Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.

Файлы: 1 файл

shpory_po_filosofii.doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

 

 

27. Глобальные проблемы  современного общества и общественный  прогресс.

Глобальные проблемы современности можно разделить на три группы:

1. относящиеся к вопросу войны и мира, разоружения, предотвращения ракетно-ядерной войны. В Декларации ООН 1981 г. о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. Тем не менее ядерные вооружения не прекратились. Мораторий на подземные ядерные испытания нарушается то Китаем, то Францией, то другими членами «ядерного клуба». Люди Земли еще не перестали быть заложниками атомной мифологии и ядерных маньяков. Далеко не все еще осознали, почувствовали, что ядерная мощь не столько мускулы, сколько раковая опухоль. Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, пока они молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов.

2. Энергетико-сырьевые, продовольственные и экономические проблемы. Это вопросы преодоления социальной и экономической отсталости многих стран Востока и Юга. Так, долги слаборазвитых стран странам запада составляют более 1 трлн. долларов. В обществе нужен новый экономический порядок, а не ограбление огромного числа людей. Отсталость нельзя преодолеть на основе идеологических фетишей, авантюрных политических доктрин, установления тоталитарных режимов.

Природа является всеобщей основой и предметом труда, местом и сферой трудовой деятельности человека. Маркс считал, что материальное производство – это цивилизованное освоение природы. Потребительское отношение к природе при мощном росте народонаселения ведёт к разрушению природы, а значит, и самого человека. Обострение экологической ситуации, под которой понимается загрязнение окружающей среды, исчерпанность природных ресурсов, техногенных нагрузок на животный и растительный мир ставит под угрозу выживание человека. В хозяйственной деятельности природа должна не только потребляться, но и воссоздаваться.

3. Образование и культура, НТП, свобода, рост народонаселения планеты.

Не станет ли тесно на земном шаре? Это отнюдь не праздный вопрос. Демографы полагают, что максимальная численность населения Земли не более 10 млрд человек. Эта цифра будет достигнута к 30-м гг. XXI в. Многие уверяют, что и она завышена. Так, что от продумывания глобальных, согласованных мер по оптимизации демографического вала никуда не уйти. Резкий всплеск народонаселения при относительно скудном росте производства в конце 20в. Английский экономист Мальтус в 18в говорил о геометрическом росте средств жизни людей. В современном обществе всё должно быть подвергнуто разумному ограничению. Сейчас на планете голодает до 1 млрд. человек, люди умирают от голода и недоедания. Поэтому производство должно расти с опережающими разумные потребности людей в пище, одежде, жилищах, темпами.

Кроме того, к глобальным проблемам человечества относиться вопрос о здоровье людей.

Прогресс в обществе - поступательное развитие, движение общества вперёд, изменение к лучшему, более передовому и совершенному, переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. П. прямая противоположность регрессу (см.) - движению назад, упадку.

Для всех буржуазных теорий П. характерны:

  1. ограниченное понимание П., как постепенного усовершенствования общественной жизни при сохранении на вечные времена частной собственности на средства производства;
  2. идеалистич. подход к обществу и его развитию, основанный на признании разума, морального совершенствования, отвлечённого стремления людей к счастью.

Идеологи империалистич. буржуазии отказываются от идеи прогрессивного развития общества. Так, напр., Шпенглер, французский философ и социолог Э. Брейе, американский социолог К. Беккер, английский социолог и историк А. Тойнби и другие развивают антинаучный взгляд на историю как на вечный возврат к исходному пункту, утверждают, что человеческое общество неминуемо движется вспять, что человечество обречено на гибель и вырождение.

Научную теорию П. развивает марксизм-ленинизм. В своей теории П. марксизм-ленинизм опирается на достижения передовой человеческой мысли. Вместе с тем марксистско-ленинское понимание П., в основе кот. лежит диалектический и исторический материализм, коренным образом отличается от всех предшествующих учений о прогрессивном развитии общества. Марксизм-ленинизм раскрыл объективные законы общественного П., показал роль способа производства как главной силы, определяющей всю общественную жизнь людей. Решающим и конкретным выражением общественного П. является закономерный переход от одной общественной формации к другой, более высокой, в результате развития производительных сил общества (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации). Смена общественных формаций совершается не автоматически, а в результате беспощадной борьбы передовых общественных сил против сил, отживающих и реакционных, пытающихся воспрепятствовать прогрессивному движению общества.

Прогресс можно подразделить на эволюционный, развивающийся последовательно с течением длительного времени (например процесс накопления знания) и революционный, развивающийся скачкообразно (технологические или социальные революции).

В развитии цивилизации фигурирует понятие научно-технический прогресс, представляющий собой взаимозависимый рост научного знания от наращивания производства. Ему следует противопоставлять интеллектуальный - духовный прогресс, носящий, во многом, индивидуально-личностный характер и заключающийся в постепенном духовном росте общества, нации и отдельной личности.

Сегодня ученые обращают особое внимание на значение технологических революций, происходивших в истории освоения человеком окружающего мира. Они выделяют, прежде всего, аграрную революцию, которая осуществилась около 10 тыс. лет назад, когда человек перестал быть кочевником, стал вести оседлый образ жизни и перешел к производящей форме ведения хозяйства, связанной с развитием земледелия и скотоводства. 

28. Категория цивилизации  в социальной философии.

Термин “цивилизация” был введен в философию в 1829 г. французским мыслителем Фурье. Общество, согласно Фурье, последовательно проходит в периоды эдемизма (“райской” первобытности), дикость варварства и цивилизации. Фурье цивилизацию связывает с существованием частной собственности. По Фурье, капиталистическая цивилизация, переживая глубокий кризис, и подавляя естественную природу человека, мир его страстей и влечений, не дает личности развиваться всесторонне и поэтому должна уступить место идеальному строю, приводящему к гармонии людей.

Т.о. в XIX в. понятие “цивилизация” употреблялось как характеристика капитализма в целом. Но такое представление о цивилизации не может быть господствующим.

Так, Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Данилевский отрицал существование «человечества» как целого, как «единой цивилизации», признавая реальным субъектом исторического процесса лишь отдельные «культурно-исторические типы», народы с их самобытными цивилизациями, не подлежащими передаче и заимствованиям.

Разработка теории цивилизации сделана английским историком Тойнби и американским социологом русского происхождения Сорокиным.

Сорокин к цивилизации относит жизнестойкие социальные институты, ценности и способы деятельности, новые модели и образцы поведения.

После октября 17 г. большевиками была уничтожена цивилизация в России. Страна и народ  погрузились в историческое беспамятство, в состояние нового средневековья (Бердяев).

Тойнби под цивилизацией понимает устойчивую социально-географическую общность, характеризующуюся духовно-религиозным началом, свободой, идущей от бога.

По Тойнби, всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций.

В 60-70 гг. XX в., по мнению Тойнби, существовало 5 цивилизаций: русско-православная, китайская, индийская, мусульманская, западно-европейская.

Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет, уступая место другой. Движущей силой развития цивилизации является «творческое меньшинство», носитель мистического жизненного порыва, который отвечая на различные исторические вызовы, ведет за собой инертное большинство.

Своеобразие этих вызовов и ответов определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философской концепции смысла жизни.

Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-историческую проблему, “творческая элита” превращается в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не  авторитетом; отчужденная же масса населения становится “внутренним пролетариатом”, который совместно с варварской периферией, или внешним пролетариатом в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она не гибнет прежде от военного поражения, либо от естественной катастрофы.

Тойнби считал, что прогресс человечества в духовном совершенствовании, в религиозной революции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой синкретической религии будущего.

Если Тойнби занимался конкретно-историческим изучением мировых цивилизаций, то в эти же годы польский философ Ф. Конечны предпринял попытку создать «науку о цивилизации». В работе «О множественности цивилизаций» (1935 г.) он писал, что от истории цивилизаций надо отличать теорию цивилизации. Содержание истории цивилизаций — изучение их борьбы и развития, главная проблема «науки о цивилизации» — происхождение и природа их многообразия. 

В рамках культурологического подхода М. Вебер, а за ним А. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия. А. Тойнби указывал также и на четко выраженные параметры технологического развития. Тейлор считал, что цивилизация, или культура, «в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верования, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Многие исследователи сходятся в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства.

Такое утверждение вполне уместно только в рамках деятельностного подхода к пониманию культуры как внутренней интенции жизнедеятельности человека, ее духовного кода. Однако при ценностном подходе к культуре, при котором она интерпретируется как нормативно-ценностное пространство бытия три или иной социальной общности, такое противопоставление культуры и цивилизации выглядит не обоснованным. Вместе с тем надо согласиться, что цивилизация по отношению к человеку является внешним миром. Однако при этом не следует противопоставлять понятия «цивилизация» и «культура», ибо культура как надындивидуальная реальность также является внешней.

В современной отечественной литературе под цивилизацией понимается:

1. Материальная культура.

2. Ступень общественного развития материальной и духовной культуры (например, античная цивилизация).

3. Ступень общественного развития человечества, следующая за варварством (Фурье, Морган, Энгельс).

4. Интегральное соединение некоторого числа цивилизаций – политической, технической, досуговой.

5. Цивилизация есть также определенным способом организованные быт, досуг, образование и культура, наука и образ жизни людей, наличие благ.

6. Под политической стороной цивилизации понимают правовой строй, правовое гражданское состояние общества, единство права, свободы и морали.

Многозначность понятия “цивилизация” объясняется полисистемностью социального явления, его разносторонностью в наличном бытии.

 

 

29. Категория культуры  в социальной философии. Человек  и культура.

Культура — это природа, обработанная особым, человеческим образом в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Но культура не сводима к вещам, произведенным человеком, а распространяется и на общественные отношения, и на продукты духовного производства. Самым существенным философским признаком предмета культуры является его двойственность, двухкачественность. Уже на примере самого примитивного орудия труда — ручного рубила, можно увидеть, что в этом обработанном куске скалы есть природные качества (вес, цвет, твердость и т. д.) и качества, вложенные в него рукой человека, создавшего этот культурный предмет. В нем опредмечена человеческая мысль, нашел воплощение замысел творца, он тем самым стал служить удовлетворению тон или иной потребности человека. Поэтому любой феномен культуры является чувственно-сверхчувственным; несет в себе систему природных и социальных качеств. В такой двойственности — суть культуры как общественно-исторического способа адаптации человека к миру, причем эта характеристика относится и к самому человеку.

Феномены культуры все время обозначали и подтверждали социальный статус человека и общества. По характеру сооружений (например, пирамид) оружия и утвари, одежды и украшений можно достаточно точно судить о состоянии следующего компонента культуры — ее духовной сферы. Если первые два как-то ограничены ресурсами и физическим потенциалом данного общества, то мир духовной культуры в точном смысле слова беспределен. Постепенно он становился, в сознании многих людей доминирующим, ибо служение Богу, Абсолюту, культу предков и т. д. рассматривалось как основная сфера самовыражения и личности и общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"