Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 71.06 Кб (Скачать файл)

Кроме абстрактного мышления, истину могут предоставить и ощущения, и  восприятие, и представление, но их уровня познания зачастую недостаточно. Абстрактное мышление, таким образом, дает нам возможность постичь  более глубокие слои истины.                                                                                                                                                                                                                   Абстрактное мышление – это важнейший инструмент в руках человека, позволяющий познать неизведанное, отделить правду ото лжи, сотворить произведение искусства и совершить открытие. Это очень значимое явление, и поэтому оно имеет характерные признаки:                                                                                                                                                                         1) отражает особенности окружающего мира без непосредственного воздействия каких-либо явлений на органы чувств. Иными словами, человеку не всегда необходим непосредственный контакт с объектом или явлением для получения новой информации. Он приходит к этому результату, опираясь на свои знания, полученные ранее (студент математического института, решая незнакомую задачу, применяет знания, полученные ранее при решении подобных задач), на опыт (старый охотник, участвующий в облаве, догадывается, в какую сторону будет уходить зверь), на воображение (человек, никогда не бывавший на Гавайских островах, составляет представление о них по описанию собеседника);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 2) это всегда обобщение явлений действительности с целью выявить существующие закономерности. Любой человек инстинктивно стремится к упрощению процесса мышления, что увеличивает его скорость и эффективность. Именно к этому результату приводит обобщение. Информация о предмете или явлении как бы сжимается, доступ к ней за счет образующихся связей в мозгу ускоряется. Иными словами, находя в процессе мышления нечто общее между разными предметами, человек как бы ставит эти предметы в один ряд. Таким образом, ему нет нужды запоминать все данные об одном предмете из ряда, а лишь его характерные особенности. Общее для всех этих предметов необходимо запомнить лишь один раз. Для подтверждения можно привести пример с автомобилем. Если попросить человека представить себе автомобиль, в его воображении возникнет объект, как раз характеризуемый общими признаками, – четыре колеса, несколько дверей, капот, багажник и т. д. Далее необходимо только конкретизировать марку, тип, принадлежность машины;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    3) невозможно без непосредственной связи с языковым выражением мысли. Процесс мышления можно условно разделить на два вида – мышление без посредства языка и «внутренний разговор», т. е. протекающее в виде общения с самим собой. Как бы то ни было, нельзя не отметить, что большую часть информации, особенно сложной информации (создаваемой не на основе чувственного отражения), человек получает посредством общения, через книги, журналы, а также СМИ. Все это осуществляется преимущественно посредством разговорного (письменного) языка. Таким образом, создается ситуация, когда человек получает информацию из внешнего мира, перерабатывает ее, создавая нечто новое, и снова закрепляет. Поэтому язык выступает не только как средство выражения, но и как средство закрепления информации.

 

 

 

33. Проблема  истины и ее критерии И́стина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.                                                                                                                   В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.                                                                                                                                                                                                                                                                                                               В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.                                                                                                                                 3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. 1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам науки;   3. соответствие фундаментальным законам;   4. простота, экономичность формулы;  5. парадоксальность идеи;   6. практика.

4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.                                                                                                                                                                                                                                                    Формы практики: -материальное производство (труд, преобразование природы); -социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); -научный эксперимент.  Функции практики:

  1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
  2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
  3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
  4. критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).                                                                                                                                                                                                                                                     Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, —  дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

 

34. Формы  научного познания Научный факт - это отражение конкретного явления в человеческом сознании, т.е. его описание с помощью науки (например, термины, обозначения). Одним из самых важных свойств научного факта является его достоверность. Чтобы факт считался достоверным, требуются его подтверждения в ходе многочисленных наблюдений или экспериментов. Так, ли мы один раз увидели, что яблоко дерева падает на землю, - это всего лишь единичное наблюдение. Но, если мы фиксировали подобные падения не однократно, можно говорить о достоверном факте. Подобные факты составляют эмпирический, т.е. опытный, фундамент науки. Проблема - это теоретическое или практический вопрос, требующий своего решения,, изучения и исследования В переводе с греческого языка этот термин означает: препятствия, сложности, задачи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Толчком к созданию научной проблемы есть новые факты, возникающие на практике, они не укладываются в существующую систему знаний и поэтому требуют для своего объяснения новых идей                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Формирование проблемы - это важный момент развития научного знания, так как правильно поставить проблему, значит, частично решить ее Неверная постановка проблемы является одной из причин возникновения вымышленным них проблем (псевдопроблем), т.е. таких проблем, постановка которых может противоречить фактам и законам И такие проблемы практически не решаемы.                                                                                                                                                                                                                                                                              Теория - это система обобщенного знания, основных научных идей, законов и принципов, которые отражают определенную часть окружающего мира, а также материальную и духовную деятельность людей Термин \"теория\" используется в широком смысле Очень часто под теорией понимают человеческое познание вообще, в отличие от практики, или в совокупности вероятных знаний, в отличие от гипотезы, а время просто как совокупность суждений в той или иной сфере познания Срокння. Термін \"научная теория\" используется и в более узком смысле - каксовокупность понятий и суждений относительно некоторой предметной области, объединенных в единую истинную, достоверную систему знаний с помощью определенных логических принципов                                                                                                                                                                                             Гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов. По своему происхождению гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и поэтому требует обоснования и проверки. Если в ходе проверки содержание гипотезы не согласуется с эмпирическими данными, то гипотеза отвергается. Если же гипотеза подтверждается, то можно говорить о той или иной степени вероятности гипотезы. Чем больше найдено фактов, подтверждающих гипотезу, тем выше ее вероятность. Таким образом, в результате проверки одни гипотезы становятся теориями, другие уточняются и корректируются, третьи отбрасываются как заблуждение, если их проверка дает отрицательные результат. Решающим критерием истинности гипотезы служат практика во всех своих формах, а вспомогательную роль здесь играет логический критерий истины.

 

50)Русский  Космизм - мировоззренческое направление в русской философской и естественнонаучной мысли, зародившееся в ХIХ в. Общим во взглядах его представителей является стремление понять космос и человека как единую систему. Причем в этом единстве человеку отводится ведущая роль, он осуществляет преобразование космоса на разумных началах. Особенностью его являются:  
1) рассмотрение мира, космоса и человека как единого целого;  
2) эволюционное понимание космоса на основе творческой активности человека и его преобразовательной деятельности;  
3) признание роли науки в преобразовании космоса;  
4) подчёркивание необходимости объединения усилий всех людей планеты, «соборность» человечества;  
5) преодоление смертности человечества в результате освоения космоса;  
6) утверждение роли любви как связующей и преобразующей силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Обыденное  и научное познание. Эмпирический  и теоритический уровни научного  познания 

Обыденное познание – это первичная, наиболее простая форма познавательной деятельности субъекта. Оно стихийно осуществляется каждым человеком на протяжении всей его жизни, служит приспособлению к реальным условиям житейского бытия и направлено на приобретение тех знаний и навыков, которые необходимы ему каждый день и час. Такие знания обычно довольно поверхностны, далеко не всегда обоснованы и систематизированы, достоверное в них тесно переплетено с заблуждениями и предрассудками. Вместе с тем в них в форме так называемого здравого смысла воплощен реальный житейский опыт, своеобразная мудрость, позволяющая человеку вести себя рационально в самых различных житейских ситуациях. Обыденное знание, кроме того, постоянно открыто для результатов других видов познания – например, научного: здравый смысл способен усваивать сравнительно простые истины науки и становиться все более теоретизированным. К сожалению, подобное влияние науки на обыденное сознание не столь велико, как хотелось бы, например, одно из исследований показало, что половина опрошенного взрослого населения США не знает, что Земля обращается вокруг Солнца за 1 год. В целом же обыденное познание всегда ограничено определенными рамками – ему доступны лишь внешние свойства и связи предметов повседневного опыта. Для получения же более глубоких и существенных сведений о реальности необходимо обращение к научному познанию.

Научное познание принципиально отличается от обыденного. Во-первых, оно доступно не любому человеку, но лишь тому, кто прошел специализированную подготовку (например, получил высшее образование), которая дала ему знания и умения для научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, научное познание специально ориентировано на изучение явлений (и законов их бытия), неизвестных сегодняшней обычной практике. В-третьих, наука пользуется специальными средствами, методами и инструментами, которые не применяются в традиционном производстве и обыденном опыте. В-четвертых, добытые в научном исследовании знания обладают принципиальной новизной, они обоснованы, системно организованы и выражаются с помощью особого, научного языка.

Для возникновения и  развития научного познания нужны определенные социокультурные условия. Современные  исследования показали, что научное  познание не могло возникнуть в так  называемом традиционном обществе (такими были цивилизации Древнего Востока  – Китая, Индии и т. д.), для которого характерны замедленные темпы социальных изменений, авторитарная власть, приоритет  традиций в мышлении и деятельности и т. п. Знание здесь ценится не само по себе, а лишь в своем практическом приложении. Понятно, что в этих условиях человек склонен больше следовать  устоявшимся образцам и нормам, чем  искать нетрадиционные подходы и  пути познания.

Научному познанию суждено  было сложиться в техногенном  обществе, предполагающем высокие темпы  изменений во всех сферах жизни, что  невозможно без постоянного притока  новых знаний. Предпосылки такого общества складываются в культуре Древней  Греции. Вспомним, что демократическое  устройство общества, свобода гражданина способствовали развитию активной деятельности индивидов, их умению логически обосновывать и отстаивать свою позицию, предлагать новые подходы к решению обсуждаемых  проблем. Все это обусловливало  поиск новаций во всех видах деятельности -в том числе и в познании (не случайно поэтому именно в Греции зарождается первый образец теоретической  науки - геометрия Евклида). Культ  человеческого разума, идея его всесилия находят затем свое развитие в  культуре европейского Ренессанса, что  и способствует становлению профессионального  научного познания и возникновению  науки Нового времени.

Научное познание осуществляется обычно на двух уровнях - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое(от греч. empeiria - опыт) познание дает нам сведения о внешних сторонах и связях исследуемых объектов, фиксирует и описывает их. Оно осуществляется главным образом с помощью методов наблюдения и эксперимента.Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие изучаемых явлений (например, изучение поведения человекообразных обезьян в естественных условиях их жизни). При наблюдении ученый старается не вмешиваться в естественный ход вещей, чтобы не исказить его.

Эксперимент – специально подготовленный опыт. В ходе его изучаемый объект ставится в искусственные условия, которые можно менять и учитывать. Очевидно, что для этого метода характерна высокая активность ученого, пытающегося получить как можно больше знаний о поведении объекта в различных ситуациях и даже более того - искусственно получить новые вещи и явления, не существующие в природе (особенно это характерно для химических исследований).

Разумеется, кроме этих методов познания, в эмпирическом исследовании используются и методы логического мышления - анализ и  синтез, индукция и дедукция и др. С помощью совокупности всех названных  методов – и практических, и  логических – ученый получает новое  эмпирическое знание. Оно выражается преимущественно в трех основных формах:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"