Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

1.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 

8

Платон (428 — 347 гг. до н. э.)

Платон является крупнейшим древнегреческим философом. Его учителем был сам Сократ. Платон – основатель Академии – собственной  школы философии. Также отметим, что именно он является основоположником идеалистического направления философии.

Философия Платона, кратко о которой говорить нельзя, внесла большой вклад в развитие данной науки. Этот человек был не только прекрасным мыслителем, но и  учителем, который способен зарождать  в учениках тягу к знанию. В отличие от своего учителя он оставил после себя много письменных трудов. Самые важные из них:

- Апология Сократа;

- Законы;

- Государство;

- Горгий;

- Пармелид;

- Феодон.

Многие его произведения написаны в форме диалогов.

Философия Платона

Как уже говорилось выше, он является основателем идеализма. В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:

- окружающий мир все  время меняется. Он не существует  как самостоятельная субстанция;

- реально могут существовать  только бестелесные (чистых) идеи;

- мир – это не  что иное, как отражение чистых  идей;

- чистые идеи постоянны,  бесконечны, истинны;

- все существующие  вокруг нас вещи являются отображением  изначальных идей – то есть  чистых.

Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.

Единое в данном случае является основой любого бытия, не может  быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия  Платона уверяет в том, что  именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью. Является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.

Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки. Смена телесных оболочек определяется естественными законами космоса.

Философия Платона часто  задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что  чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.

Философия Платона очень  часто задевает проблемы государства. Отметим, что подобных вопросов его  предшественники практически не касались. По Платону существует семь типов государства:

- монархия. Она основана  на справедливой власти кого-то  одного;

- тирания. То же  самое, что монархия, но с несправедливой  властью;

- аристократия. Она связана  со справедливым правлением группы  людей;

- олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;

- демократия. Здесь власть  принадлежит большинству, которая  правит справедливо;

- тимократия. Несправедливая  власть большинства.

Философия Платона выдвигает  своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.

 

9 Аристотеля (384-322 до н.э.)

Тезисы (кратко): Аристотель  -  создатель  логики,  был  учеником   Платона,   но   отверг   его идеалистическую теорию идей.  По  мнению Аристотеля  Платон  создал  идеальный сверхчувственный мир наряду с  миром реальным.  Идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит изз двух начал  -  материи  и формы. В  основе  мироздания  находится  неопределенный пассивный  субстрат "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется  активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет  роль  неподвижного  двигателя мира, к-рый един и вечен.

Краткие выводы, сделанные Аристотелем:

  • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
  • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
  • реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
  • потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
  • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

 

Классификация философии, данная Аристотелем.

Философию Аристотель разделил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

практическую  – о деятельности человека, устройстве государства;

поэтическую.

Считается, что  фактически Аристотелем как четвертая  часть философии была выделена логика.

Проблема  души и человека в философии Аристотеля.

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ  выделяет три уровня души:

растительная душа;

животная душа;

разумная душа.

Являясь носителем  сознания, душа также ведает функциями  организма.

Растительная  душа отвечает за функции питания, роста  и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и  животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

по биологической  сущности является одним из видов  высокоорганизованных животных;

отличается  от животных наличием мышления и разума;

имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее  качество – потребность жить в  коллективе – приводит к возникновению  общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим  механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

10 Основными проблемами для средневековой Ф являются следующие проблемы:

    проблема  бытия Бога; 
    проблема соотношения веры и логического разума; 
    соотношение бога и сотворенного им мира; 
    проблема человека (души и тела, добра и зла…); 
    проблема универсалий.

В исторической науке понятием «средние века» охватывается эпоха с V по XV века. Но в философии начало средних веков отнесено к более раннему времени — I веку, когда начали разрабатываться догматы христианства. Такой подход к установлению начала средневековой философии объясняется тем обстоятельством, что основные её проблемы сопряжены с разработкой, утверждением, распространением христианского учения, которое стало оформляться именно в это время. 
 
Средневековую философию принято периодизировать в соответствии с основными этапами развития религиозного учения. 
 
Патристика (от слова «патер» — отец) — I этап в развитии средневековой философии (I-VI вв.). Основным содержанием данного этапа явились разработка и защита христианского учения «отцами церкви». «Отцами церкви» считаются мыслители, внёсшие определяющий вклад в доктринальное оформление христианского учения. Как правило, разработчики и апологеты догматов христианства одновременно являлись известными философами (Аврелий Августин, Григорий Нисский, Тертуллиан и др.). 
 
Схоластика — II этап в развитии средневековой философии (IX — XV в.в.), во время которого происходит дальнейшее уточнение, конкретизация христианского учения с привлечением возможностей философии. Традиционно схоластическую философию называют школьной философией (лат. Scholastics — школьный ), поскольку она, во-первых, изучалась и развивалась в школах при монастырях, во- вторых, изложение в ней христианской философии доводилось до уровня, доступного как для популярного её усвоения, так и для широкого распространения. (Фома Аквинский, Дунс Скотт)

11 Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.  
В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии и церковных институтов. Распад корпоративной системы средневековья привел к тому что человек стал представлять самого себя, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления.  
Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. 
1) Гуманизм - понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития.

2) Пантеизм - это философское учение отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах.  
Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа.

3)Натурфилософия - философия природы, т.е. совокупность онтологических и космических проблем. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности вселенной, самодвижение материи (природы) материальности небесной субстанции, существование множества миров и.т.д.

Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие.

Предствители: Николай Кузанский, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Мишель Монтень

 

12

24 Пространство и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это объективно-реальные формы существования материи.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Так, к всеобщим свойствам пространства относятся:

- протяженность, т.е. взаимное  расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

- связность и непрерывность,  которая проявляется физическим  воздействием через поля различного  характера перемещения тел;

- относительная прерывность, т.е.  раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.

Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

25 Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

К всеобщим свойствам времени относятся:

объективность,

неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением  и др.),

длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел ) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.

Существование каждого тела имеет  начало и конец, поэтому время  существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, ассиметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

- объективность и независимость  от сознания человека;

- их абсолютность как атрибутов  материи;

- неразрывная связь друг с другом и движением;

- единство прерывного и непрерывного  в их структуре;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"