Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:35, шпаргалка

Описание работы

1 Религия как форма духовной жизни людей.
18. Категории качества, количества, мер. Диалектика количественных и качественных измерений.
21.Происхождение и сущность государства.
44 Пространство и время как формы существования материи.
46 Необходимость и случайность.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

Существует три мировые  религии: буддизм, ислам и христианство.

Эти религии принято называть мировыми, потому что много людей, которые относятся именно к этим трем религиям.

Христианство:католичесвто, православие, протестанство, евангелисты

12.Сознание и язык.

Сознание – способность  отображать все процессы бытия.( материалисты)

Ни один объект не может  быть познан, понят осознан не будучи выраженный словами. С момента своего возникновения сознание существовало только в материальной оболочке языка. Только через язык сознание Становится действительно доступным для восприятия др. людьми. Язык также древен, как и сознание.Возникли одновременно.

Согласно научным исследованиям  все 100% времени бодрствования  человек  «говорит» ( имеется в виду так называемое внутренняя речь – модуляция мышц гортани) из ни 30% - человек говорит вслух,  45% - слушает, 16% -читает, 9% -пишет. И свои мысли и мысли др. становятся доступными реальным только через слово, язык отсюда вывод, что в процессе мышления участвуют не только мозг, но и все тело вся мышечно двигательная система человека. Сеченов называл мысль скрытым заторможенным мышечным движением. Как и сознание язык социально обусловлен ( язык сложился как орудие человеческого познания, общения и трудовой деятельности, его естественными основами явились: высокоразвитый мозг высших приматов, стадный образ жизни, звуковая сигнализация, орудийная деятельность).

К естественным языкам относят языки устного общения и письменные языки, воспроизводящие формы устных языков; к искусственным - графические языки, не воспроизводящие форм естественных языков, но происходящие от них (например, логические и математические символы, языки программирования, научные символы и т.п.). Искусственные языки, в свою очередь, делят по областям применения: логические языки, языки программирования, информационные языки.

Мёртвый язы́к — язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам, или находящийся в искусственном регламентированном употреблении. Обычно такое происходит, когда один язык полностью заменяется в употреблении другим языком (т. н. «языковой сдвиг»), как, например, коптский язык был заменён арабским. При вымирании языка, на последних этапах своего существования он становится характерным только для определённых возрастных (и социальных) групп.

В некоторых случаях мёртвые  языки, перестав служить средством  живого общения, сохраняются в письменной форме и используются для нужд науки, культуры, религии. Примеры:

  • латинский язык (с 6 в. до н. э. по 6 в. н.э) — мёртвый язык, который является предком современных романских языков (Хотя по сей день используется в науке и католических церквях);
  • древнерусский язык (письменные памятники XI—XIV в.) — мёртвый язык, развившийся в современные восточнославянские языки;
  • древнегреческий язык (с конца 2 тысячелетия до н. э. до V века н.э) — развившийся в современные новогреческие языки и диалекты.

В некоторых случаях вымерший язык продолжает использоваться в научных и религиозных целях. Среди многих мёртвых языков, использующихся подобным образом, — санскрит,латинский, церковнославянский, коптский, авестийский и др.

13.Теория  социальной стратификации и социальной  мобильности.

Теория социальной стратификации ( от лат. – слой), утверждает, что  современное общество уже не делится  на классы, а делится на социальные,слои, по различным признакам, в частности род занятий, место жительства, образование внешний вид, религия и т.д.

Теория социальной мобильности

Под социальной мобильностью понимают передвижение индивидов из одного общественного положения  в другое. Различается два вида мобильности горизонтальная и вертикальная

1.Горизонтальная связана с изменением положения людей в рамках одного и того же  социального слоя. Пример: рабочий который трудится в авиационной промышленности перешел работать в автомобильную.

2. Вертикальная связана  с передвижением индивида вверх или вниз по социальной лестниц( повышение в должности)

 14.Исторические формы материализма.

1. Материализм древних  ( Греция, Рим, Индия, Вавилон, Китай). Выдающиеся философы: Гераклит, Демокрит, Эпикур.

Характерная черта античной философии – попытка объяснить  мир исходя из него самого(все объясняли религией,всерхъест.силами)МАТЕРИАЛИСТИЧ.ВЗГЛЯДЫ НА МИР; стремление открыть единое начало в природе, обосновать идею ее развития(Димокрит и Эпикур предполож.что мир состоит из пустоты и атомов).НАИВНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ ДВРЕВНИХ С ПОТРЯСАЮЩ.МЫСЛЬЮ(ЗА 200 ЛЕТ ДО ОТКРЫТИЯ АТОМА!);пытались обосновать идею о равит.мира;пути его познан. чел-ком

2. Материализм нового  времени (конец XVII начало XIXв) Англия, Франция, Германия, Нидерланды(Голландия). Выдающиеся философы: Бэкон, Локк, Спиноза.

Характерные черты:тесная связь с наукой;материальное решение вопр.филис. (первична природа);особое внимание у проблемам познания и общ-го развития.

3. Материализм русских.19век. Выдающиеся философы: Чернышевский, Герцен, Добролюбов, Огарев.

Они предприняли попытку  соединить материализм и социализм, попытку обосновать революционное обновление общества, утверждали что необх. Бороться с капитализмом

4. Марксизм-Ленинизм  ( Маркс, Энгельс, Ленин). Германия, Россия

Они сформулировали и развили  основные принципы материализма, увязав эти принципы с революционным  движением и программными принципами свержения капитализма и построения нового общества – социалистического  и коммунистического.

15.Правосознание  как форма духовной жизни людей.  Право и мораль.

1. Право

Правосознание – это совокупность убеждений людей, относительно правомерности и не правомерности поступков, прав и обязанностей членов общ-ва, справедливости и не справедливости тех или иных законов.

Правовые взгляды по своей  природе классы, у каждого класса свое правосознание.

Правопорядок – это порядок отношений людей в обществе, выраженный и закрепленный в правовых нормах, совокупность правовых норм и есть действующ.в данном обществе право.

В отлич.от нравств.норм,кот.складыв.стихийно, правовые нормы проходят через волю гос-ва и устанавл. в форме закона. Право в обществе ничто без закона!

2. Мораль

Взгляды общества на те или  иные поступки людей выражающие их оценки с точки зрения добра и зла справедливости и не справедливости, чести и бесчестия, называется нравственными взглядами. Эти взгляды воплощаются в определенных правилах и нормах поведения людей, совокупность таких норм составляют действующую в данном обществе мораль. Мораль – общественное явление.

За нормами права всегда стоит воля государства: при невыполнении каких то норм правовые органы государственной  власти в принудительном порядке  заставляют подчинится. Нормы морали такой принудительной силы не имеют за ними стоит сила общественного мнения осуждения со стороны др. людей. Совместная трудовая деятельность людей обусловила необходимость согласовывать действия особого индивида с действиями коллектива индивидуальные интересы с общественными. Первоначально представление людей о хорошем и плохом были единственными регуляторами отношений между людьми. Мораль менялась в зав-ти от экономич.условий жизни людей, матер.отношений.

На ранних этапах существования  человеческого общества считалось  и моральным убиение пожилых  людей, которые не в состоянии  были обеспечить себя всем необходимым.

Этика – наука о морали.

16.Принципы  диалектики.

1)принцип всеобщей связи.  Всеобщая связь явлений-наиболее  общая закономерность мира,одна из основных форм движущейся материи.Её основанием является материальная общность всех предметов и процессов бытия. Всеобщность связи означает, что возникновение, изменение,развитие, и переход в иные состояния явлений происходит только во взаимосвязи и взаимосвязной обусловленности с др.явлениями и системами. Любой отдельный предмет множеством отношений связан с другим предметом. Изменение одних вызывается другими,третьими и т.д. в этом мире всё связано со всем.

2)принцип развития. –мир рассматрив. не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в к-ой предметы находятся в беспрерывном изменении. Принцип разв. характеризуется:1.необратимостью(невозможность абсолютного возврата к прежн. Состоянию (молодой-старый Ч)),2.обновлением (непрерывное обновление) 3.преемственность(выражает момент связи,сменяющих друг друга кач-ых состояний старого новым,утверждение того, что достигнуто и без чего не возможно дальнейшее развитие. В итоге достигается непрерывность в развитии. Достигается единство прошлого,наст и будущ. 4.направленность(развитие не есть движение по кругу или абсолют.повтор. пройденных этапов, оно есть восхождение от низшему к высшему(прогресс) либо наобарот(регресс).Развитие всегда связано с качественным превращением предмета. 5.цикличность (в процессе развития происходит не полная повторяемость некоторых черт) «Новое-хорошо забытое старое»(мода)

17.Понятие духовной жизни общества. Структура общественного сознания.

Духовная  жизнь общества

Для обозначений материальных явлений общества в философии используется понятие – «Общественное бытие» , для обознач.духовн.явлений-«обществ.сознание»

Общественное  бытие – это вся совокупность материальных  условий жизни людей.

Общественное  сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, традиций,отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни.

Структура общественного  сознания

1)  Общественное  и индивидуальное сознание.

Общественное сознание- существует не отдельно от конкретных индивидов, а в их головах в виде определенных идей, чувств,стремлений присущих конкретным людям. НО это не значит, что все присущее сознание конкретного человека полностью входит общ-е сознание. Вобщ.созн. входит лишь то,что выражает общие интересы

людей: соц.групп,классов,наций.

Индивидуальное  сознание – это мир отдельной личности, мысли, чувства, привычки, стремление отдельного человека. Будучи выражением жизненных условий конкретной личности индивидуальное сознание неповторимо, уникально.

2)Уровни общественного сознания

Общественное сознание людей  неоднородно, оно включает в себя с одной стороны чувства, а  с др. научные теории.

1.Общественная психология(обыденное сознание)-это совокупность чувств, привычек, настроений возникающих людей в повседневной жизни.

2.Идеология – это совокупность  идей воззрений в логически строенной систематизированной форме отражающих обществ.битие.(политич.)

3)Формы общественного  сознания 

  1. Политическое сознание (политика)
  2. Правовое сознание ( право)
  3. Нравственное сознание ( мораль)
  4. Религиозное сознание (религия)
  5. Эстетическое сознание (искусство)
  6. Научное сознание (наука)

18. Категории  качества, количества, мер. Диалектика  количественных и качественных  измерений.

Качество – внутренне присущая предметам определенность, которая выражается в совокупности их существенных свойств. Свойства – сторона предмета, обуславливающ. Его различие и сходство с др.предметами. При потери предметом существ-го св-ва он теряет свое прежнее качество.

Количество – это объективная опред-ть качественно однородных явлений и качество в его пространственно-временном аспекте. Кол-во универсально(все предметы облад. и колич. и кач.) Качество атомов характеризуется кол-вом зарядом.(неразр.связь КиК)

Закон взаимного  перехода кол-ва в кач-во: объясняет характер развития, то, каким путем происходит замена старого новым.

Мера – амплитуда колич-х изменений, в пределах которой кач-во предмета не меняется. Выход за рамки/границы ведет к изменению качеств (нагрев/охлажд воды от 0 до 100град)

Сущность закона: «..в природе кач-е изменения могут происходить лишь путем количественного прибавления либо убавления материи или движения» Ф.Энгельс

 

19.Природная  среда как условие жизни общества. Географический детерминизм.

Природа существовала, и  будет существовать и без нас. А общество возникает на опред. стадии.

Наряду с неживой природой и на её основе возникла органическая природа, живая природа, а затем  общество. Это 3 уровня организации  материи.

Географическая среда – это та часть природы с которой общество взаимодействует.

Он включает в себя 1.земельный и водный массивы, 2.климат,3. флору и фауну, 4.ископаемые и т.п.

Влияние геосреды на развитие общества особенно сказывалось на ранних его ступенях в то время развитие конкретного вида деятельности целиком зависело от факторов геосреды.

Пример: наличие плодородных земель, способствовало возникновению земледелия, рек и озер – появлению рыболовства, лесов – охоты.

Географический детерминизм – это теория сторонники которой считали, что влияние геосреды на общество является определяющим  и, что его развитие целиком зависит от факторов окружающей природы. (основатель французский мыслитель Шарль Монтескье 19век)

Монтескье считал, что нравственные принципы общества, формы государственной власти и законодательства определяется климатом, жаркий климат обусловлен леность малодушия людей и неизбежно приводит к возникновению рабства, холодный климат предает уму и телу известную силу, которая делает людей способными к действиям трудным и отважным, отсюда люди северных стран остаются свободными.

Русский социолог Мечников определяющим  в обществе водные ресурсы.

Английский мыслитель Бокль ( 18век) в качестве определенного фактора общественного развития называл ряд моментов геосреды: климат, почва, рельеф местности.

В XX в в Европе в частности в Германии возникает геополитика авторы которой утверждают, что определяющую роль в развитии общества играет жизненное пространство – территория.

Каждый народ стремится обеспечить себя жизненным производством, захватить  необходимую территорию от сюда необходимость борьбы между народом, войн.

Испытывая на себе воздействия природы  общество само вызывает в ней соответствующие изменения, человек переносит из одних мест земного шара в др. различные виды растений тем самым меняет флору и фауну.

Под влиянием человека меняется не только живая но и не живая природа  так в следствии снижения большого количества топлива в атмосферу увеличивает концентрация углекислоты, что плодотворно влияет на развитие растений.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"