Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Философия-шпора.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Демокрит (460-370). из Абдеры, ученик Л. Стремился постич мир как объективную реальность данную нам в ощущение. Много путеш. его труды - вроде энциклопедии познания того времени (более 70 назв. раб. по физ. этике, матем, ритор, астроном... ) Первоначалом всего были атомы (х-ся еще и велич. и тяжестью) - частицы материи (бытие), а кругом пустота (небытие). Мир наполнен многими мирами, но в центре Земля (геоцентризм). Жизнь возникла в рез-те перехода из неживого к живому на основе з-на природы (материализм). "После того как произошло разделение мрачного хаоса, после того как возник воздух, а под ним зелмя, грязеобразная и совсем мягкая, на ней вспучились пленки, имеющие вид гнойных нарывов или водяных пузырей. Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После того как они увеличились и лопнули, из них образовались люди и животные. Когда же Земля высохла и уже не могла больше рождать, животные стали появляться на свет путем рождения одних от других." Детерминизм - все обладает причинностью. Случайных причин не бывает. Случайно только то, причину чего мы не знаем. Так движение атомов закономерно, по строго намеченым орбитам даталистический детерминизм. Чел. из грязи и воды, но он вобрал в себя нечто божественное (разум, мысль). Познание - не противопоставляет чувственное и рациональное. Исследует слух (источник звука сгущение воздуха), вкус (форма и величина атомов), зрение (рез-т действия на органы зрения), осязание (различение горачего и холодного), образы (тончайшие оболочки тел), цвет (существует только в нашем представлении белый, черный, красный, зеленый). Чувственное познание явл. низшей ступенью и знакомит нас с окружающ. миром явлений. Л.: цель жизни - наслаждение прекрасным. Душа - огненное соединение постигаемых разумом частиц.

 

 

25. Платон об "идеях", о материи и мире вещей.

П.(427-347) из Афин. Ученик Сократа. "Академия" в Афинах. После смерти Сократа  много путешествовал (12лет). Критикует  Демокрита. Центральное учение - учение об "идеях". Материальный мир ( кажущееся бытие), который нас окружает и который мы познаем своими чувствами является лишь "тенью" и произведен от мира идей (истинное бытие), т.е. матер. мир вторичен. Все явления материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи являются неизменными и вечными. Поэтому идеи - единственный предмет подлинного истинного познания. Чувственно воспринимаемые предметы - подобие, тень, в кот. отражены идеи. Основоположник объективного идеализма. Онтология: Чувственному миру как кажущемуся и нереальному противопоставляет идеальный мир как реальный и действительный. Виды сущего (самостоятельны и вечны):

- идеи (существует конечное число идей по числу существенно-сходных вещей и явлений. Идеи можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею 4-ногих. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность вещей, это форма, структура, эталон для вещей);

  • материя (некоторый вид бесформеный, незримый, неуловимый. Она способна принимать различные формы.
  • -всякая вещь есть воплощение соотв. идеи в материю.

Материя - это нечто промежуточное  между идеей и вещью) но идея и  материя безжизнены  Тело космоса  творится из материи. К моменту творения материя уже существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Тело космоса шарообразно, в центре есть ось на которой покоится земля -геоцентрист. Космос вращается вокруг Земли. Тело космоса находится внутри души космоса. Душа творится раньше тела. Своей тождественной частью мировая душа постигает идею, иной частью материю, а смесь тождественного и иного -вещь. Время (движущееся подобно вечности) родилось из разума и мысли бога. Ум-демиург творит низших богов из огня. Это шарообразные небесные тела наделенные равномерным движением - планеты. Земля - старейший и почтеннейший из богов, рожденных внутри неба - некая космическая религия. Развитие мира определяется вечным конфликтом бытия и небытия. 

 

 

 

26. Аристотель.

Аристотель (384-322) город Стаина на северо-западном побережье Эгейского моря. Из семьи  придворного врача. Был слушателем "Академии" Платона до смерти основателя в теч. 20 лет. "Платон мне друг, но истина дороже. Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях. Странствует. В 50 лет возвращается в Афины. Открывает фил. школу ликей (рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем А.Македонского. После смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины. Создатель самой обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе со своими учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет и методы отдельных наук."О философии", "Диалог о счастье",  "О небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика", "Метафизика". О предмете фил.: если предметом физики явл. материальные сущности, то фил. имеет право на самостоятельное существование, если в ней есть эл-ты нематериальных причин, сверхчувств., неподвижные, вечные сущности. Это наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу, чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные предметы. Поэтому А. называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал определение понятиям сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует, что можно наблюдать. Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр. связи (Солн. затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия, перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует независимо от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом сущего. Такая материя включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь).

Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад. общим. Путь познания; ощущ.->предст.-> опыт-> искусство->наука

Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение - естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено быть или рвабом или рабовладельцем.

Общество свободных людей. 1. Очень  богаты - противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3. Крайне бедные. Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие (тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного накопления богатства.

 

 

27. Филон Александрийский

Посл. четв. 1 в. до н.э., Александрия - сер. 1в. н.э. Пытался олигорически толковать Библию. Утверждал, что народное единство может быть достигнуто единообразием толкования Моисеева з-на. Хотел сближения иудейской религ. и греческой. Источником сближения могло стать пояснение смысла библии. Попытки Филона целей не достигли, т.к между объект. идеал. и др. греч. филос. существуют существ. расхождения. Понятие Б. - неопределимое, сущее понятие. Между Б. и людьми сущ. целый ряд посредственных существ. 1-первообразы (Плат. идеи) 2-ангелы 3 - демон, Исходил из двух принципов - абс. трансцендентности бога и стоически-платонич. учения об идеях. Божество Ф.А. - выше платоновских единого иблага и является истинно сущим, о к-ром человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. В связи со стоическо-плтонич. концепц. эманации учил о логосе как самом высоком и совершенном творении бога, благодаря которому бог творит сначала существа более близкие к себе - ангелов, а потом мир вещей и человека. Выдвинул теорию экстатического восхождения к богу.

 

 

28.Гностицизм.

Рел-фил теч., периода поздней  ант-сти. Возник I в. в вост.части Рим. империи.,как (вавилон+иран+египет+иудейскиеидр рел.-миф-ких представ. и культов) + греч.фил + христ.идей. Гностицизм предшшествовал христианству. Направления: 1 иуд., 2 - христИсходит из того, что можно рац. образом объяснить религию. Гностики выступали под флагом защиты хр. религии средствами рациональными. Они хотели рационализировать рел. Но рел. основ. на вере, а фил - на разуме. Нельзя научиться верить в Б., вера приходит из души. Гностики чувств., что то что говор. Иисус и пропагандир. церковь - разные вещи.. Различают христ. и языческий Г. Пытается решить вопрос о происхождении и значении в мире, почему сущ. зло, если бог добр и справедлив.. Г. различают бога-творца и б-искупителя . Т.о. сущ-ет 2а божества:б. как всеблагой искупитель и подчененный ему (враждебный) творец мира. Сущ.черты Г. -1) мистика.Превращение Б. в человека-великое таинство христ.учения.Познание Б. у Г. не рацианально, имеет сверхестественное содержание; -2)ему присущи с од.стороны социально- интеллект. аристократизм (не все люди способны к гноису (знанию)), и с др.-эгалитарные тенденции единения людей в гносисе. Признают трехчастный состав человека (дух- душа- тело). Конец IIв. церьковь ведет борьбу с Г. Причина - недоступный большинству уровень суждений Г.:сложная интерпритация Библии открывала путь к ереси.( Симон Маг, Валентин Гностик )

 

 

29. Теология Аврелия  Августина

А.А.(354-420), род-ся в Алжире.. Выст. против еретиков и гностиков. Начинает с гностицизма. Под влиянием епископа Ккарфагенского круто меняет свои взгляды. Крещен в Риме, посвящен в сан, назначен епископом. Христ. основа филос. Сделал Б. центром фил. мышления. Из принципа, что Б. первичен вытекает его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Б. является наиважнейшим предметом познания, познание же приходящих вещей бессмысленно для абсолютного познания. Душа не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления воли, памяти. От тела душа сотличается совершенством, близка к богу и бессмертн. Душа, а не тело познает Б., тело же препятствует познанию. Философия Достижение счастья - познание бога. Учение о троице:Б-отец -начало мудрости, Б-дух-нечто между небом и землей.Но изначально Б. триедин. Б. не сотвор. зло, его породили люди. Зло отсутствие добра. нужно во всем видеть добро. Бог - высшее бытие, в нем - вечные идеи, он творец мира, мир неоднороден, лестница существ. Жизнь общ-ва - б-ба 2-х царств, грешного и божественного. Грешное воплощено в госуд. учреждениях. божественное - в общине (объединение христиан). В общине собир. избранные, наделенные божьей благодатью.

 

 

30. Средневековая схоластика  и философия.

~12-14 в. - христианство обрело новое  дыхание. Развивается европейская наука. По Аристотелю была построена школьная наука. Черты: слияние ф-и с богословием. Вполне сложившаяся схоластика - 11-12 вв. Поиск рац. док-ва того, что провозглашает вера. Истина находится в откровении, но цель философии этого периада - изложить и д-ть и д-ть эту истину посредством разума Х-но: - школа, набор учебных дисциплин Во второй полов. 12в в Париже было открыто несколькко ун-ов, в кот. преподавали две гр-пы дисциплин: триниум (грамматика, диалектика, риторика). квадриум (геометрия, астрон. , муз). Для схол. на первых план выдвиг. логика. Реализм (идеалистический).- Ф.Аквинский, Альберт: универсалии(слово с опред. значением) реально сущ-ют как общие понятия, а вещи - то, что только сущ-ет и облад. сущностью, реально не сущ-ют - это слепки с общих понятий (идей). Сначала идея вещи (понятие), потом вещь. Есть некоторая среда, где сущ-ют эти понятия. Номинализм - считают, что что разрешение проблемы (есть понятия, кот. не отвеч. вещи: чернота, краснота, прямота...) возможно при связи с конкр. вещами. Реально только единичное (те вещи, кот. нас окружают). Общие понятия - лишь знаки, копии единично сущ-щих вещей. Отрицание реальности общих понятий (слабое место: общие понятия: чел-к, животное,... - они сущ-ют).

 

31. Альберт Великий.  Фома Аквинский

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ. (1193-1280) Нем. фил-ф, богослов, естествоиспытатель, монах. Хорошее  образ-е. Вступил в Доминиканский  орден. Добился успехов ,чинов (кардинал). Много путешествовал. Преподава  во многих- университетах. Он владел всем знанием своего времени. Счит., что психол.,жизнь народа завис. от геогр. услов. Опублик. 21 том неполн. собр. сочин. Излаг. концепц. развит. челов. под влиян. 7 планет. Сущность и происхождение души. Вводит понятия: растительн. душа (у растений, животн, челов.), животн. (у животн., челов.) и разумн (у чел.). Разрабат. старую теологич. проблематику взаимосвязи веры и разума. Считал,что истина постигается через откровение и разум. Цель фил. в самом знании. Проблема "материя и форма" - говорит, что материя нечто неопределенное,просто возможность для возникнов. определ. вещей. Форма - нечто определенное - вещь. Материя без формы - некоторая потенциальность, а вместе с формой - реальность. Ученик - Фома Аквинский. Вместе с ним вел б-бу против передовых течений в схоластике, против еретиков. Человек - микрокосм и может воздействовать на космос. Полагает, что и религиозное, и научное знание имеют свои права. "Чел-к, кот. может пожертвовать всем, может получить все". Пришел к выводу - форма и материя могут развиваться только под воздействием некой силы - Бога. Фома Аквинский - идеолог христианской теологии. (1226-1274)Ученик Альберта. За мягкость х-ра получил прозвище доктор ангелиус. Трактат "Сумма теологии". "Сумма против язычников". Задача - осмыслить то знание, что уже было накоплено. Его инвересовала теология и фил-я. Проблема - как совместить веру и знание? До какого уровня можно рационализировать теологию? Но познание не может охватить все.Истины фил-и - умопостигаемы, истины теологии - познаются через откровения (через веру). Пришел к выводу, что и теология и реигия имеют право на сущ-ние, но теология выше. Знание помогает понять замысел творца. Наука находится в услужении теологии. Ф-я и религия имеют ряд общих положений: разум и вера. Единство материи и формы. Сущность и сущ-ние совпадают, но только в Боге; во всех предметах природы только сущ-ние. Доказывает существование бога. Бог должен сущ-ть потому что: 1) В мире должен быть первоисточник; 2) перводвигатель. Познание- единство чувственного и рационального. Человек имеет право на познание. Родившийся человек ничего не знает. Альберта интер. мир природы, Фому - нравственный мир, об-во (против соц. рав-ва, сословия - вечные) Идеальная форма гос-ва - монархия Монарх в царстве как душа в теле.

 

 

32,33. Философско-гуманистические идеи эпохи Возрождения

Эпоха возраждения - культ. период развит. зап. и центр. Европы 14-16вв. Связана  с переходом к капиталист. отношениям от феодальных В 16в. в Италии были все  предпосылки к появлению новых  производственных отношений. Сев. Италия оказалась в центре торговых и морских путей, серьезные открытия связаны с повышением производительности труда. Новые открытия были связаны не только с приращением знаний, но и с прерощением богатства. Подобн. процессы х-ны и для др. г-в, но в меньшей степени. "Возрождение"- связано с тем, что делается попытка возрадить идеалы античного мира. У гумманистов эпохи Возр. единств. объект изуч. -Человек, его бытие, через призму деятельного подхода. Рассматривается сфера изучения человека. Идет попытка уравнить бога и Человека. Одна из главных проблем - проблема осмысления души и тела: попытка сближения человека с богом. Встают на путь преодаления созерцательного характера познания. Рассуждение о месте человека в мире одним из первых представителей эпохи возрождения является Данте Алигьери - впервые в ярко выраженном виде выражает интерес к человеку. Человек детерменирован одновеременно и богом и природой, сам ответственен за свое благо. Раннее Возр. предст. взглядами Петрарки, Плифона, Фечина. Петрарка счит. отцом гумманизма. Идеи любви, взаимного уважения, красоты, челов. достоинства. Зачатки диалект. и гумманист. идей:- использование богатейшего наследия античности- сильная гум. черта - право на счастье- интерес к переживанию собств. "я" (не как бож. провидения)- интерес к проблемам морали. Эстет., научное и моральное совершенствование чел-ка- гос-во должно быть основано на высокой морали- отвергают культ авторитета идея независ-ти собств. мышления. Плифона Мир материален, но материя - это есть и потенция и субстанция вещей. Бог в своих деяниях свободен лишь относительно. Бог немыслим вне мира и наоборот. Бог и мир сущ-ют только в связи др. с др. Чел-к божественен по своей природе, жаждет уподобиться Богу. Пример для подражания - закономерно развивающийся космос.

 

 

34. Пантеизм Н.Кузанского, Дж. Бруно.

Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение, max сближающее понятия  бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики, Бруно) - одухотворение природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в природе -мистический (Кузанский) -растворяет природу в боге. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) Род. в Герм. г. Куза в семье зажиточного крестьянина. Центр. проблема его филос. - соотн. бога и мира. Б - бесконечное единое начало и вместе с тем - скрытая сущность всего. Ступени познания: 1)ощущения (смутные представления); 2)рассудок (он может мыслить противоположности - идея о том, что мир сост. и познается из (через) прот-ти. Способность мыслить бесконечно - важн. св-во рассудка. Идея в том, что человек -высшее и наиболее значительное бож. творение Осн. фил. идеи: 1) идея взаимосвязи всех прир. явлений; 2) идея совпадения противоположностей; 3) учение о бесконеч-ости Вселенной; 4) учение о чел-ке как микрокосме. Призывал к веротерпимости. Один из первых повернул от чисто теологич. воззр. на мир к натур.. воззрению. Мир бескон. Чел-к - бескон-е сущ-во, соединяет земное и божеств. Идея пантеизма - идея, призванная утвердить прежде всего знание, ущемить веру, показать возм-ти ч. разума. ДЖ. БРУНО(1567-1600) - род. под Неаполем в семье бедного дворянина. Критика католиц. вынуждала его путешествовать по Европе, т.к. за "Вселенная едина, бесконечна, не рождается и не уничтожается, не может уменьшаться и увеличиваться, т.к. она беспредельна. Вселенная несотворима, существует вечно, не может исчезнуть, в ней происходит изменение и движение". Материя то, что содержит в себе все формы. Она является источником действительности. Это вещь, из которой происх. все естеств. вещи. Ей присуща возможность жизни и сознания. Природа явл. одушевл., следовательно Б в ней нет места (отвергает идею Б, но не Б вообще, Б наблюдает из вне и придает ей движение). Движение, прос-во и время - св-во материи. Допускает существование неоткрытых планет. Мысль о сущ-нии жизни за пределами Земли. Полит. взгляд близок к бурж. интеллег.: преодаление феод. раздробленности, укреплене абсолютизма. Учение о монаде - частице. Его трагедия закл. в том, что он переступил некую запрет-ую черту. Истинная его вина - в том, что он отнял у чел-ка Землю, сделал ее обычным простым телом, находящимся во Вселен-ой.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»