Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.

Файлы: 1 файл

shpory_po_filosofii.doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

В эволюции общества прослеживаются три основные формы передачи культурного наследия, без чего немыслимо само его существование.  Первая передача образцов технологии деятельности но принципу: «делай, как я». Эта древнейшая форма передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику воспроизводится на протяжении всей истории. Ее достоинством является живое общение с авторитетом, использование в обучении механизма подражания действиям.

С другой стороны, всегда существует опасность консерватизма, слепого копирования устоявшихся форм, догматизации зрения. Тем не менее, этот тип передачи культурного наследия, который в восточной традиции называется «у ног Учителя», остается универсальным способом от ремесла до философствования.

Вторая форма — передача опыта не прямо, а с использованием норм, предписаний и запретов. Здесь упор делается на устную или письменную традицию, передаваемую от поколения к поколению в виде формулы: «делай так». Она  может носить характер не только предписания, но и абсолютного запрета, как например гиппократовский принцип в медицине: «Не вреди».

Характер передаваемых норм изменяется в ходе истории, они наполняются новым смыслом, что дает гораздо больше простора для творчества. Однако опасность догматизации норм также велика, равно как и соблазн объявить эта нормы устаревшими. Каждая эпоха по-своему оценивает и применяет нормы, исходя из своих императивов культуры.

Еще более сложна третья форма передачи культурного наследия — аксиологическая, когда, наследуются идеалы и  ценности, облекаемые в те или иные принципы.

В истории философского осмысления культуры можно выделить основные модели культуры. «Натуралистическая» модель сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). Натурализм превращает культуру в одно из звеньев природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека». Именно благодаря культуре человек не исключается из природы, а образует высшее звено в ее развитии, обосновывает идеалы разумного человека из его естественных потребностей. Классическая модель характерна жестким разделением объекта и субъекта познания, предметом которого выступает надындивидуальная культурная реальность, из которой выводится культура отдельного человека. В основе этой модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма.

Следует отметить, что классическая модель в философском отношении идеалистична, ибо главной, существенной, определяющей сферой развития человека является духовное творчество. Культура выступает чисто духовным образованием, обусловленным актами трансцендирующего из самого себя сознания. Классический идеализм как в его субъективной

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры причисления к роду или выделения совокупности признаков. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры.

Человек в мире культуры

Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен - политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека «по частям» в рамках политической или иной сферы. Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и  т. д.

В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эта представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения.

Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстетического восприятия заключается в том, что люда, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются прежде всего чувственно, в их внешней выразительности.

Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура. Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во многом обусловлена катастрофическими изменениями, происходящими в природном мире в результате человеческой деятельности. Экологическая культура содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы.

Существует множество различных видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и т. д.), отражающих многообразие форм деятельности общественного человека. 

30. Социальная сфера жизни  общества. Учение о классах и  социальной стратификации и социальной  мобильности в социальной философии Х1Х и ХХ вв. Понятие маргинализации.

Выделяется 4 сферы общественной жизни:

1. экономическая или материально-производственная.

2. Социальная  (охватывает и область классовых отношений и микросоциальную структуру общества).

3. Политическая (включает область политических отношений и деятельности людей, государства, управления и власти).

4. Духовная (представляет собой специализированную область духовного производства, идей,  духовной культуры, образования).

Учение о классах и классовом обществе создано задолго до Маркса. Английские экономисты Смит И Рикардо в XVIII в. вскрыли экономическую аналогию классов буржуазного общества; французские историки Тьеруш Тизо, Минье установили как научный факт – классовую борьбу в обществе. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме.

• Раскол общества на классы – прогрессивное явление в историческом развитии (рабство, отделение умственного труда от физического)

• Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищания соплеменников, попадавших в долговую кабалу.

«Классами, — писал В. И. Ленин,— называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Однако он отметил, что при определении классов необходимо учитывать не только экономические признаки, которые являются главными, но принимать во внимание и идеолого-психологические. Существенную роль в формировании класса играет субъективный фактор: осознание классом своих коренных интересов и создание им своих организации, политических партий. Класс, который еще не осознал своих интересов, - это класс «в себе». Осознав же их и организовавшись, он превращается в класс «для себя». Это значит, что развитие класса должно подняться до уровня его самосознание, т.е. он должен осознавать себя именно как класс – силу, противостоящую другим классам.

• Заслуга Маркса в развитии учения о классах заключается в том, что:

1. связывал существование классов с определенными историческими фазами развития производства;

2. развил теорию классовой борьбы до теории диктатуры пролетариата;

3. диктатуру пролетариата рассматривал как временное состояние, за которым последует переход к обществу без классов;

• класс как определенная целостность формируется тогда, когда общие условия существования людей превращаются в определенный жизненный уклад, быт, отношения, традиции, интересы. Тогда класс становится самостоятельным по отношению к индивиду. Класс подчиняет себе индивида через классовое сознание, солидарность, предрассудок.

Социальный состав общества в XIX в. оказался очень пестрым. В западной социологии  получила широкое распространение  теория социальной стратификации.

Представители этой теории считают, что понятие класса может использоваться лишь для анализа социальной структуры прошлых обществ, а в современном постиндустриальном обществе оно не работает. Поэтому понятие "класс" должно быть заменено понятием "страта" – слой.

В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и др. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Виды стратификации: экономическое расслоение (имущие и неимущие), политическая стратификация, профессиональная стратификация и т.д.

Теория Дарендорфа (нем.). В основу положил понятие "авторитет".

1. управляющие - управляющие собственники -управляющие несобственники (менеджеры)

2. новый средний класс (продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом – управляющими).

3. Управляемые - рабочая аристократия - низкоквалифицированные рабочие

Теория Уорнера (амер.). На основе 4 параметров (доход, профессиональный престиж, образование, этническая принадлежность) выделил 6 правящих социальных групп: высшую, высшую промежуточную, средневысшую, среднепромежуточную, промежуточную, промежуточно-промежуточную.

Теория Турена (фр.). Считает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит по доступу информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Теория Лумана социальной дифференциации

Теория социальной стратификации служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. (Социальное положение – это сумма его связей со всеми группами населения и внутри групп.)

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. По Сорокину социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в 2х направлениях:

1. Вертикальном – движение вверх и вниз (например, революция 17г. – вертикальная мобильность);

2. Горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне;

"Маргинал" – обочина.

Общественные отношения иногда преживают упадок. Одним из признаков является маргинализация (процесс роста массы людей , которые не участвуют в производственном процессе; не выполняют производственных функций; не обладают социальном статусом; существуют на средства, которые добываются либо в обход общепринятых установлений, либо на средства общественных фондов). Пример: кризис античных городов-государств, кризис Римской империи, упадок феодальных государств. В эпоху общественных кризисов масса людей отбрасывается на положение нищих и презираемых.

 

 

31. Политическая сфера  жизни общества. Происхождение и  сущность государства.

Выделяются четыре основные сферы обществ. жизни:

1. Экономическая или материально-производственная.

2. социальная (охватывает и область классовых отражений и микросоциальную структуру общества).

3. Политическая (включает область полит. отношений и деятельности людей, гос-ва, управления и власти).

4. Духовная (представляет специализированную область духовного про-ва, идей, духовной культуры, образования).

Политика включают в себя полит.деятельность, полит.отношения и полит.сознание. Политика – это искусство управления государством; область взаимоотношений между классами по поводу государственной власти; область отношений всех классов и слоев к государству и правительству. Политика имеет 4 элемента: выбор цели, методы достижения целей, анализ ситуации при достижении целей, контроль над субъектом политики посредством власти, через механизмы убеждения и насилия. Политике в современном ее понимании предшествовали управление и власть. Управление в политическом смысле – это процесс целенаправленного воздействия субъектов управления (старейшина рода или племени, гос-во, вожди) на общность людей, личность, общ-во в целом.

Споры о природе государства продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: теологическую (божественную), патриархальную, договорную, насилия, психологическую, расовую, органическую, материалистическую (классовую) теории.

Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"