Экзистенциализм как философская основа педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:33, доклад

Описание работы

Любая подлинная наука развивается под влиянием ряда факторов, среди которых можно выделить и методологию. В современной литературе под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. В структуре методологического знания выделяют, как правило, 4 уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Файлы: 1 файл

Экзистенциализм как философская основа педагогики.doc

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Г.А. Оганисян

2 курс, филологический  факультет

науч. рук. доцент Айрапетова В.В.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКАЯ  ОСНОВА ПЕДАГОГИКИ

     Любая подлинная наука развивается  под влиянием ряда факторов, среди  которых можно выделить и методологию. В современной литературе под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. В структуре методологического знания выделяют, как правило, 4 уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. В.А. Сластенин, выделяя философский уровень методологии как высший, замечает, что в настоящее время сосуществуют различные направления, выступающие в качестве методологии педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм. И.Т. Сафронов добавляет еще идеализм и рационализм.

     Философия экзистенциализма не имеет полной педагогической теории. Однако последователи этого течения, руководствуясь его ведущими положениями, создают довольно полную систему педагогических взглядов.

     Основной  категорией, на которой строится система экзистенциализма, является «существование» – экзистенция. Сущность не дана человеку раз и навсегда, она формируется в процессе жизни, под влиянием человека, если так можно выразиться, поэтому экзистенциализм – сфера субъективного.

     Личность  подвергается влиянию «толпы» – так экзистенциалисты называют общество. «Толпа» стирает, растворяет «я» личности, навязывает ему свои стандарты и ценности. А чтобы освободиться от «толпы», необходимо обрести собственное мнение и большой духовный потенциал. А это возможно в случае, если личность будет ощущать свой конец (смерть), то есть ощущение  близкой смерти освободит личность, даст ей возможность делать выбор в жизни. Однако с этим положением я бы поспорила: не думаю, что в постоянном предчувствии смерти личность сможет свободно делать выбор: она скорее будет избегать этого выбора – вдруг он окажется последним…

     Обрести свободу своей личности, как считают представители экзистенциализма, человеку помогает школа. Ее цель – научить ребенка творить себя как личность. Для того чтобы обрести свободу, человек должен столкнуться с такими ситуациями, которые могут возникнуть в жизни и в которых он сможет создать свои ценности, сделать самого себя, раскрыть себя в правильном направлении. «Человек есть не что иное, как то, каким он делает себя», – повторяют экзистенциалисты. И когда человек создает себя, он противопоставляет себя окружающему, объективному миру. И нужно отметить, что этот мир, согласно экзистенциализму, бессмыслен и неважен без каких-либо действий личности в направлении этого мира, а эти действия нельзя предугадать, они индивидуальны, поэтому то, что личность получает в итоге, все знания – субъективны.

     Экзистенциалистическая  педагогика на вышеизложенной философской основе отрицает необходимость овладения учащимися объективными систематизированными знаниями, представленными в учебной программе. Так как знание субъективно, то невозможно заставлять ребенка учить все по программе. Личность сама должна определить ценность этих знаний для себя. Философия экзистенциализма вообще отрицает руководство учителя какими-либо стандартами, методами, так как нужно быть свободным в выборе: будь это ценности, путь в жизни или способ обучения. Если этот выбор является свободным, а не стандартным требованием, то и личность, и учитель являются участниками педагогического процесса, свободно мыслящими, а не покорными наблюдателями, рабами этого процесса.

     Главное для учителя – помнить, что все дети уникальны и им нужна свобода действия. Поэтому в общении с ними он должен опираться на свою интуицию, а не на законы педагогики. Учитель должен создавать такие условия, в которых ребенок сможет решить все проблемы, руководствуясь своим собственным, уникальным «я». Учитель должен предоставить ребенку свободу действий, свободу выбора, а ученик должен действовать, обучаться так, как он считает необходимым.

     Но  важно, чтобы учитель не останавливался на достигнутом, а постоянно совершенствовал  способы общения с учащимися, чтобы каждая личность воспринималась как индивидуальность, признавалась ее свобода и исключительность, но чтобы понятия дружбы и товарищества не забывались.

     С целью осуществления всего вышеперечисленного, ведущее место в школе должно занимать гуманитарное образование. Оно лучше всего помогает осознать себя как индивидуальность. Наряду с гуманитарным образованием школа должна заниматься и нравственным образованием учащихся, ставить вопрос об ответственности ученика за свои поступки, о самостоятельности в поведении. Но при этом отрицается строгое следование каким-либо идеалам и моральным принципам – человек должен смотреть только в себя, чтобы познать нравственные нормы общества. И снова противоречие: экзистенциалисты отрицают какое-либо значение общества в жизни человека. Эта «толпа» мешает человеку стать самим собой. Человек должен вырабатывать свои собственные ценности, сам определять свое поведение и должен доказывать обществу свою индивидуальность.

     Такова  основная система педагогического  экзистенциализма. Она, естественно, отличается от систем других направлений, но, несмотря на это, можно говорить и о чертах, присущих практически всем философским школам. Среди них: вера в то, что каждый ребенок обучаем, образованность – положительное качество, важность процесса формирования характера, интерес к новому, важность нравственного образования, подготовка к жизни в обществе.

     Библиографический список

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика в 2 ч. М., 2002.
  2. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.
  3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм: Сумерки богов. М., 1989.
  4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.

Информация о работе Экзистенциализм как философская основа педагогики