Экзистенциализм. Философская герменевтика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:05, контрольная работа

Описание работы

В ХХ веке возникли два направления философии, Экзистенциализм (рассматривающий человека, как духовное существо) и Герменевтика (занимающаяся толкованием и интерпретацией литературных текстов), которые нашли отголосок в произведениях многих известных людей, некоторые из них: Ж-П. Сартр, Ф.М.Достоевский, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Гадамер, Шлейермахер, Поль Рикёр, Вильгельм Дильтея
Человеческое бытие изначально находится в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации. Эти положения легли в основу концепции философской герменевтики, представляющей собой, по меткому выражению Поля Рикёра, результат «прививки» экзистенциальной феноменологии к традиции герменевтики как теории и практики истолкования текстов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма…………………………………………………………...4-14
Основные положения, понятия и проблемы философской герменевтики.………………………………………………………… …..14-18
Характерные высказывания из произведений представителей экзистенциализма и философской герменевтики………………………...19-21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..22
Список литературы:…………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

контр. философия.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

         "жизнь сама себя живет", "игра сама себя играет", "язык сам себя говорит"…  Гадамер

Эти высказывания можно объяснить  тем, что Гадамер считал, что каждое из этих явлений можно представить субъектами и докопаться до их сущности, понять их , вступив с ними в диалог.

          «Любые две вещи имеют между собой нечто общее, но... и нечто различное. Но, именно, метафора выявляет функцию сходства, благодаря ей “тождественное” и “различное” не смешиваются, а противоборствуют.» Хайдеггер

По рассуждениям представителей Герменевтики у любого предмета и явления можно разгадать сущность, и поэтому может обнаружится, что у абсолютно различных предметов или явления абсолютно одинаковая характеристика.

          «…Процесс понимания постоянно переходит от целого к части и обратно к целому. Задача состоит в том, чтобы концентрическими кругами расширять единство понятого смысла» …«Тот, кто хочет понять текст, постоянно осуществляет набрасывание смысла. Как только в тексте начинает проясняться какой-то смысл, он делает предварительный набросок смысла всего текста в целом. Но и этот первый смысл проясняется в свою очередь лишь потому, что мы с самого начала читаем текст, ожидая найти в нем тот или иной определенный смысл».

Х.-Г. Гадамер

 В круге, как известно, нет начала. Гадамеровское «с самого начала» имеет временной смысл, смысл исходного состояния процесса понимания. Это надо понимать так, что на любой стадии герменевтического процесса без какой-либо очевидной субординации даны все моменты указанного процесса: предпонимание, ожидание смысла текста, понимание, интерпретация, язык и т.д. Каждый из этих моментов имеет историческое измерение. Они похожи на людей: изменяясь, остаются сами собой. Но в отличие от людей компоненты герменевтического опыта не рождаются и не умирают, их набор всегда один и тот же.

        «Кто хочет мыслить, должен спрашивать»… Гадамер

 В этом смысле недостаточно  лишь ставить проблемы. Проблемы  – это продукт изолирующегося  от герменевтического опыта разума. В проблемах нет подлинного  предвосхищения смысла, отсутствует избирательная направленность на него. Логика проблем герменевтически намного беднее логики вопросов и ответов. Именно логика вопросов и ответов – ключ к истолкованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило, просто суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не сможет его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии.

 

Основные положения герменевтики.

- Бытие человека-в-мире.

- Соотносительность человека и мира (вещей).

- Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.

- Потаенность вещи, ее скрытость.

- Философия как вопрошание.

- Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как истинность.

- Горизонты человека и вещи.

- Понимание человека и вещи.

- Понимание как слияние границ человека и вещи.

- Герменевтический круг.

- Понимание как интерпретация на основе образования, вкусо, таланта,   вовлеченности в традиции интерпретатора.

- Историчность интерпретации. Сближение герменевтики с поэтикой.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

-- Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М: ЮРИСТЪ, 2004.

-- Гадамер, Х – .Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики [Текст] / Х.-Г. Гадамер. – М., 2008.

-- Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П.Сартр. Сумерки богов. Москва (Издательство политической литературы 1989)

-- Гадамер, Х.Г. Философия и литература [Текст] / Х.Г. Гадамер // Философские науки.  1989. - №2.

-- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов. М., 1989.

-- Гадамер, Х.Г. Истина и метод. Основные черты философской герменевтики [Текст] /  Х.Г. Гадамер. - М.:Прогресс,1977.

-- В.А. Канке. Основы философии. Москва «Логос» 2004

-- А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. Западная философия ХХ века. учебное пособие. Проспект Москва-1998

--Википедия

 

 

 

 


Информация о работе Экзистенциализм. Философская герменевтика