Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:49, шпаргалка

Описание работы

Функции философии:
1.Регулятивные и организующие(методология)–определение способов достижения какой- либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)
2.Объяснителная(когнитив-ная)
3.Аксологическая(аксо–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни)

Файлы: 1 файл

Вся Философия.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука( «философия»–любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.

Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.

 

 

№4. Общая характеристика античной философии. Античный полис и философия.

  1. Зарождение АФ
  2. Досократовская философия
  3. Классический этап развития греческой философии(сократовская, эллинская)
  4. Поздняя античность(эллинистическая философия, иногда сюда включают римскую философию, но она отсюда истекает)

Философия зародилась в 3-х центрах- это мнение не совсем верно. Философия возникла в одном центре–Греции. Учения Индии и Китая имеют свою иную логику. Причины появления античной философии:

Др. Греч. философия возникла в ионийских городах западного  побережья мал Азии, основ. греками. Здесь раньше развилась раб., торговля. и выросшая на их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта- более древние цив.)

  • Географический фактор–Греция находилась на пересечении торговых путей: потоки торгового и культурных обменов.
  • Особенности формирования греческого эпоса. Греция как бы тупик, скифский коридор. Он начинается в степях Манчжурии, далее–южная Сибирь–скандинавские народы. Под давлением–смещение языков.
  • Чрезвычайное разнообразие географического ландшафта- различные промыслы- развитие кругозора.
  • Социально–политический фактор: постоянно под угрозой вторжения, нападения, возникает необходимость зашиты. Греки не могли содержать наемную армию. В Греции возник полис, грек был свободен(относительно). Греческий полис–трансформация греческой общины, но она не подавляла личности. Чтобы свободено мыслить–не д.быть проблем быта. Греки решили эту проблему–рабовладением. В Греции рабство–не основа производит.сил, а на уровне домашнего хозяйства, рабы избавляли от проблем быта. Основа экономики Греции в отличие от Рима–свободные работники.

Начало развития европейской философии было положено в Дреыней Греции в 5-4 вв до н.э. Она возникла и развивалась в соответствии с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они днлали попытки научно объяснить происхождение Земли, звезд, животных, растений и человека. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перкликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но в мифах вопрос стоит: кто родил сущее? , а у философов Греции: из чего все произошло?

Натурфилософы: Фалес( все вещи возникают из воды и вновь превращаются в воду; вода–вечное начало), Анаксимен( субстрат всех вещей–воздух), Анаксимандр( апейрон–“бесконечное”–неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало)., Гераклит Эфесский-

- огонь–начало, субстанция  бытия.

Наивный материализм- эллейская школа–Парменид, Зенон, Ксенофан–дальнейший этап на пути рационализации знания. Элеаты впервые перешли от конкретных природных стихий к бытию как таковому.

Стихийная диалектика- Гераклит, Кратил

Демокрит–бытие–нечто простое, далее неделимое, непроницаемое–атом.

• Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.

• Школа Сократа–Платона  развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять  не только природу, но и человека и общество.

• Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше  понять сущность отдельной вещи.

• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.

 

 

60 Человек  в современном информационно-техническом  мире.

Характерная особенность  развития науки - наука стала непосредственной производительной силой общества, исполняет роль основы, института и метода, а также прогнозирования общественного развития. Человечество достигло уровня техногенной цивилизации. Характеризуется общественным, экономическим, производственным процессами. Сейчас возникла ситуация, когда неограниченные возможности науки породили ее культ, пришли в противоречие с теми проблемами, которые породила сама наука. Наука в определенной мере ответственна за то,  что человечество стоит на грани экономической катастрофы, создаются достижения, которые используются против человека или неосознанно могут быть обращены против человека. При бесспорном вкладе науки, а процесс гуманизации общества, прогресс науки сопровождается определенными утратами определенных ценностей. Характер науки является таковым, что он порождает нежелательные последствия. Обвинения науки в проявлении негуманизированных тенденций имеют древнюю традицию.

В чем  проявляются негуманизированные тенденции?

Основная причина: аналитическая  декомпозиционная направленность научной методологии.

  1. Тенденции: аналитический характер научной деятельности. Наука по своей направленности, по способам овладевания миром носит аналитический характер. Конечной задачей является синтез. Ученые чаще всего «разбирают» объект, а «сборка»-переносится на более позднее время. Зачастую «разбирают» одни, а «собирают» -другие, не только временная, но и типологическая разорванность.

Аналитическое обращение  с природой снимает с нее ореол  таинственности, загадочности, природа  утратила печать недоступности и определенной интриги.

Полемика поэта Гете с гигантом науки И.Ньютоном–как они понимают, что такое свет. Гете, создавшим свою теорию света, был неприемлем подход ученого, который  разложил свет на цвета, свет утратил целостность.

Научный эксперимент это естественное следствие аналитической науки. Галилей–эксперимент–это удавка, которую набрасывают на природу. Особенность страха–опыты над животными, когда необходимого результата добиваются ценой жизни или уродования тела животного. Устремления ученого непосредственно сопровождаются утратой духовных ценностей.

В середине прошлого века поэт Гейне обескуражил результатами НТП. «В область чистой мысли вторгся  грубый факт, разрушающий поэзию и  искусство». Шиллер обратил внимание, что аналитическая устремленность ученого-прагматика имеет отрицательное воздействие на самого человека. Шпенглер предсказал гибель и распад науки и цивилизации в своей книге «Закат Европы». Погружаясь в аналитику, исследователь подчиняет ей все действия, строй мыслей. Заложенная в природе науки линия на добросовестное проведение аналитического исследований таит в себе ловушки, которые могут привести исследователя к ограниченному взгляду на природу, на весь мир в целом.

  1. Усиление абстрактности  научной деятельности.

Ведущая тенденция науки–приращение абстрактности. Это не может не сопровождаться потерей связи с природой, учета ее качественного многообразия. Квантовая механика очень абстрактная дисциплина. «Новая квантовая теория имеет дело уже не с природой, а с нашими знаниями о природе». Подобный поворот в научной деятельности отлучает человека от природы. Связь между ними становится возможной лишь благодаря приборам, которые фиксируют лишь следы природных объектов.

Формализация  и математизация науки.

Формализация дает определенный выигрыш  в развитии науки, но есть и отрицательные моменты. Математизация науки–математическому описанию поддаются те области, которые подверглись обработке формально логическим инструментом. Природа объединяется и лишается качественных и существенных характеристик. Математика не оставляет предметам никаких свойств, лишает предметы индивидуальности. Выхолащивание природных определений достигает в математике высших значений. Математизация и формализация унифицирует личность, подводит ее под какой-то стандарт. Паскаль–боится, что когда-нибудь его самого примут за теорему, т.е. попытаются его разгадать, распознать.

  1. Компьютеризация.

Стало возможно развитие компьютерных технологий благодаря формализации и математизации. Компьютер меняем методы творческой деятельности. Проблема создания виртуальных миров, психологии хакеров. Компьютер превращается в собеседника, в оппонента. Все эти тенденции приводят к отрицательным последствиям. 
5 Досократовская философия Формирование основных идей, понятий и направлений филосфии(натурфило-софия, наивный материализм, стихийная диалектика)

Основные представители Милетской школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр( 6 век до н.э) Милет находится на переферии–торговый город, морпорт. Там начали возни-кать первые противоречия между демосом(народом) и аристократией(“арис”–лучшие). Народ считал, что ими правят не по традиции, он стал требовать гласности, наш-лись люди, которые эту гласность претворили в жизнь (Одиссея). Миф был последней инстанцией, к которой обращался грек; он анализировал миф, это было не в поль-зу мифа. Вопросы: “Что есть мир? ”(проблема космоса, “космос”- порядок). Греческую философию в первую оче-редь определяют как космоцентричную. Греки по-своему пытались решить проблему субстанции–археи.

Каждый философ внес свою лепту. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Первовещество- живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практической деятельностью.

Фалес Милетский(625–547 г до н.э.). Уникальная лич-ность, купец, много путешествовал (знаком с математикой, и принципами астрономических наблюдений, построил первый каменный водопровод, построил первую обсерва-торию; солнечные часы для публичного пользования). Предсказал солнечное затмение в Греции- 585 г до н.э. Есть теорема Фалеса(равенство углов при основании в рав-нобедренном треугольнике). Фалес поставил вопрос об архэ–первопричине всего сущего. Вода по Фалесу–перво-причина всего сущего(нет воды–нет жизни). Вода–суб-станция, из которой все проистекает,и все в нее возвраща-ется. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Богам в системе Фалеса не было места. Фалес предложил использо-вать понятие воды в философском смысле(абстрактном). Даже Земля, по его мнению, плавает на воде, подобно кус-ку дерева. Фалес сталкивается с проблемой–вода обладает определ.качествами(несмотря на многообразие ее форм), а мир разнокачественен.

Родоначальник европейской  науки и философии; кроме то-го, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он-автор многих технических усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в Египте.

Фалес произвел буквально  переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции-первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущие и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель ска-зал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду изчезает.

Анаксимандр. Преемник Фалеса(около 610–540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон–неопре-деленную и беспредельную субстанцию: ее части изменя-ются, целое же остается неизменным. Это бесконечное на-чало характеризуется как божественное, созидательно-дви-жущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конк-ретных реальностей. Это вечно живой источник новообра-зований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рас-сыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золо-та образуют целые слитки, а частички земли–ее конкрет-ные массивы. Он изначально лишил субстанцию качества. Поэтому она может быть разнокачественной. Его теория передана фрагматично. Первоисточник- это некое первове-щество(апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

Анаксимен.(ок. 585–525 до н.э.). Полагал, что первонача-лом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости ве-щей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся пу-тем его сгущения и разряжения. Первовещество- воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разря-жения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир(воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжа-ясь, превращаются в огненные небесные светила,и, наобо-рот, твердые вещества–земля,камни–есть не что иное как сгустившийся и застывший воздух). Воздух можно ощу-щать и т.д.–это более понятно. Наивная, банальная филосо-фия.

Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в ко-торых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхож-дения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. В 5 веке до н.э. Милет утратил самостоятельность(Персы) и развитие здесь философии прекратилось.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"