Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.

Файлы: 1 файл

shpory_po_filosofii.doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций

5. закон социальной революции

6. закон возрастающей роли нар масс в истории

7. закон относительной самостоятельности общ сознания.

8. закон возвышения потребностей.

Существует большое кол-во соц. законов частного порядка, кот действуют в определенных сферах общества. Но в любом случае, независимо от масштаба действия соц. законы отражают наличие соц. необходимости и объект хода общ жизни.

Действия соц. законов конкретизируются фил категориями: соц. материя, соц. время, соц. пространство, соц. противоречие, соц. отрицание, соц. революция, общ. бытие и общ сознание. Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ формация, способ производства...

История никогда не повторяется: она движется не по кругам, а по спирали, и кажущиеся повторы в ней всегда отличаются друг от друга, неся в себе что-то новое. Но в этой неповторимой индивидуальности и случайности конкретных событий есть всегда что-то общее; например, тот факт, что Вторая мировая война не похожа на наполеоновские войны, не является препятствием для философского осмысления природы войн вообще. Индивидуальное в истории — это конкретная форма обнаружения существенно общего. Но в общественной жизни, в истории уникальность, неповторимость событий обретает наибольшую полноту. Общее здесь не нивелирует единичное, как бы обезличивая его, но, напротив, может осуществляться только при условии наибольшей полноты проявления уникального, выступая не как динамические законы природы (например, закон тяготения), а как статистические, как тенденция, допускающая отклонения в сторону от магистрального пути всемирной истории. При этом общественный закон выступает не просто как тенденция (которая и сама может оказаться случайной, скоропреходящей), а как ведущая, основная тенденция.

Общество в своем развитии проходит качественно определенные этапы. На каждом из них действуют и общие законы, характеризующие именно повторяющееся, устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени и пространстве. Общие и особенные законы  взаимосвязаны и должны изучаться в единстве, поскольку последние характеризуют качественную определенность каждой общественно-экономической формации, показывая ее исторически преходящий, изменчивый характер. Общие же законы составляют как бы невидимую нить, которая связывает все этапы развития человечества в единое целое.

Из действий отдельных людей образуются исторические события. В своей повседневной жизни люди действуют, как правило, сознательно, преследуя определенные цели и так или иначе предвидя последствия своих действий. Но не всегда результат оказывается таким, как предполагалось, не все результаты совпадают с предвиденными, в таком случае и говорят о стихийности исторического процесса.

Гегель отмечал, что во всемирной истории благодаря действиям людей получаются несколько иные результаты по сравнению с теми к которым они стремятся. Люди добиваются удовлетворения своих потребностей и интересов, однако благодаря этому объективно осуществляется еще и нечто такое, что скрыто содержится и в интересах и в действиях, ибо не осознается ими, не входит в их намерения. В этом-то и кроется «хитрость разума истории». Эту хитрость подметил Смит в своей теории о невидимой руке.

Сознательной деятельностью в истории является такая, которая строиться на соответствии индивидуальных целей участвующих в ней людей общим целям всех членов социальной группы или общества. А это возможно только на основе познания общественных законов, взаимосогласования целей деятельности и средств ее с этими законами.

 

 

25. Материалистическое  понимание истории Маркса и  его основные критерии в их взаимосвязи («К критике политической экономии». Предисловие).

К гипотезе исторического материализма Маркс пришел на основе изучения всемирной истории. При анализе исторических событий и общественной жизни надо исходить не из абсолютной идеи, как Гегель, не от человека, как у Фейербаха, а из общественных отношений.

Два вида общественных отношений:

  • материальные (производственные), складываются не зависимо от сознания людей в процессе материального производства; они являются определяющими в конечном итоге.
  • идеологические, складываются сознательно, проходя через головы людей.

Материальные отношения Маркс стал рассматривать как определяющее, но определяющие в конечном счете из двух видов производства материального и духовного. Именно материальное производство в конечном счете определяет все остальные стороны общественной жизни.

В предисловии «К критике политической экономии» по словам Ленина, Маркс дал «цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю».

В предисловии развитие общества рассматривается как объективный естественно-исторический процесс, независимый от воли и сознания людей.

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материально-производственных сил». Производственные отношения:

  • Отношение собственности на средства производства.
  • Отношение обмена, которое определяется отношениями собственности
  • Отношение распределения
  • Отношение организации производства (management)

Важное место в «предисловии» Маркс отводит характеристике производительных сил, как главного фактора социального прогресса. От уровня развития производительных сил зависит характер производственных отношений, которые в свою очередь обуславливают характер общественного сознания, в то же время обратно воздействующего на производственные силы.

Произв силы и производ отношения в единстве составляют способ производства. Давая сжатую характеристику общества, Маркс пишет: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальные, духовные, политические процессы жизни вообще». Способ производства является противоречивым единством ПС и ПО, так как развитие ПС на определенном этапе приводит к тому, что данные ПО становятся тесными, поэтому наступает эпоха соц.революций, которые изменяют базис. – диалектика способа производства.

ПС – представляют революционный элемент в способе производства, так как изобретает новые орудия труда.

ПО – консервативный элемент в способе производства.

В четкой форме в «предисловии» Маркс раскрывает диалектику производительных сил и производственных отношений, показывая, что «на известной ступени своего развития материально производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производственных сил эти отношения превращаются в их оковы».

В «предисловии» раскрывается диалектические закономерности между базисом и надстройкой: вместе с коренным изменением экономического базиса (то есть производственных отношений) происходит переворот и во всей надстройке. Самые близкие к базису – право и мораль; наиболее отдаленные – религия и философия. Надстройку составляют идеи; идеологические общественные отношения; институты. Отношения базиса и надстройки по Энгельсу:

  1. базис определяет надстройку
  2. надстройка влияет на базис
  3. отношения соответствуют друг другу

Базис и надстройка образуют структуру общ-экон формации. Разъясняя в «предисловии» основные категории матер понимания истории в их взаимосвязи, Маркс определяет основную категорию исторического материализма – «общественно-экономическая формация». Он отмечает, что ни одна общество-экон формация не погибает раньше, чем в ее недрах не созреют новые производственные силы, необходимые для утверждения новой общество-экон формации (против идеи о возможности немедленного осуществления революции).

Рассматривая существо общественного прогресса, Маркс пишет: «в общих чертах азиатский, античный, феодальный, современный, буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи общество-экон формации».

В «предисловии» рассматривается вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Термин «общественное бытие» получает четкое категориальное определение в системе других важных понятий исторического материализма.

«Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет их сознание».

Общественное сознание – совокупность идей, убеждений, верований, чувственных моделей.

Общественное бытие определяет сознание; сознание оказывает влияние на общ бытие.

 

 

26. Общество и природа  в их диалектическом единстве. Учение о ноосфере.

Со времени появления общества на Земле происходит три рода процессов: собственно природные, специфически общественные и как бы сплавленные, которые сочетают в себе и те и другие.

Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная - усиливается. Это и понятно: познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой. Человек и исторически, и онтогенетически постоянно, изо дня в день общается с природой. Так, по словам И.А. Ильина, обстоит дело у земледельца и у лабораторного ученого, у железнодорожного сторожа и художника... Каждый из них по-своему вступает в общение с природой. Каждый учится у нее, каждый старается приспособиться к ней, использовать ее для своих целей, как бы уговорить ее. И это прислушивающееся уговаривание природы, это овладевающее ею обучение у нее, это осторожное одолевание и подчинение ее является для каждого духовно живущего человека одной из радостей в земной жизни. Бывает так, что природа его умудряет, утончает своими красотами его эстетические чувства, иногда и наказует, а иногда награждает его сторицею.

Природа требует взаимности: у нее нужно не только брать, но и давать. Природа на ранних этапах становления общества была или всевластной деспотический матерью, как говорит Соловьев, младенчествующего человека, или чужой ему рабой, вещью. В эту вторую эпоху пробудилось безотчетное и робкое чувство любви к природе как к равноправному существу, имеющему или могущему иметь жизнь в себе.

Взаимодействие общества и природы. Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Неизмеримое количество человеческого труда израсходовано на преобразование природы, и весь этот труд, по словам Писарева, положен в землю, как в огромную сберегательную кассу. Труд человека вырубил леса для земледельческих угодий, осушил болота, насыпал плотины, основал деревни и города, оплел материки густой сетью дорог и сделал множество других дел. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их.

 Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение  его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействие общества на природу  обусловливается развитием материального  производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу  происходит расширение рамок географической среды и ускорение  некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить  современную географическую среду ее свойств, созданных трудом  многих поколений, и поставить современное общество в исходные  природные условия, то оно не сможет существовать: человек геохимически переделал мир, и этот процесс уже необратим.  Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история — наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты  способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере, в этой оледеневшей стихии, человек вырвал у негостеприимной, суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках, в этом  царстве ярких благоухающих цветов, вечной зелени и сочных плодов, необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах. Географическая среда как условие  хозяйственной деятельности общества может оказывать определенное влияние на хозяйственную специализацию стран и районов.

Ноосфера. Наш выдающийся естествоиспытатель и мыслитель Вернадский, являясь одним из создателей антропокосмизма, представляющего в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) стороны объективной реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу. Именно он ввел само понятие «ноосфера». Эти идеи развивал далее, но в этом же духе Тейяр де Шарден, а у нас эти принципы развивались Чижевским в замечательном произведении «Земное эхо солнечных бурь» (М., 1976)

Помимо растений и животных организмов биосфера включает в себя и человека: человечество — часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения биосферы, оказывая все более мощное и интенсивное воздействие на нее в связи с развитием науки и техники. С возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы — ноосфере (от греч. ум, разум), представляющей собой сферу живого и разумного. Ноосфера, таким образом, не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы, создаваемая прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества. Можно сказать, что ноосфера — новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразующего действия общества на природу. Она предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных наук, но и разумное сотрудничество государств, всего человечества, и выше гуманистические принципы отношения к природе — родному дому человека.  Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосферы и над ней. В этой ситуации человек должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и эволюцию ноосферы, деятельность его должна быть основана на научном понимании естественных и социальных процессов.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"