Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Philosof1.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

6.закон возрастающей  роли нар масс в истории

7. закон относительной  самостоятельности общ сознания.

8. закон возвышения  потребностей.

Сущ большое  кол-во соц законов частного порядка, кот действуют в опред сферах общества. Но в люб случае независмо  от масштаба действия соц законы отражают наличие соц необходимости и  объект хода общ жизни.

Действия соц  законов конкретизируются фил категориями: соц материя, соц время, соц пространство, соц противоречие, соц отрицание, соц революция, общ бытие и общ сознание. Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ формация, способ производства...

Критеий объективности  соц жизни заключается в наличии соц преемственности, так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась. “Люди е меют своб в выборе своих производительных сиол, кот образуют основу всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная сила, продукт предшеств деятельности.

Тогда имеет  ли место свобда  в обществе? В  чем же она выражается, если сущ  соц законы, выражающие объективный, необходимый ход истории? В природе  необходимости противостоит случайность. В обществе с ей соотносится свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И необходимость и свобода в равной степени объективны, хотя их функц нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, что выраж в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, новых возможностей, но на базе необходимости. Необход выражает наличное, а свобода схватывает будущее, каким мир должен или может быть.

Мир история - это  процесс возрастания степени  свободы, но в каждый истор период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность едина - наличие разнообразных возможностей.

44. ПРОБЛЕМЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.

Возникновение общества. История чело общества в опред смысле являет картину его изменяющегося взаимод с природой. Однако общество не сущ изначально. История его возникнов не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности.

 Труд есть  процесс, совершающийся между  чел и природой, процесс, в кот  человек своей собственной деятельностью  опосредует, регулирует и контролирует  обмен в-еств между собой и  природой. Т.о. труд - та главная мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка., кот является важнейшим средством осущ трудового процесса.

Прир Среда - естественное условие жизни общества. История Земли и история человечества - это две главы одного романа”-Герцен. Общество явл частью более обширного целого- природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его сил. Географ седа - это та часть пр, котрая составл еобходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша жизнь евозможна.

С самого возникнов  челов общество изменяло окруж природу  и само менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить соврем геогр среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить совр общество в исх природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь  и геогр среда  влияет на развитие общества. Сравним развитие народов  севера и юга, тропиков.  Геогр  Среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так, если в усл тундры насел занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние геогр Среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зав0ть от геогр Среды.

Ограничивается  ли Среда жизни обществалишь географ  средой? Нет. качественно иной естеств  средой его жизни явл сфера  всего живого - биосфера. В р-те длит эволюции биосф сложилась как  динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого.

Помимо всего  живого биосфера включает в себя и  человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на природу.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы “общество-природа”.

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов  с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир. “Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед меет правда в первую очередь те последствия, на кот мы расчитывали, но во втор и в третью очередь совсем другие, непредвиденые последствия, кот очень часто уничтожают значение первых.” Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Чел, превращая  все большую часть природы  в среду своего обитания, расширяет  границы своей свободы по отношению  к природе, что должно обострять  в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.

В настоящее  время глобальность эколог проблем  требует от чел иного способа  мышлеия, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В соврем обществе потреблеия решение эколог проблем невозможно...

45.ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  СОЗНАНИЕ. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ  ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.

Эстетическое  сознание - это тот духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность различных проявлений дух жизни чел и общества в целом. Синтетическая функция эстет формы освоения действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами произв искусства, но и научные и религиозные и фил трактаты зачастую создавались как худож тексты.

Необходимо различать  два во многом совпадающих, но не тождеств понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстет сознание имеет место в каждом акте челов активности. Чел оценивает с эсет позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объект явление, все, что вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в кот эстет сознание из сопутствующего эл-та превращ в основную цель.

В истории культуры сложились 2 концепции эст сознания: первая - онтологическая- трактует эст  сознание как отражение особых принципов  самого бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике, интерпретирует его в качестве атрибута одного только челов сознания.

Обе эти концепции - возведеные в абсолют крайности, в кот есомнено присутствуют и  зерна истины.  С одной стороны, эстет качества настолько “человечны” в своей основе, что их нельзя рассм как первопринципы мира, сущ независимо от человека. Существование общества- необход условие превращ эстет ценности из возможного в действительное. С др стороны эстет качества могут проявиться не только в  деятельности самого человека, ведь эстет выразительна и природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Эстет категшории явл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого человека, складывающуюся в его многообр взаимоотношениях с миром.

Эта двоякая  природа эстет сознания, равно  зависящая и от субъекта и от объекта  эстет созерцания, нуждается в  интерпретации. В чем зависимость  эстет ощущения от объекта созерцания? В том, что эст ощущ, чувственное  по своей природе, невозможно без внешег стимула - пейзажа, чел лица, произв искусства, всегда имеющее материально зафиксир форму. Выразительность вн формы т.о. есть необходимое условие эстет аслаждения. В чем же тогда зав-ть эстет ощущ от свубъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный дух смысл - может состояться эстетическое событие.

Между тем не только педмет очеловечивается но и  человек как бы опредмечивается  в эстет акте. Вскрывая в объекте  его внутр смысл чел  тем  самым как бы одаряет природу  частицей своего духа. Чел созерцает себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это опредмечивание чел сущности проявляется в процессе труда и возникающем при этом эстет наслаждении его р-тами. Именно благодаря труду возниклись и развились на зае чел истории музыкальное ухо, чувств красоту формы глаз- короче говоря такие чувства, кот способны к челов наслаждениям”.

Т.о. между эстет  сознанием и развитием труд деятельности людей имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для развитого общ созания эстетическое тем и отличается от прагматического, что предполагаетбескорыстное любование, жестко е связанное с категорией пользы. Эстет переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы (архитектурные сооружения)., это говорит о том, что е никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном. Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника.

Эстетическое, таким  образом, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутреней  жизни предмета, запечетлевающая  в себе процесс опредмечивания челов  сущности и очеловечивания прир мира, которая воспринимается и переживается чел-ком как самостоятельная жизенная ценность.

Будучи чувственно-предметным бытием, эстет вместе с тем не является одной только вещественной данностью. Все веществ характеристики  эстетического выступают как  носители смысла, а потому оно не только предметно, но и идеально.

Искусство и философия.  Соотношение искусства и фил исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналог миссия признаваласт и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.

Для 19 в на первый план выдвинулось проблема иеархического  строения здания гуманит наук. Так Романтизм , ставя искусство выше науки, провозглашали его главенство над фил, а Гегель,наоборот, при всей признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абс идеи его высшей формой - философией.

Вопрос о соотнош искусства и фил действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества.  Совместно противостая на соврем этае развититя культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта позания, эти формы дух деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познав средств, своей конечной цели и языка. Фил в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-поняийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, кот не предполагают своей рассудочной воспроизводимости.

Искусство и  фил, т.о., - это взаимозависимые, но различные  формы общ сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Фил, в сущности, м.б. растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.

 

46. РЕЛИГИЯ  И ФИЛОСОФИЯ.

Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"