Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Философия-шпора.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

 

35. Эмпирическая философия.  Френсис Бекон Томас Гобс

Ново время. Ф.Б.(1561-1624) Основатель матер-ма и эксперим. науки нового времени. Из семьи лорда хранителя печати. Избран в парламент. Обвинен во взяточничестве, помилован, вернулся на гос. службу. "Новый органон" - сборник статей по логике. Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт. Родоначальник материализма: основа всего сущего - материя (многокачественная, наделенная ощутительной деятельностью). Цель знания - способность науки увеличивать власть человека над природой. Резко выступал против схоластики. Наука должна быть рацион. переработкой фактов опыта. Исключительное значение наук. Создал свою классификацию на основе памяти, воображения, разума. Учение о 2 истинах: теологической и филосовской, их предметы различны. Признает только науки, построенные на эксперементе и опыте. Новые знания о природе можно получить лишь исследуя ее саму. Преграда на пути к истинному познанию - теория идолов:

- идол рода (приписывание чел. своих свойств природе вещей, которые он изучает); - идол пещеры (ошибки, связанные с субьективным взглядом чел., с его эмоциями); -идол площади (ошибки, связанные с общественным мнением); - идол театра (внекритическое усвоение ложного мнения, спекуляции в науке, существование авторитетов, влияние традиции). Учение о 4 принципах, связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, чель. В связи с тем, что был сторонником эмпирического знания, выработал 3 таблицы учета наблюдении: 1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех известных случаев в обл. изучаемого процесса. 2.Таблица негативных инстанций. 3.Сравнение + вывод о том, что преволирует. Две части души - чувственная и разумная. Общество: описал утопическое общество на острове Новая Атлантида (идеализированное об-во, под руководством философов, без воровства, но остались классы). Заслуга Б. в развитии фил. закл. в том, что он 1) восстан. матер. традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого, возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ. собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел, наделенных разными кач-ми.Т.Гоббс (1588 - 1679) - в семье священника, Оксфорд, гувернер в аристократической семье. "Левиофан", "Трактат о чел. природе", "О теле", "О чел.", "О гражданине".

Гносеология = эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание, опирающееся на веру не может дать действительной истины.Материальное тело первично, у мат. тела существуют атрибуты: движение, покой, цвет, но это следствие мех. различия вещей. Об-во: основа общества - договор. Признает монархию. Войны естественное состояние общества. Этика: стоит за нравственные природные черты человека. Зло предмет отвращения, благо - предмет стремлений чел. Благо и зло относительны. Геометрию прозглашает главной наукой. Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод воображения. Опыт дает только единичные знания.

 

 

36. Философия рационализма. Рене Декарт.

Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения (вроджд. идеи Декарта).

Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ. деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы, усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд. идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. подход. Но в общем оказал влияние нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания. Эта связь привела его к деизму и дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей и телесной субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их сотворил, он вечен, всемогущ, источник блага и истины. Деизм: дальнейшее развитие природы идет по своим законам. Мыслящей субстанцией занимается философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.- сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину (сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части (расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности (последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту неприемлима чувственная очевидность как основа познания.

 

 

38. Сенсуализм Джона  Локка.

(1632-1704) Из чиновников. Учился в  Оксфорде. Гонения со стороны  королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное познание. Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека (пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в ощущение, может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология. "Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в следствие внимания направленного на состояние и деятельность души. Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из ощущений. Познание Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2- правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов. разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного познания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и отвлечений. Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис: состояние равенсттва, в котором вся власть и правомощность взаимны - это действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика: сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает удовольствие, увеличивает его.

Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница.

 

 

39. Материализм и атеизим  во Франции в XVIII веке.

Ламетри. (1709-1751)"Естественная история души", "Человек машина", "Человек растение", "Система Эпикура". Основывается на физике Декарта и сенсуализме Локка. Последовательный материалист, атеист, врач. Форма не отделима от материи, материя связана с формой и движением. Пытается доказать материальный характер одушевленности чел. и животных: рассудочная деятельность животных и разумная деятельность чел. связаны с мозгом и нервной системой. Мир познаваем. В основе познания - чувства. Во всех фу-ях чел. органов (в том числе и психич.) нет ничего не познаваемого. Процесс мышления присущ только человеку и представляет р-т его сложной организации. Мышление - это рез-т сравнения и комбинирования представлений, возник на основе ощущений и памяти. Главные причины исторического развития - просвящение. Был просвятителем. Свобода личности: свобода торговли, частной собственности, мысли, совести, демократии. Материю характеризует: протяженность, внутренняя сила, способность ощущать и чувствовать. Материя способна к эволюции форм: неорганическая, растительная, животная. Гносеология: источник познания - материальный мир. Познание начинается с чувственного и поднимается к теор. обобщением. Атеист, но считает необход. сохранение религиозн. веры для народа.

 

 

40. ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ  ИЗЫСКАНИЯ НА УКРАИНЕ В 11-13 ВВ.

Становление фил. мысли укр. народа проходило в рамках дух. культ. Киевской Руси.Благодаря введению хрис-ва КР приобщается к достижениям мировой культуры.Контакты с Византией, Болгарией дают возможность исполь-ть достиженияантичн. и византийской философий для развития фил. мысли.Все это происходит на фоне отечественной культуры, кот.опирается на давние тради- ционное мировоззрение восточных славян. С давних времен фил сосредотачивается на обсуждении проблем человека и чел. истории. Философом считается тот, кто опираясь на кн. знания , не просто преобрел истину о смысле жизни , а вместе с этим преобразовал эту истину на ориентир в собственной жизни. Философию понимали не только как теорию но и как практическую мораль. Заметное место в сис-ме фил-мировоз. представлений мыслителей КР занимает гносеологическая проблематика. Ярк. проявлением теор-познав-ной ориентации в культ. КР есть свойственное ей понимание роли книги, письма, книжного учения в жизни Ч. " Книжность" понимается как одна из высших качеств Ч., как залог мудрости.Этому посвящается много мест в " Повести прошедших лет". По мнению автора "Молитва Даниила Заточника" припадая как пчела к цветкук книжной мудрости, Ч. собирает "сладость словестную и мудрость" Культ слова обусловливается стремлением найти опосредованную сущность, кот. обеспечивала бы комуникацию между миром божественным и земным. Только такая роль и отводится слову. Одной из главных становится проблема души и тела. Тело связывает Ч. с природой. Душа - нематериальна, гл. ее силой становится разум, он не только властитель души но и царь чувств.Поэтому разум единит тело и душу. Душа - управляет телом. Сущ-роль обаз святого: Святой- звено м\у земным миром и потусторонним. Это избранник срели людей, но он принадлежит не им, а миру божественному. Взгляд на мир присходит ч\з призму добра и зла.

 

 

41.Философия и мистика  эпохи братских школ.

В кон. 16 -перв. пол. 17 реш. роль в общ. и культ. жизни Укр. играют братства - нац.-рел. ор-ции правосл. населения городов. Фил. поним. как мудрость, кот. учит постигать истину исключительно ч/з мистическое соед. с богом. Немало усилий прилагается для обоснования необход. сохр. и разв. старослав. яз-ка, подчеркивается ее чудодейственная сила. Проникновение в скрытую духовную сущность священных текстов, излож. на старослав. яз., представлялась обяз. условием становления чел. как личности. По мнению деятелей бр. школ челов. разум только тогда озаряется чудесным светом и проникает в скрытую сущность поучающего слова Библ., когда сам человек из связанного земными желаниями превр. в нового дух. ч-ка. Последнее происходит только благодаря самопозн., что позв. разуму смертного человека выход и контакт с высшим бытием – Богом. После 1615 приход в Киев. бр. шк. выпускников зап-евр. ун-тов приводит к разв. гумманист. идей, к возникн. интереса к натур. фил., логике. Кирило Транквилион-Ставровецкий (Проявил интерес к объяснению природы, хотя рассматривал ее скорее как полезное ср-во умозрительного проникнов. в бож. сущность и поним. бога как безграничного бытия), Косиян Саковыч (Душа - бесмертная сущность и может существ. без тела. 3 вида души: вегетативн., чувств. и разумную. Человек имеет одну душу, а эти виды выст. как ее возможности. Основная категория - поступок. Ост: память, воля.)

 

 

43. Философия в Киево-Могилянской  академии.

В 17 в на У. и в Рос. акцентируется  вним. на истолкование античной и христ. ф-ии. На протяжении 17-нач.18 веков осн. школой фил. знаний на У. была К-М а. Она возникнувшая из Киев. братского коллегиума, созданного еще в 1632г. прифинансовой поддержке гетмана Скоропатского. Уч. процесс здесь был построен по образцу западноевропейских высших школ. Изучали: языки (слав., укр., греч., латинский, польский). Сущ. 2 учебных курса: - грамматика, ритор., диалектика- арифм., геом., астр., муз. Фил. имела гум-скую направленность (пытались опред. место чел. в мироздании). Идея общего блага. Идея совести как главного различия м/у добром и злом. Чел. счастье это его природа, оно соотв. его разуму, его честности. Хр. учение сочеталось с признанием ест. наук. Эл-ты пантеизма. Идея постоянного движения и изменения всех вещей в познании.

 

 

44.Филосовские идеи  Ф. Прокоповича, С. Яворского и их соратников.

Прокопович выделяет три звена позн.: вегетативность (обеспечивает жизнедеятельность и развитие) чувственное (зрение, вкус) - мышление Йосип Кононович Горбацкий - ректор и преп. академии. Читал курс по ф-ии. В этом курсе фил. переплелась с богословием на номиналистической основе (вещи существуют сами по себе). Говорил о двух истинах: фил.(изучает реальные вещи) и богословской. Стефан Яворский(1658-1722) магистр ф-ии. В работах этих философов можно отметить отрицание религиозных догматов, идею независимости природы и чел. от Б., вечности материи. Так, по мнению Горбацкого, природа не рождается и не исчезает, она сущ. независимо от чел разума. Гносиология (у обоих): познание об. мира начинается опытом, а логика - лучший учитель нашего разума. Именно разум улучшит мир, это произойдет когда человек "обожествит труд". Богу они оставляли роль первотворца, перводвигателя. Семион Полоцький(1629-1680) - преп., российско-белорусский мислитель. Его идеи: мир создан богом; существует 2 начала (матер. - четыре стихии, изчего возникают все вещи и духовное). Природа познаваема, а Б не позн. Соц.-полит. идеи: сильная держава с образованным монархом. В об-ве не должно быть ни очень богатых, не очень бедных.

 

 

45. Философско-мистическое  учение Г.Сковороды.

Родился в Харьк. обл. Фил., поэт, педагог. Учился в Киево-Мог. акад. Преподавал гуманитарные дисциплины в Харьк. коллегиуме. В 70-тые г. - странствующий  нищий фил. Крестьянский просвятитель. "Сад божественных песен", "Харьковские  басни". Исходит из идеи трех миров:1.макрокосм (Вселенная), 2.микрокосм (человек), 3.мир символов (связывает малый и большой мир) - библия, ее образец. Последний из миров состоит из видимого(сотворенный мир) и невидимого(Бог). О человеке. Выделяет в нем внутр. (духовное) тело и внеш. (земное) тело. Духовная сущность человека - борьба добра со злом. Основная проблема человеч. сущ-вания: познание невидимого через видимое. Т.е. проблема самопознания, обнаружение сердечного, единого человека. Состояние счастья - любовь к мудрости и сама мудрость. Занял позицию: фил. - жизнь, жизнь - фил. Верит в бога, но не во всем согласен с библией (конец мира, сущ. Христа). Теория неравной равности: все мы равны перед богом, т.к. он всех нас одинаково любит, но и неравны, т.к. мы его любим неодинаково. Методы познания: рассмотрение в каком-либо явлении противоречивых сторон. Мир двойственным: живое-мертвое, ложь-правда. Пантеист: Познание природы - божье познание. В об-ве вцелом, как и в человеке, выделяет 2 стороны: Внешнюю (тленная, если она преобладает, то об-во разрушается) и Внутренняя (разумная сущность). Кто не замечает проявления внеш. и внутр сторон, тот не знает ничего. Нравственности (удовлетворение трудом) противопоставляет безнравственую мораль богатых. Будущее: устранение деления на богатых и бедных.

 

 

46.Философские  идеи Канта.

До 70-х гг XVIII в - период деят-ти в области естест. наук. Отсюда и произведения "Всеобщая естеств. история","Теория неба". Кант пытался  связать атомизм с соврем. научн. открытиями, с картиной мира того вр. Это время - расцвет классич. механики. Вселенная - объективно сущ-щая, познаваемая, данная чел-ку в опыте. В этот период считал, что сущ-щие в мире вещи, данные в опыте, предст. явления постигаемые, а сущности ­непостигаемые. У Канта есть место и для Бога и для атомов. Бог сотворил мир и продолжает творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал такой мир, к-рый можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант пытается понять сущ-щую картину мира. Обогащает естеств. науки рядом своих гипотез: возникн Солн. с-мы, Луны, зависим-ть приливной волны от фаз Луны, признавал бесконечность процесса развития мира, но считал, что этот процесс имел начало.

Работы "Критика чистого  разума","Кр. практич. разума","Спос-ти суждения". Гл. в знании - логика, принципами кот. руководствуемся при познании. Реальность была всегда, но идея может изменить реальность, т.е. разум первичен по отн. к реальности. Наше познание опирается на силу разума, но включает и веру. Познание немыслимо без веры, без веры в истинность, правильность аксиом. Применяет диалектику, в частности в учении об антиномиях (противоречиях): напр. Бог сущ-ет и не сущ-ет; есть причин-ость и нет причинности. Этика: "Кр.практ. разума". На личность смотрит как на самоцель (ч-к живет для выполнения своей цели). Моральный закон м.б. только формальным, если его пытаются навязать всем. Каждый индивид ставит перед собой задачи, сам распоряж. как себя вести. В основе всей этики лежит понятие долга. Сторонник принципа "око за око". Эстетика: "Кр.способности суждений". Понятие прекрасного. Оно нам нравится независ. от наших занятий. Общество: Верховная власть народа (народный суверинитет), но он стоит за верховную власть монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»