Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпаргалка по философии.docx

— 251.97 Кб (Скачать файл)

Изучение философии  помогает понять и осознать стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер.

Обычных людей философия  может интересовать как минимум  с двух точек зрения:

— для лучшей ориентации в своей специальности;

— для понимания жизни во всей ее полноте и сложности.

Важное значение для философии имеют человеческие проблемы. Самое большое внимание человеческим проблемам уделяется  в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей.

Предметом философских  размышлений всегда были:

— природный и общественный мир;

— человек в его сложном взаимодействии с природой и обществом.

Своеобразие философии  сказалось в характере мышления — философы создавали главным  образом трактаты, которые имели  обращения к знаниям, разуму людей.

Философия выполняет  ряд познавательных функций, родственных  функциям науки. Важнейшие функции  философии:

— обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний;

— открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия;

— прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС

История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.

Историко-философский  процесс — это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).

Предмет истории философии — это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.

История философии:

— теоретическое, предельно рациональное осмысление важных мировоззренческих вопросов о мире и бытии человека в нем;

— отражение общей логики культурного развития человечества (знание эпохи о самой себе, ответ на зов своего времени);

— единство различного, множество эпох, направлений и течений в них, отдельных школ, учений и идей, их живого диалога;

— конкретно-исторические представления людей об окружающем их мире и своем месте в нем;

— нескончаемый творческий процесс теоретического поиска истины;

— активный диалог идей, преемственность и взаимообогащение различных мировоззренческих систем;

— история личностей, их жизненного опыта, интеллектуального поиска и размышлений о важнейших мировоззренческих вопросах. Историко-философский процесс по отношению к мыслителям: активное самовыражение ярких мыслящих индивидуальностей; становление цивилизованного, культурного, свободного человека.

Важнейшие системы историко-философского процесса:

— теологическая философия (движущая сила — Бог);

— метафизическая философия (движущая сила — трансцендентальная закономерность, т. е. судьба);

— идеалистическая философия (движущая сила — духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);

— натуралистическая философия (движущая сила — природа человека, обладающего страстями, побуждениями);

— материалистически-экономическая философия (движущая сила — экономические отношения).

Философия истории бывает:

— индивидуалистическая;

— коллективистская;

— детерминистская (фаталистическая);

— индетерминистская (активистическая).

В истории философии  можно увидеть и проследить интеллектуальный, нравственный и эстетический опыт человечества.

Основные  проблемы в истории философии:

— смысл и цель человеческой жизни;

— поиск и утверждение наивысших жизненных истин и ценностей.

Основные  этапы историко-философского процесса: философия античного мира; философия Средних веков; философия эпохи Возрождения; философия Нового времени; философия эпохи Просвещения; философия конца XIX — начала XX вв.; философия XX в.

С объективной стороны  история философии — это философия  в своем историческом развитии, процесс  развития и движения мыслящего духа во времени (эпохи) и в пространстве общественной мысли (национальные философские  системы). С субъективной стороны  история философии — это научное  истолкование и описание объективного историко-философского процесса, который  взят в определенной хронологической  последовательности и внутренней взаимосвязи.

11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии — неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается и др.

2. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. В Древней Индии философия возникла примерно в I тысячелетии до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. Авозникновение философии в Китае относится к VI–V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества: рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей, а также разорение общинников.

3. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться:

— в проблеме мира и его познания;

— в проблеме взаимодействия человека и природы;

— в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами:

— прекрасного и безобразного;

— добра и зла;

— справедливости и несправедливости;

— дружбы, товарищества;

— любви и ненависти;

— счастья, наслаждения и страдания и др.

4. Закономерность развития философии Древнего Китая и Древней Индии — это мировоззренческий характер философского знания. Философские взгляды, теории, идеи, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, иногда эклектическими (соединениями двух предыдущих типов мировоззрений).

Идеализм представлен  в философии Древнего Китая и  Древней Индии в своих двух разновидностях: как объективный  и как субъективный идеализм —  это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма.

В философии Древнего Китая и Древней Индии используются традиционно философские категории:

— движение;

— противоположность;

— единство;

— материя;

— сознание;

— пространство;

— время;

— мир.

В философии Древнего Китая и Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и  ее строения. Материя рассматривается  в ней:

— как некая «помеха» душе;

— как некое субстанционное начало.

В решении проблем  познания философия Древнего Китая  и Древней Индии подчеркивала важность умозрения для решения  философских проблем. При этом исследовалось  четыре источника достижения истины: восприятие; вывод; сравнение; доказательство.

Важнейшая проблема социальной философии — это проблема народа и правителя.

Философия охватила все духовные ценности Древнего мира: искусство и религию; этику и  эстетическую мысль; право и политику; педагогику и науку.

Вся духовная цивилизация  Древнего Китая и Древней Индии  несет в себе обращение к бытию  личности, ее самосовершенствованию  и самосознанию через уход от материального  мира.

12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Античный  мир — эпоха греко-римской классической древности.

Античная  философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.

Античная философия  развивалась неизолированно — она  черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.

Со стороны истории  античную философию делят на пять периодов:

— натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);

— гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);

— классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

— период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);

— неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии:

1) античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;

2) античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;

3) античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;

4) античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;

5) античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;

6) античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.

Основные  имена античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Античная философия  многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии  познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии  разрабатывается проблема логики, большой  вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий  спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания  и интересы власти; имущественное  деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель  должен обладать такими качествами, как  познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия  оказала большое влияние на последующую  философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:

— Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;

— Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;

— Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.

Милетцы своими воззрениями  положили начало философскому подходу  к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания.

2. Школа Пифагора.

Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.

В числах пифагорейцы  видели:

— свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;

— объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.

Пифагор успешно  занимался разработкой различного рода математических доказательств, и  это способствовало развитию принципов  точного рационального типа мышления.

Важно заметить, что  пифагорейцы достигли немалых успехов  в своих поисках гармонии, удивительно  красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.

Пифагору принадлежит  идея перевоплощения душ, он считал, что  душа бессмертна.

3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами:

— выступал против антропоморфических элементов в религии;

— высмеивал богов в человеческом виде;

— жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;

— считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;

— стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;

— осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:

— разграничивал истину и мнение;

— центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;

— по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;

— сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"