Экзистенциализм. Философская герменевтика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:05, контрольная работа

Описание работы

В ХХ веке возникли два направления философии, Экзистенциализм (рассматривающий человека, как духовное существо) и Герменевтика (занимающаяся толкованием и интерпретацией литературных текстов), которые нашли отголосок в произведениях многих известных людей, некоторые из них: Ж-П. Сартр, Ф.М.Достоевский, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Гадамер, Шлейермахер, Поль Рикёр, Вильгельм Дильтея
Человеческое бытие изначально находится в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации. Эти положения легли в основу концепции философской герменевтики, представляющей собой, по меткому выражению Поля Рикёра, результат «прививки» экзистенциальной феноменологии к традиции герменевтики как теории и практики истолкования текстов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма…………………………………………………………...4-14
Основные положения, понятия и проблемы философской герменевтики.………………………………………………………… …..14-18
Характерные высказывания из произведений представителей экзистенциализма и философской герменевтики………………………...19-21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..22
Список литературы:…………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

контр. философия.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

    Основными положениями европейского экзистенциализма можно считать:

   1) отчужденность человека - отстраненность его от общества, "брошенность" в мир. Одиночество человека изначально, в нем состоит подлинное его существование. Пребывая в нем, человек постепенно постигает свою сущность. Но речь не идет о том, что духовному отчуждению предшествуют другие его виды - материальное, деятельностное, экономическое, социальное, политическое. Экзистенциалисты абсолютизируют духовное отчуждение, делая его всеобщим, закономерным в любых условиях;

    2) "бытие и обладание". Бытие имеет два проявления: отношение человека к себе и отношение человека к вещам. Первое - подлинное, второе - неподлинное. Подлинное бытие вступает в борьбу с обладанием вещами, накоплением. В большинстве люди тратят свою жизнь на обладание вещами и не формируют свое бытие, самих себя. Не познают возникающие при этом противоречия. Накопительство обедняет человека, лишает его многих достоинств. Достоинства не могут определяться имущественным положением, истинное существование - в общении, постижении своей сущности, а не в обладании вещами. Человек должен быть, а - не иметь. Это означает, что человеку необходимо постоянно совершенствовать себя, а не заниматься накопительством и рабски подчиняться вещам;

    3) «существование предшествует сущности». Сущность (главное в содержании) и существование не взаимосвязаны. Сущность вторична, отвлекается от существования, абстрактна, не несет в себе ничего конкретного. Существование - субъективно, требует чувственного, интуитивного познания и переживания. Нет необходимости точно и ясно определять их характеристики. Доподлинно постигают существование только душевно больные люди. Человек существует, а потом свободно выбирает свою сущность. В этом положении идет речь фактически о том, что человек существует в обществе, не имея сущности (мировоззренческой, духовной, морально-нравственной и т.д.), а только на каком-то этапе ее сам для себя выбирает. Закономерен вопрос: как идет выбор? На это нет ответа, ведь , по мнению экзистенциалистов, человек не связан с обществом;

    4) страх, смерть, свобода. Основная черта человеческого существования - страх. Это исходное переживание, оно пронизывает все проявления человека. Самый большой страх - страх смерти. Он сопровождает человеческое существо всю жизнь. Не всем его удается преодолеть. Страх – это несвобода. Высшим актом проявления свободы и преодоления страха является самоубийство. Только смерть несет освобождение от одиночества, забот, страха. Движением к свободе есть иррациональное понимание мира, характеристик своего бытия. М. Хайдеггер находил возможным утверждать, что свободен только тот, кто сознательно идет к смерти. Близость к ней заставляет человека задуматься о бытие, утрате смысла жизни, помочь в отчаянии. Специфически, в духе Ф.Ницше, М.Хайдеггер развивал тему страха: он помогает человеку подчиниться воле сверхчеловека, воплощающего все стремления существующих. Человек должен с радостью принимать волю вождя, в экстазе идти за ним и с радостью за него погибнуть. Таким образом, провозглашается обесценивание собственной жизни ради воли вождя, безоговорочной подчиненности ему.

    Экзистенциализм сузил свою философскую проблематику, ушел от анализа окружающего мира, выявил субъективистское понимание процессов жизни, многое в трактовке бытия свел к переживаниям, чувственным постижениям. Данное направление отстраняется от анализа закономерностей общества, уходит от вопроса о его влиянии на человека и его бытие. Преобладание социального пессимизма, ограничение жизни человека узкими рамками своего обособленного "Я", эмоциональными переживаниями, низведение ценности человеческой жизни до малозначимых проявлений есть обесценивание гуманизма, психологизация сложных социальных процессов и философских вопросов.

 

 

Основные положения, понятия и проблемы философской  герменевтики.

  Гермене́втика— направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

  Термин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем — в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся, например, объяснительные издания авторов). В этом смысле герменевтика — дисциплина филологической критики.

   Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование.

   Герменевтика также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.

  Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «чувствования». Таким образом он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путем самонаблюдения. Понимания событий методом их личностного «сопереживания». «Вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.

  По древнегреческому преданию бог Гермес – вестник Зевса, владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание. Эта же легенда повторяется в древнегреческой мифологии, где Юпитер – то же, что Зевс, а Меркурий – то же, что Гермес.

Средневековая евангелия в переводе с греческого есть тоже весть (благая весть). Вначале было слово, но его смысл надо разъяснить (в этом состоит первоочередная задача посланников Бога, апостолов) Христианские проповедники, а методика их проведения была разработана весьма детально ещё в средние века, есть уяснение смысла божественного слова, но не столько рациональными, сколько иррациональными средствами.

   Исходя из изложенного, герменевтику часто определяют как способ философствования, центром которого является интерпретация, понимание текстов. Это соответствует тому обстоятельству, что в герменевтике языку уделяется огромное внимание.

Если представить понимание  текстов как структурно организованно  целое, то оно может включать этапы, каждый из которых обладает относительной  самостоятельностью, не связан с другими временными отношениями, поэтому принятая далее нумерация этапов является условной.

Первый этап процесса понимания текста связан с выявлением его синтаксической формы. На этом этапе действуют два условия понимания. Первое предполагает умение отличать грамматически правильные элементы от неправильных. Мы узнаем образования нашего языка в представляемых знаковых структурах. Здесь текст еще не предстает перед нами как система связанных предложений. Второе условие соотносится с выявлением смысла логических констант и с соотнесением их употребления в данном тексте с общепринятыми нормами логики.

Оба условия в совокупности составляют то, что называется логико-грамматическим владением текстом.

На втором этапе происходит выявление семантически значимых, смысловых структурных единиц и решение вопроса об их общем семантическом значении. Знание о значении структурных единиц составляет то, что является третьим условием понимания текстов.

Четвертым необходимым условием понимания является учет контекста употребления. Контексты могут быть языковыми и неязыковыми.

Пятым условием понимания является учет прагматических критериев, от которых зависит употребление данного выражения. Понимание текста можно считать процессом, ограниченным рамками коммуникативной ситуации, когда происходит передача информации (диалог) от одного индивида к другому.

     Тем не менее содержание герменевтики много шире приведенного определения. В связи с последним утверждением обратимся к истории становления герменевтики как философского направления.

 

  Современная герменевтика – это прежде всего реакция на философию Нового времени с ее культом рациональности и человека-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философствования себя исчерпал, то в появившихся новациях человек стал пониматься не столько как рациональное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чувствующего существа. Новатором в этом отношении был датчанин Кьергор. Он писал об экзистенции (существовании) человека, о связанных с этим переживаниях.

В то же время новейшая философия  не хотела что-либо противопоставлять человеку – ни природу, ни Бога. Отсюда происходит на первый взгляд парадоксальное суждение, что человеку предшествует принцип ничто, принцип свободы. Так считали наш Н.А.Бердяев и француз Ж.П. Сартр. Главная книга Сартра называется «Бытие и ничто». Человек свободен, а потому он сам ответственен за свои действия.

Мало-помалу философы стали отказываться от рамок «ничто-человек» и поставили  в центр своих изысканий «бытие-в-мире», где два дефиса призваны отобразить единство человека и мира. Эта позиция единства мира и субъекта разрабатывалась особенно тщательно Карлом Яспесом и Мартином Хайдеггером.

 Ясперс, бывший врач-психотерапевт, рассматривает существование человека в терминах переживаний (страсть, смерть, вина, сомнение, отчаяние). Человек подлинен в пограничных, опасных ситуациях, особенно перед страхом смерти. Ясперс – экзистенциалист своего существования в мире.

   Хайдеггер уходит дальше Ясперса от психологического понимания бытия человека в мире. Он не желает быть экзистенциалистом, который преувеличивает значение переживаний. Он называет себя фундаментальным онтологом. Онтология – это учение бытии. Так Хайдеггер считает, что философия начинается с учения не о познании (как считали гении Нового времени, например Кант), а о бытии человек в мире. А домом этого бытия является язык. Хайдеггер по праву должен быть назван основателем современной герменевтики. Таковыми часто считают Ганса Гадамера, ученика Хайдеггера, но благодарный и благородный ученик не устает ссылаться на своего учителя.

  Крупнейшие представители герменевтики в Германии – Хайдеггер и Гадамер, во Франции – П. Рикер, в Италии – Э.Бетти, в России – С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский считал, что слово «сводит нас лицом к лицу с реальностью». Лосев – автор книги «Философия имени», которая насквозь пропитана герменевтической проблематикой.

    Человек изначально находится в мире сущего, испытывает интерес к нему. Однако вещи закрытые от человека, у них есть свои границы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понимание будет достигнуто и истина откроется, если удастся добиться слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояснят нам ситуацию.

1) Допустим у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать себя всесторонне, в совершенстве. А для этого им надо воспользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негодность.

2) На вопрос учителя сколько будет 2+4, ученик дает неправильный ответ «8». Герменевтически настроенный учитель не расценит такой ответ как торжество глупости, а увидит за ним потаенную сущность. Он постарается ее выяснить, ибо без этого он не в состоянии помочь ученику. Всякий предрассудок имеет свой, иногда глубокий, смысл.

Истина есть открывшаяся потаенность вещи.

Итак, Герменевтика – это философия  о бытии человека в мире и понимании этого мира посредством языка и переживаний.

 

 

 

 

 Характерные высказывания из произведений представителей экзистенциализма и философской герменевтики.  

 

Экзистенциализм

      Л. Н. Толстой  : «На прекрасной земле – прекрасное, созданное для счастья человечество. Вокруг него непреходящий свет и трепет радостной жизни. Жизнь эта со всех сторон окружает человека, надвигается на него, зовет к себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей радости и счастья.»

 Следовательно, для Толстого  смысл жизни человека – это  сама жизнь, прекрасная и радостная,  несущая человеку счастье

         «Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же»  Ж.П. Сартра

        «Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы.» К..Ясперс

Люди боятся изменений и отклонений от обычного (всеобщего). Привыкли к обыденности и к тому что им навязали, поэтому всё новое воспринимают в штыки. Так и здесь, разное понимание свободы ведёт к  спорам и противоречиям, а схожесть мыслей для людей очень ценна.

            Ж.-П. Сартр : «…свобода как определение человека, его экзистенция не зависит от других, но, как только осуществляется выбор или начинается действие, человек вынужден желать вместе со своей свободой свободы других людей.»

Иначе говоря, человек может поставить своей целью свою свободу лишь в том случае, если он поставит своей целью также и свободу других. Согласно экзистенциализму человеческая личность есть самоцель существования и развития Общество же призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя такой порядок жизнедеятельности людей, который бы ограждал личность от посягательств на ее свободу. Однако роль общества, по мнению экзистенцилистов, отрицательна, поскольку общество может предоставить человеку свободу лишь от чего-либо (экономическую, политическую и т. п). Подлинная свобода — свобода экзистенциальная — "свобода для", и она начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности

"Существование, - провозглашал  Сартр, - предшествует сущности". Это форма бытия, которая всегда стремится выйти за свои пределы, но никогда не исполняет свою задачу полностью.

         …"бытием-в-себе-для-себя"…   Сарт.

Здесь говориться о том, что нужно достичь полной самотождественности, при которой мы полностью постигнем себя, но в этом не дано преуспеть никому. Сознание всегда простирается за самое себя.

 

Герменевтика

Информация о работе Экзистенциализм. Философская герменевтика