техники. Обусловив утверждение капиталистических  производственных отношений. Важной

исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось  то обстоятельство, что капитализм одержавший победу над феодализмом  в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени  не только свое

экономическое преимущество над предыдущим способом производства, но также и  противоречивость своего развития, все  большее нарастание конфликта между  трудом и капиталом.

Промышленный переворот, осуществившийся  вначале в Англии, а затем и  в других странах Западной Европы, создал качественно новую основу для развития производственных сил  и, следовательно, реальную перспективу  резкого увеличения после социальной революции производства  материальных благ для трудящихся, и увеличения свободного времени – основы всестороннего  развития

всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного  переворота рабочий класс впервые  выступил на историческую сцену как  самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах, а также чартистское  движение 30 – 40-х годов в Англии. То обстоятельство, что развитие капитализма  в Германии в этот период сочеталось с сохранением значительного  проявления феодальных отношений, придало  этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того, что в условиях назревавшей в  этой стране буржуазно – демократической

революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота  классовых противоречий в Германии 40-х годов во многом благоприятствовала тому, что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране. Наряду с революционными выступлениями  рабочего класса, важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма  имело происходившее ранее развитие

общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского  утопического социализма.

4.Возникновение и развитие  марксистской философии

═Марксистскую философию составляю  диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм изучает  наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружающей действительностью и наиболее общие принципы ее познания. Диалектический материализм создан в XIX в. К. Марксом и Ф. Энегльсом, развит Г. Плехановым, В. Лениным и др. Теоретическими источниками диалектического материализма явились идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха.

С точки зрения марксизма, материалистическое понимание истории заключается  в том, чтобы исходя из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе ≈ и политическое устройство общества, право, мораль, религиозные и другие явления. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и главного вида ≈ материального производства ≈ позволило марксизму переосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению Маркса, идеи и теории, даже самые радикальные, не могут служить причинами исторических изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благоприятные возможности. Сознание есть не что иное, как отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных благ, деятельности и межчеловеческого общения.

Диалектико-материалистическое понимание  развития общества как естественноисторического процесса содержит две стороны. Во-первых, развитие общества рассматривается  на базе материалистического понимания  истории как развертывающееся закономерно и в этом смысле ≈ как подобное природным процессам. Во-вторых, оно рассматривается как порождаемое деятельностью людей, обладающих сознанием, целями, волей.

На первый взгляд может показаться, что эти стороны не могут быть сторонами одного процесса, что они  исключают друг друга. В действительности это не так, ибо люди (а тем более ≈ массы людей), преследующие свои цели, руководствующиеся определенными идеями и стремлениями, всегда живут в рамках определенных объективных условий (природа, производительные силы и пр.), которые в конечном счете и определяю 737c23hh т направление и характер их деятельности, их цели и стремления.

Материалистическое понимание  истории рассматривает развитие общества как протекающее по объективным, т. е. не зависящим от сознания людей, законам. Убедимся на двух простых примерах, что таковые действительно существуют. Так, когда орудия труда были примитивными и средства для жизни люди добывали охотой и собирательством (на основе естественного разделения труда), невозможность систематического производства прибавочного продукта и коллективный характер труда обусловливали родоплеменную организацию первобытного социума. При этом, в частности, было невозможным имущественное неравенство между людьми. В условиях же, когда сформировалось общественное разделение труда, имущественное неравенство с необходимостью возникло, ибо обмен товаров осуществляется по стоимости, но себестоимость у различных товаропроизводителей различна.

═Наличие в общественном развитии объективных закономерностей отнюдь не является, подчеркнем, основанием для отождествления природного и социального. Дело в том, что между законами природы и законами развития общества есть существенное различие. Законы природы, будучи объективными, т. е. не зависящими от сознания людей, не зависят также и от деятельности последних ≈ людям не нужно ничего предпринимать, например, для своевременного наступления весны. Законы же развития общества, хотя и не зависят от сознания людей, являю 737c23hh тся законами их деятельности. Иначе говоря, если в обществе объективно возникла необходимость в тех или иных преобразованиях, то это отнюдь не означает, что они осуществятся сами собой, ╚объективно╩.

Отчуждение ≈ понятие, характеризующее, во-первых, процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности (как практической ≈ продукты труда, деньги, общественные отношения и т. д., так и теоретической), а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являю 737c23hh тся сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Маркс исходит из того, что отчуждение выражает противоречия определенной ступени развития общества. Оно порождено антагонистическим разделением труда и связано с частной собственностью. В таких условиях общественные отношения формируются стихийно, выходят из-под контроля людей, а результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и социальных групп и выступают как навязанные либо другими людьми, либо сверхъестественными силами.

Концепция марксизма разработана  на основе классической немецкой философии. Маркс повторял путь Фейербаха, но считал, что человек не только природное  существо, а есть природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к универсальному и свободному существу. Природа существует как продолжение человека и способ жизнедеятельности. В этом специфика и оригинальность гуманистического материализма Маркса. Универсальность человека ≈ в его общественной природе. Общественный человек, по Марксу, видит перспективу в возможности активного преобразования природы в интересах человека. Диалектика ≈ единство противоположно направленных процессов. Гуманизм природы и натурализации человека приводит к световой гармонии.

Исходными моментами теории познания диалектического материализма являю 737c23hh тся материалистическое решение  вопроса об отношении мышления к  бытию и признание основой  процесса познания общественной практики, представляю 737c23hh щей собой взаимодействие человека с окружающим миром в  конкретно-исторических условиях общественной жизни. Практика ≈ основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, сфера применения знания, критерий истинности результатов процесса познания.

Познание действительности отдельным  индивидом опосредовано длительным социально-историческим процессом  коллективного познания. Будучи историческим, человеческое мышление предполагает передачу от поколения поколению достигнутых  знаний, возможность их фиксации средствами языка и других знаковых систем.

В диалектическом материализме познание представляется как движение от незнания к знанию, как процесс развития истины. Этот процесс предполагает переход от исходных форм познания (ощущений, восприятий, представлений), от донаучных и вненаучных типов к научно-теоретическим уровням познания, характерным для конкретных наук и философии. Теория познания диалектического материализма развивалась в тесной связи со специальными науками, изучающими познавательную деятельность: историей и социологией науки, психологией, лингвистикой, информатикой, теорией культуры и т. д.

Заключение 

Значение марксистской философии  в том, что она ярко отразила идейные  искания своего времени, по-новому представила  причины социального неравенства  и его результаты. Ответ на вопрос «Что делать?» был дан Марксом  в духе новых социальных идей Европы середины XIX столетия, но эти идеи, в  отличие от социалистов-утопистов, были им переведены в практическое русло. Мысль об экономической обусловленности  духовной жизни человека и о возможности  радикально изменить первое через второе оказалась столь привлекательной, что определила ход экономического (а в конечном счете политического) развития ряда стран на длительный срок.

В настоящее время пришли к выводу, что высокую социальную обеспеченность жизни можно создать для наемных  рабочих и при сохранении частной  собственности. Такие модели развития, при наличии множества социальных льгот и гарантий, с успехом  реализуются в некоторых странах (известная модель «Швейцарского  социализма»). К сожалению, социальную защиту наименее обеспеченных слоев  населения могут позволить себе только экономически развитые страны. Поэтому проблема зависимости уровня жизни граждан страны от ее экономического статуса остается актуальной по сей  день.

Информация о работе Возникновение философии марксизма