Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 71.06 Кб (Скачать файл)

• научный факт – фиксация того или иного свойства или события (Фенол плавится при температуре 40,9 °С; В 1986 г. наблюдалось прохождение кометы Галлея);

• научное описание – фиксация целостной системы свойств и параметров того или иного явления или группы явлений. Такого рода знания приводятся в энциклопедиях, научных справочниках, учебниках и т. п.;

• эмпирическая зависимость – знание, которое отражает определенные связи, присущие какой-то группе явлений или событий (Планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам - один из законов Кеплера; Комета Галлея обращается вокруг Солнца с периодом 75 -76 лет).

Теоретическое (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) познание раскрывает внутренние связи и отношения вещей и явлений, рационально объясняет их, открывает законы их бытия. Оно является поэтому знанием более высокого порядка, чем эмпирическое - не случайно, например, Хайдеггер саму науку определяет как "теорию действительного".

В теоретическом познании применяются особые мыслительные операции, позволяющие тем или иным способом прийти к новому знанию, которое  объясняет полученные ранее или  же развивает уже имеющееся теоретическое  знание. Эти мысленные методы всегда связаны с использованием научных  понятий и так называемыхидеальных объектов (вспомним, например, понятия "материальная точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело" и т. д.). Ученые проводят с ними мысленные эксперименты, применяют гипотетико-дедуктивный метод (рассуждение, позволяющее выдвинуть гипотезу и вывести из нее следствия, которые можно проверить), метод восхождения от абстрактного к конкретному (операция объединения новых научных понятий с уже имеющимися с целью построения более общей теории конкретного объекта - например, атома) и др. Словом, теоретическое познание - это всегда долгая и сложная работа мысли, проходящая с помощью многообразных методов.

Теоретическое знание, полученное при этих интеллектуальных операциях, существует в различных формах. Важнейшими из них являются:

• проблема – вопрос, ответа на который пока нет в наличном научном знании, своеобразное знание о незнании (так, физики в принципе знают сегодня, что такое термоядерная реакция, но не могут сказать, как сделать ее управляемой);

• гипотеза – научное предположение, которое вероятностным образом объясняет ту или иную проблему (например, различные гипотезы о происхождении жизни на Земле);

• теория – достоверное знание о сущности и законах бытия определенного класса объектов (скажем, теория химического строения А. М. Бутлерова). Между этими формами знания существуют довольно сложные отношения, но в целом их динамику можно обозначить следующим образом:

• возникновение проблемы;

• выдвижение гипотезы как  попытка решения этой проблемы;

• проверка гипотезы (например, с помощью эксперимента);

• построение новой теории (если гипотеза так или иначе подтвердилась); возникновение новой проблемы (поскольку  ни одна теория не дает нам абсолютно  полного и достоверного знания) - и далее этот познавательный цикл повторяется.

 

 

36. философское  понятие культуры. Культура и  цивилизация  Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, включая творческую деятельность по их производству, а также способы их применения и передачи. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовной К. (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещение и т.д.). К. - явление историческое, развивающееся в зависимости от смены социально-экономических формаций. В противоположность идеалистическим теориям К., отрывающим духовную культуру от материальной основы и трактующим ее как духовный продукт "элиты", марксизм-ленинизм рассматривает процесс производства материальных благ как основу и источник для развития духовной К.; отсюда следует, что в непосредственных или опосредствованных формах К. создается деятельностью широких трудящихся масс. Будучи зависимой от материальных условий, духовная К. не изменяется автоматически вслед за своей материальной основой, а характеризуется относительной самостоятельностью (преемственность в развитии, взаимовлияние культур различных народов и т.д.). В классовом обществе К. принимает классовый характер как по своему идейному содержанию, так и по своей практической направленности, что при капитализме выражается в наличии двух К. в каждой национальной К.: господствующей буржуазной и существующей в виде более или менее развитых элементов демократической и социалистической К. угнетенных масс. С этим связана необходимость разграничения понятий "К. буржуазного об-ва" и "буржуазная К." (т.е. К. господствующего класса). Социалистическая К., наследуя все прогрессивные достижения прошлого, в корне отличается от современной буржуазной К. и по своей идейной сущности, и по своей социальной функции, что отражает общее превосходство социалистического способа производства над капиталистическим. Ее создание и утверждение невозможно без социалистической революции, составной и неотъемлемой частью которой является культурная революция. Отличительными чертами социалистической К. являются: народность, коммунистическая идейность и партийность, научное мировоззрение, социалистический гуманизм, коллективизм, социалистический патриотизм и интернационализм. Руководящую роль в создании и развитии социалистической К. играет Коммунистическая партия, под воздействием которой протекает вся культурно-воспитательная деятельность социалистического государства. В условиях социализма происходит расцвет национальных по форме, социалистических по содержанию К., интенсивнее становится обмен материальными и духовными ценностями между нациями, культурная сокровищница каждой нации все больше обогащается творениями, приобретающими интернациональный характер. Это способствует формированию будущей единой общечеловеческой К. коммунистического общества.                                                                                                                                                                                                                                                  1.       Понятие цивилизация. Становление соотношения цивилизаций и культуры. Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят: -   культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби), -   смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),  -   взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер), -   логику эстетического развития (Бродель).                                                                                                              Наш соотечественник Лев Мечников полагал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки, которые в любой стране являются совокупностью всех физико-географических условий: климата, почвы, рельефа и т.д., которые в конечном итоге определяют состояние частной и общественной жизни. В современных направлениях науки все больше отходят от понятия цивилизации как способа производства и современный подход предполагает понимание под цивилизацией качественного этапа в истории общества, в котором существуют разные слои культуры, различающиеся по социальному или историческому происхождению и в конечном итоге комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к синтезу и становлению цивилизации.

Этапы становления  соотношения между цивилизацией и культурой:                                                                                                                                                                              1.         Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.                                                                                                                                                                                                                            2.         Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.                                                                                                                                                                                                                                                                          3.         Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.                                                                                                                                                                                                                                           4.         Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

в настоящее время все чаще современные  исследователи кладут в основу классификации  цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную  цивилизации.

Для техногенной цивилизации  характерно:                                                                                                                                                                                                                                                          1.         Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);                                             2.         Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса;                                                                                                                                                             3.         Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;                                                                                                       4.         Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий.

Для традиционной:                                                                                                                                                                                                                                                                                               1.         Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами;                                   2.         Направленность человека на самосовершенствование;                                                                                                                                                                                                                                     3.         Направленность развития техники и технологии на автономию личности и т.д.                                                                                                                                                                                             Таким образом современная техногенная цивилизация, которая все более приобретает самодовлеющий характер, сопровождается утратой человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации – глобальный экологический кризис.

1.       Место и роль культуры в цивилизации.                                                                                                                                                                                                                                                                          Немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, как технология, во многом определила возможности человека в освоении мира на данном этапе цивилизации. Роль культуры в цивилизации определяется тем, что с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, что присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории. Этот процесс обеспечивается идеологом культуры, их взаимовлиянием и т.д. Культура, которая породила техногенную цивилизацию и соотношение «Техника – человек» сама оказалась в состоянии глубокого кризиса, поставив перед человечеством две важнейшие проблемы: границы между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта; образ жизни человека в техномире. Первая проблема требует ответа на три вопроса:

1. Каковы природа искусственного  интеллекта и степень его тождественности  с естественным интеллектом человека. Много мнений, начиная от полной  аналогии до признания существенного  различия между программируемыми  способностями мозга и непрограммируемой  иррациональной сферой. Культурологическая  проблема в этом вопросе заключается  в сохранении человеком свободы,  индивидуальности и уникальности, и рассмотрение компьютера, как  абсолютной модели человека расценивается  культурологами как угроза человеческому  существованию.

2. Природа и суть творчества. Может ли творчество имитироваться  компьютером? Специалисты предполагают, что имитация компьютером рациональных  способностей человека – это  дело времени.

3. Мозг и машина. Мозг человека  основан на конструировании образов,  мозг машины – на распознавании  образов. Если машина характеризует  объект «да» или «нет», «либо-либо»  или по принципу «если, то»,  то человек может выразить  и характеризовать объект по  принципу и «да», и «нет», и  «то», и «другое», таким образом  вопрос о творчестве природы  культуры и о технике, как  результате творения человека, ставит  другой вопрос: о потенциале техники,  который призван лишь усилить  творческие возможности самого  человека.

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"