Генезис форм отражения в живой природе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Тема «Сознание» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Генезис форм отражения в живой природе…………………………………………………………………………….4
3. Проблема сознания в истории философии……………………………………6
4. Структура сознания. Проблема идеального…………………………………..9
5. Сознание и бессознательное. Проблема моделирования человеческого сознания…………………………………………………………………………..14
6.Заключение…………………………………………………………………….22
7.Список использованной литературы…………………………………………23

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КУРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Регистрационный номер

 

Факультет:

 

Курс:

 

Шифр:

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Дисциплина:

 

Студент:

Рецензент:

 

Дата получения___________________________________________

 

Дата возврата_____________________________________________

 

Оценка___________________________________________________

 

Подпись преподавателя_____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск 2011

 

Оглавление

 

 

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Генезис форм отражения в  живой природе…………………………………………………………………………….4

3. Проблема сознания в истории философии……………………………………6

4. Структура сознания. Проблема идеального…………………………………..9

5. Сознание и бессознательное. Проблема моделирования человеческого сознания…………………………………………………………………………..14

6.Заключение…………………………………………………………………….22

7.Список использованной литературы…………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

       Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Тема «Сознание» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности. В общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и ненаучными знаниями. Для философии понятие сознания важно потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей своей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы сознания человека. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Сознание – высшая форма психическое отражения, в котором проявляются отношение человека к окружающему миру и его социальный  опыт. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как ощущения, восприятия, представления, мышление. Особое внимание следует уделить соотношению понятий: психика – сознание бессознательное, так как разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Цель данной контрольной работы: изучить проблему сознания в философии, функции, структуру, проблемы связанные с бессознательностью в истории философии, идеального сознания.

 

1.Генезис форм  отражения в живой природе

 

     Слово "генезис" означает возникновение и становление какого-либо развивающегося явления. Точка зрения многих философов о том, что сознание присуще всем уровням организации материи, т.е.  неправомерное распространение психических процессов на все тела природы (панпсихизм), приводило к невозможности решить проблему происхождения и сущности сознания. Однако появление теории отражения, разработанной в своё время В.И.Лениным, сыграло большую роль в выяснении генезиса сознания. Основополагающей идеей теории отражения является следующая: вся материя на всех уровнях её существования обладает свойством отражения. Отражение - это способность каждого материального объекта (явления) воспроизводить особенности других объектов (явлений) при взаимодействии с ними (сохранять "следы" взаимодействия с ними). Отражение является всеобщим свойством материи, поэтому информационные процессы имеют место и в неорганической природе, и в мире животных и растений, и в обществе. Но остановимся на живой природе. Отражение в живой природе:

- раздражимость (способность  организма к простейшим реакциям  в ответ на действие определённых  раздражителей; присуща растениям); раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

- чувствительность (способность  к ощущениям; появляется на  уровне простейших животных и  предполагает активность организма на воздействие внешней среды). Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.

- психика (или нейрофизиологическое отражение) (способность организма не просто реагировать на внешние раздражители, но и активно реализовывать внутреннюю программу (цель), заложенную в видовом опыте (погоня волка за овцой); на этом этапе мозг предназначен для управления деятельностью организма в соответствии с изменениями в окружающей среде; психика присуща животным с нервной системой, выражающее способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа. Совершенствование форм психического отражения действительности послужило важнейшим фактором морфофизиологического прогресса (появление центральной и периферической нервной системы) на пути к становлению сознания. Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Итак, генезис сознания основан на биологических предпосылках. Формированию мыслительных процессов человека предшествовал длительный период психологического развития животных, имеющих зачатки интеллектуального как особой формы рассудочной деятельности, остающейся неосознанной. Она появилась на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы. Психологическая деятельность животных обусловлена биологическими закономерностями и служит регулятором их адаптивного поведения, тогда как сознание человека направлено на преобразование мира. Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии.

 

 

 

2.Проблема  сознания в истории философии.

 

   Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что: сознание существует; оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание, тем не менее, производно от материи. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм; солипсизм; объективный идеализм; умеренный материализм. Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах: головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы, высшим уровнем организации материи; сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган; человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект. Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания: образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы; сознание может "господствовать" над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать"; никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Проблема сознания может быть интерпретирована в гносеологическом, онтологическом, аксиологическом или праксеологическом ключе, вопрос о сознании - связующее звено между различными разделами философского знания. Онтологический аспект проблемы сознания предполагает ответ на вопрос о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гносеологический аспект связан с изучением познавательных способностей, благодаря которым человек получает новые знания. Аксиологический подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеологический - выводит на первый план деятельностные аспекты, обращая внимание на связь сознания с действиями человека. Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху, менялось и понимание сознания. В античности (космоцентризм) внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Открывается только одна сторона сознания – направленность на объект. В средние века (теоцентризм) благодаря культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении для общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, а значит и способность к самоанализу и самоконтролю. Сознание в средневековье – это, прежде всего, знание о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, слияние с Богом. Сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. В Новое время (антропоцентризм) человек отказывается от Бога, захотел быть царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. При попытках ответить на вопрос, откуда берет свое начало сознание, сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Противоположный этому - объетивно-идеалистический подход, который определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей). Среднюю позицию в этом отношении занимает философско-реалистическое направление. Оно в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:

1.      Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею.

2.      Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.

3.      Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.

4.      Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи осуществление общих функций сознания.

5.      Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека.

 

3. Структура  сознания. Проблема идеального.

     

  Материальная деятельность определяет структуру сознания.  
Структура сознания: 
1) чувственное (отражение действительности). 
2) абстрактное - логическое отражение с помощью понятий, суждений.  
3) эмоции - это субъективные реакции человека и животного на воздействие внутреннего и внешнего раздражителей. Эмоции отражают не сами объекты, а лишь объективные отношения к человеку.  
4) воля - способность человека к выбору цели и ее реализации  
5) бессознательное - совокупность психологических процессов, не представленных в сознание человека.  
- сновидение  
- интуиция   
Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты или сферы сознания.

1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания). Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.

5. Самосознание - это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я».

А. Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы:

    • когнитивную (познавательную);
    • эмоциональную;
    • волевую.

Когнитивную сферу составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания. Традиционно выделяют две основные познавательные способности человека: рациональную и чувственно-сенситивную.   

Эмоциональная сфера. Элементы эмоциональной подсистемы сознания - аффекты (ярость, ужас), эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда), и чувства (любовь, ненависть, надежда). Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней.  
  Волевая сфера сознания - это мотивы, интересы и потребности человека в единстве с его способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы - воля - способность человека к достижению своих 
К.Г. Юнг предлагает иную концепцию структуры сознания. Главной функцией сознания (и бессознательного) он считает адаптацию. По мысли К.Г. Юнга, понятие адаптации помогает лучше постичь природу человека и характер его взаимодействий с миром. К.Г. Юнг выделяет четыре психические структуры, которые проявляются как на сознательном, так и на бессознательном уровне: мышление - способность интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувства - способность субъективной оценки; ощущения - способность восприятия с помощью органов чувств; интуиция - способность восприятия с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний.           

Информация о работе Генезис форм отражения в живой природе