Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 22:59, шпаргалка

Описание работы

Предмет, задачи и особенности философии науки.
Эволюция философских подходов к анализу науки в истории философской мысли.
Позитивизм как философия науки: основные этапы становления и развития.
Аналитическая философия науки.
Феноменология (Э. Гуссерль): критика европейской науки.
Философия науки М. Хайдеггера. Хайдеггер М. «О сущности истины».
Герменевтическая школа модель философии науки.
Критическая школа философии науки.

Файлы: 1 файл

60_otvetov_na_voprosy_kandidatskogo_ekzamena_po_filosofii_na.doc

— 947.00 Кб (Скачать файл)

Между археологией знания и традиционной историей идей существует, как минимум, четыре различия.

1. В представлении о новизне.

2. В анализе противоречий.

3. В сравнительных описаниях.

4. В ориентации трансформаций.

Фуко видит назначение археологии знания в новом способе анализа дискурса.

Археология знания основывается на четырёх принципах.

  1. Археология рассматривает дискурс не как документ, а как памятник; не как знак другой вещи, а как вещь в её собственном объёме.
  2. Археология стремится определить дискурс в самой его специфичности и показать, в чём именно заключается игра правил, которые он использует.
  3. Археология стремится к определению типов и правил дискурсивной практики, пронизывающих индивидуальные произведения. Она чужда инстанции создающего субъекта в качестве причины возникновения и бытия произведения.
  4. Археология не обращена к истоку дискурса, она даёт систематическое описание дискурса-объекта.

10. Традиционная гносеология, её  направления и особенности. Ленин  В.И. «Материализм и эмпириокритицизм».

 

 

ГНОСЕОЛОГИЯ - (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением.

Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г.

Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с "изолированным субъектом". Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму).

. Критика оснований классической  философии, развернувшаяся с конца  19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций "самосознающего" и "изолированного" субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность ("практика"), культурная норма ("парадигма"), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология.

Три основные направления гносеологии – рационализм, эмпиризм и критицизм.

Рационализм (от лат. ratio — разум) , философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17 - 18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения.

Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17 -18 вв.; он выступал как материалистический Э., утверждавший, что чувственный опыт отражает характеристики объективно существующих вещей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистический Э., признававший единственной реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли, Д. Юм).

Критицизм - в философии, начиная с Канта, метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания.

Кант проводит мысленную параллель между детством и догматизмом, юношеством и скептицизмом, зрелостью человека и критицизмом.

В общей системе критицизм стоит между рационализмом и сенсуализмом.

Критицизм Канта обращен против:

1) пренебрежительного  отношения к роли ощущений в познании;

2) утверждения, что познание может возникать  из чистых понятий (категорий), без  подтверждения ощущениями;

3) утверждения, что Бог, душа, мир суть познаваемые  объекты, в то время как в  действительности они являются  идеями (системообразующими).

Осн. тезис критицизма: созерцание без понятий - слепо, понятия без созерцания - пусты.

Шесть направлений в общей гносеологии:

1) идеалистический  абсолютизм;

2) материалистический  абсолютизм;

3) идеалистический  релятивизм;

4) материалистический релятивизм;

5) идеалистическая  диалектика;

6) материалистическая  диалектика

 

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ — философское направление, начало которому положил Р. Авенариус (1843 1896). Оно пытается освободить опыт от каких либо метафизических предпосылок и построить философию на понятии опыта в том виде в каком он непосредственно познается людьми.

Материализм - научное философское направление, противоположное идеализму.

Книга "Материализм и эмпириокритицизм» - главная работа В. И. Ленина по философии.. Критические заметки об одной реакционной философии" была написана В.И.Лениным в феврале – октябре 1908 года в Женеве и Лондоне; издана в Москве в мае 1909 года издательством "Звено" под псевдонимом Вл. Ильин . Рукопись книги и подготовительные материалы к ней до сих пор не найдены.

В «М. н э.» Ленин дал ответы на сложные методология, проблемы, порождённые как социальным развитием, так и развитием науки. В книге содержится всесторонняя разработка ряда вопросов диалектич. и историч. материализма, дана критика идеалистич. филос. спекуляций на новых гносеологич. и социальных проблемах. В этом органич. сочетании творч. анализа новых проблем и критики антимарксистских концепций, характерном для «М. и э.», — одна из осн. черт ленинского этапа в развитии марксистской философии.

        Книга написана в сложный историч. период, когда после поражения  Революции 1905—07 в России получили  широкое распространение опасные  для революц. движения попытки  путём использования различных  «новейших» форм идеализма ревизовать  теоретич. основы марксизма. В условиях нолитич. реакции идеалистич. философия объективно выступала орудием и проводником этой реакции, сея неверие в существование и возможность познания объективных законов социального прогресса, Ленин исходил из того, что распространение идеалистич. философии является одним из осн. приёмов борьбы буржуазии против рабочего движения. Соответственно в «М. и э.» вскрыт реакц. характер идеалистич. философии эпохи империализма.

В книге всесторонне рассмотрены такие важные вопросы теории отражения, как проблемы истины, её объективности и конкретности, диалектики абс. и относит. истины. Ленин обогатил марксистское учение о практике, подчеркнув, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания, что критерий практики должен быть включён в основу теории познания.

        Отстаивая и развивая марксистскую  теорию познания, Ленин показал  также неразрывное внутр. единство  диалектич. и историч. материализма, единство материалистич. объяснения  и природы, и общества, и человеч. мышления, составляющее характерную черту философии марксизма.

 В «М. и э.» показана противоположность  Марксистского и религ. мировоззрений, вскрыта теоретич. несостоятельность и реакционность богостроительства.  В «М. и э.» всестороннее обоснование получил марксистский принцип партийности философии.

Весь опыт развития филос. мысли после выхода «М. и э.» подтвердил верность ленинских выводов, правоту науч. диалектико-материалистич. принципов. Книга Ленина составила целую эпоху в развитии марксистской философии и продолжает служить примером творч. освоения проблем социального развития, достижений науки, является образцом разоблачения реакц. сущности бурж. идеологии и ревизионизма. Великое произведение воинствующего материализма

 

 

 

 

 

 

11. Современная эпистемология, её отличительные черты и принципы.

 

Эпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об объекте и составить о нем истинное представление. Иначе говоря, эпистемология - это теория, которая стремится выяснить вопросы, связанные с происхождением, методами, развитием и другими проблемами познания. Слово "эпистемология" представляет собой сочетание греческих слов "episteme" - знание, и "logos" - слово, учение. Считается, что впервые этот термин был использован Дж.Ф. Ферье. Эпистемология существовала уже в древней и средневековой философии, но в современный период, когда возникла острая потребность в восстановлении человеческой природы, а владычество человечества над природой усилилось, эпистемология стала центральной темой философии.

Эпистемология занята обнаружением условий истинности нашего познания.

Основные проблемы эпистемологии: Проблема истины и Проблема метода. Понятия и вопросы эпистемологии: Понятия: познание, сознание, чувство, разум, рассудок, истина.

Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?

В течение веков в европейской культуре явно или неявно господствует субъектно-объектная гносеология, создателями которой считают Р. Декарта, Дж. Локка, И. Канта.

Теория познания возникла не как общее учение о познании в целом, но скорее как учение о специализированном – научном познании. Прежде начало формироваться знание о принципах, методах, способах научного познания, которое затем было распространено на познание в целом. Сегодня есть сомнения в объясняющих возможностях традиционной теории познания, в ее соответствии реальному познавательному процессу. Чувство неудовлетворенности у многих возникает уже от употребления самого термина «теория познания». Все чаще его заменяют термином «эпистемология». Сегодня достаточно широкое признание получила эволюционная теория познания, или эволюционная эпистемология. Обширные исследования эволюционных эпистемологов показывают, что человек принадлежит природному миру и должен рассматриваться наряду с другими его составляющими. Само приспособление к этому миру и вся жизнь человека предстают как процесс познания одновременно и природный, и культурный. В одном из направлений эволюционной эпистемологии, представленном прежде всего именами Карл Поппера, Стивена Тулмина, эволюционные модели используются для исследования роста научного знания с учетом влияния социума и фактора культуры. Это по существу теория познания, где сама эволюция представлена как познавательный процесс, под познанием понимается любой процесс решения проблем методом проб и ошибок, а адаптация человека к природе интерпретируется как приращение знания. Тем самым познавательный процесс перестает быть чем-то только специально организуемым и рассматривается как реализующийся во всех видах человеческой деятельности.

Традиционная теория познания с ее идеями и метафорой отражения, а также субъектно-объектными отношениями была общепринята в европейской философии и культуре. В подавляющем большинстве случаев европейский человек на теоретическом, а особенно на обыденном уровне мышления представлял познание в виде отражения и субъектно-объектной оппозиции, со значительными элементами наивного реализма. Субъектно-объектное и «картинное» видение мира широко распространено не только потому, что укоренено в представлениях естествознания, но и в силу того, что стало в культуре социальным стереотипом. (Здесь рассказать теорию отражения)

Пора осознать, что введение традиционной  теорией познания субъектно-объектного мира в философию и научное познание явилось  в свое время высоко продуктивным приемом абстрагирования, рационалистического идеального представления познавательной деятельности и самого знания. Вместе с тем очевидна неполнота субъектно-объектных отношений и также ясно, что создание этих предельных абстракций несет на себе отпечаток идеалов, критериев, представлений классического естествознания. Необходимо принимать во внимание и не менее фундаментальную чем субъектно-объектное отношение в познании, деятельности вообще, -  идею целостности человека. Посредством этой идеи происходит преодоление того частичного гносеологического субъекта, который представлен в субъектно-объектном отношении.

 

 

 

 

 

12. Субъект и объект в современной  эпистемологии.

 

Эпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об объекте и составить о нем истинное представление. Иначе говоря, эпистемология - это теория, которая стремится выяснить вопросы, связанные с происхождением, методами, развитием и другими проблемами познания. Слово "эпистемология" представляет собой сочетание греческих слов "episteme" - знание, и "logos" - слово, учение. Считается, что впервые этот термин был использован Дж.Ф. Ферье. Эпистемология существовала уже в древней и средневековой философии, но в современный период, когда возникла острая потребность в восстановлении человеческой природы, а владычество человечества над природой усилилось, эпистемология стала центральной темой философии.

Следует заметить, что в современной эпистемологии категория "субъект" не отождествляется с ментальным планом бытия. Субъекты - это не умы и не сознания. Эпистемология может быть "бессубъектной" потому, что субъекты в ней, скорее всего, лишь системы референции. Их функция- зафиксировать и представить нечто. В этом смысле системы референции могут быть либо инвариантны, либо отличны и релятивны.

Традиционная теория познания с ее идеями и метафорой отражения, а также субъектно-объектными отношениями была общепринята в европейской философии и культуре. В подавляющем большинстве случаев европейский человек на теоретическом, а особенно на обыденном уровне мышления представлял познание в виде отражения и субъектно-объектной оппозиции, со значительными элементами наивного реализма. Субъектно-объектное и «картинное» видение мира широко распространено не только потому, что укоренено в представлениях естествознания, но и в силу того, что стало в культуре социальным стереотипом. (Здесь рассказать теорию отражения)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"