Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

1.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

- зависимость от процессов развития  и структурных изменений в  материальных системах;

- количественная и качественная  бесконечность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27 Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов.

Философы с незапамятных времен видели свое призвание в разъяснении  себе и другим глубинного смысла существующего  и происходящего. Их излюбленным  делом от Сократа и Платона до М. Хайдеггера и Э. Гуссерля было постижение сокровенного, таинственного. Но как достичь понимания?

Герменевты озабочены жестким  противопоставлением субъекта объекту, науки искусству. Особенно их раздражают крайности натурализма, неспособного усвоить своеобразие человека. Более всего их завораживает все та же тайна человека. В. Дильтей выделял науки о природе и науки о духе. Науки о природе используют методику объяснения (подведения частных явлений под понятие). Науки о духе – а именно такова философия – не могут довольствоваться объяснением. Духовная целостность – жизнь – должна постигаться непосредственно. Понимание тогда выступает как непосредственное проникновение в жизнь. Понимание собственного духовного мира достигается в процессе самонаблюдения, понимание чужого мира – путем вживания, сопереживания, вчувствования. Решающий шаг по развитию герменевтики сделал Мартин Хайдеггер (1889–1976). Для него само бытие есть донимающее, реализующееся в своей открытости миру в языке. Язык – это данность бытия, а не просто способность отдельного человека. Язык – обиталище человека. Философия должна заниматься языком, поскольку ее интересует человек, а человек – это язык. Человек – не просто тело, объект, в его жилах не течет холодная кровь бездушных понятий. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми и окружающего мира, и самих себя, и других. Понимание выступает как языковая интерпретация прежде всего самого языка, а он, как известно, реализует тексты. Ученик Хайдеггера Гадамер более конкретно, чем его учитель, толковал понимание. Он интерпретирует понимание на основе традиций и здравого смысла, а они задаются языком, образованием. Понимание есть, по Гадамеру, универсальный способ освоения мира человеком, это его опыт, который включает в практику все типы диалога, присущие ей. Герменевты приветствуют диалог между верующими и неверующими, между теми, кто воюет друг с другом.

Важнейшей особенностью понимания  герменевты считают так называемый герменевтический круг. Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Так, слово, предложение и текст образуют целое, которое можно понять, если понятно, что есть соответственно слово, предложение, текст, причем в духе творческого наследия автора. Человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится. Выпадая из герменевтического круга, человек перестает быть человеком; как человек он всегда находится в герменевтическом круге, в круге понимания. Для герменевтов ответ на вопрос «что есть человек?» заключается во фразе: «Человек – это понимающее бытие».

 

 

29 Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод

 

Принципы:

Ø  принцип развития,( движение  основной атрибут материи)

Ø   принцип всеобщей связи, (Возникновение,  изменение,  развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь  внутреннего  и внешнего.)

Ø   принцип  тождества логики и  теории  познания(единство  законов   развития,   тотальность   процесса   развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и  общество)

Ø   принцип  восхождения  от абстрактного к конкретному,( аккумулируют  в  себе познавательную возможность законов и  категорий  диалектики,  он  организует процесс познания)

Ø   принцип единства исторического и логического.( помогает  понять,   как конкретное в действительности  трансформируется  в  конкретное  в  познании. )

3 базовых закона  диалектики:

Ø  Закон единства и борьбы противоположностей.

Заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единичными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, зи-ма и лето, горячее и холодное и т.д.).

Единство и борьба противоположных  начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Ø  Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество - тождественная  бытию определенность, стабильная система  определенных ха-рактеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые  параметра предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и  т.д.).

Мера - единство количества и  качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (т.е. системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений):

Ø  Закон отрицания

Заключается в  том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

30 Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. 
Целое и часть – философские категории, выражающие отношения единого и многого (непрерывного и дискретного) во всех типах бытия и знания. Целое как совокупность элементов, образующих нечто единое, сложное, структурированное. Часть как элемент целого и как форма его проявления. Функциональные, генетические, структурные и правленческие отношения частей внутри целого.

система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием.

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

31Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

1.       Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

2.       Сознание присуще всем живым организмам;

3.       Сознание - свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно  из космоса неделимо, едино, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Основная идея другой, «биологической»  точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организма. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

·       жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

·       инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

·       животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;

·       многие действия, совершаемые животным сложны (охота) и требуют большой работы сознания;

·       животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др.

Согласно «человеческой» точке  зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

32Язык- знаковая система, служащая для фиксации, хранения, обработки и передачи информации.

Естественный язык – исторически сложившийся в повседневном общении людей. Он образует духовную основу культуры. Искусственный язык – созданные людьми для применения в ограниченных областях, где необходимы и достаточны точность, сжатость и простота выражения

Мышление – процесс оперирования образами предметов. Основными формами мышления, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. В отличие от ощущения, восприятия и представления понятия лишены наглядности, или чувственности. Суждение – это такая форма мысли, в которой посредствам связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.

Ф-ии языка:

 

·  коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;

·  конструктивная (или мыслительная; мыслеформирующая) — формирование мышления индивида и общества;

·  познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение;

·  эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;

 

 

34 Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Гносеология –наука о познаваемости мира. Гносеологи утверждают, что мир познается полностью и до конца.

Агностицизм-мир  познаваем, но не полностью и не до конца.

Познающим субъектом  является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал  познавательных средств накопленных  человечеством.

Общество в  целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

ВИДЫ  ПОЗНАНИЯ это специфические формы получения новых знаний.Различают следующие виды познания:  1) обыденное познание  – получение человеком элементарных сведений о природе, человеке и обществе в процессе обыденной повседневной жизни); 2) художественное познание – процесс создания и восприятия  художественных  образов  –  произведений  искусства);  3)  игровое познание, осуществляемое в процессе спортивных и деловых игр, ритуальных и культовых действий; 4) религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование  сверхъестественных сил; 5) философское познание – создание общих концепций существования мира и человека; 6) научное познание–  исследование мира при помощи научных методов с целью получения истинного знания о законах его функционирования и развития.

 

35 НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания.

Уровни: Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью обыденного сознания и добытую опытным путем — посредством наблюдения и эксперимента. теоретическое знание — это такой уровень развития науки, когда через знание фундаментальных законов можно объяснить, привести в определенную систему разрозненные факты, явления и процессы.

Под формой научного познания понимают способ организации содержания и результатов познавательной деятельности. Для эмпирического исследования такой формой является факт, а для теоретического – гипотеза, проблема и теория.

Факт (от лат. factum – сделанное, свершившееся): а) синоним понятия «истина», реальное событие, результат - в противоположность вымышленному; б) особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Факт становится научным, когда он включен в логическую структуру конкретной системы научного знания.

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой выступает то, что еще не познано человеком.  
Гипотеза – форма теоретического знания, структурный элемент научной теории, содержащий предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. 
Теория является наиболее развитой и сложной формой научного знания. Специфика теории по сравнению с другими формами научного знания заключается в том, что она дает целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории.

Методы :анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия-перенос известного на неизвестный  объект, моделирование - исследование с помощью создания модели известного, Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств, Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности.

36 Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

  • Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении
  • Относительная истина - представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"