Подобие форм в природе и костюме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение такого приема композиции, как подобие, а так же раскрытие всех сфер применения этого свойства.
Данная работа является итоговой при изучении дисциплины «Художественно-графическая композиция» и предусмотрена с целью закрепления теоретического курса дисциплины, приобретения навыков системного анализа исследовательского материала по композиции.
Задачи:
Изучение подобия в формировании природных объектов, геометрических объектов и объектов дизайна костюма;
Систематизация исследовательского материала, поиск примеров;
Композиционный анализ объектов дизайна костюма.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ работа по композиции.docx

— 3.72 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГОБУВПО «АмГУ»)

 

Факультет дизайна и технологии

Кафедра «Дизайн»

Специальность 262200.62 - Конструирование изделий легкой промышленности

 

ЗАДАНИЕ

 

К курсовой работе студента Иваненко Анастасии

 

1. Тема курсовой работы Подобие форм в природе и костюме

2. Срок сдачи студентом законченной работы 5.06.2013

3. Исходные данные к курсовой  работе

Объем курсовой работы 40-50стр.

Итоговая творческая работа в материале, выполненная по законам и средствам композиции.

Ключевые слова реферата характеризуют  тему исследования.

Содержание, соответствует структуре; структура развернутая.

Во введении обозначены актуальность, новизна, практическая значимость.

В заключении представлен анализ выполненной  курсовой работы.

Структурно выделен композиционный анализ творческой работы по представленной фотографии.

Литературные источники 10-20, интерактивные  источники 10-20.

Оформление записки в соответствии с правилами нормоконтроля.

4. Содержание курсовой работы (перечень  подлежащих разработки вопросов): геометрическое построение подобных фигур (прямоугольники, треугольники, квадраты, круги); аналогии между природными формами; аналогии между природными формами и одеждой; подобие линий, форм, деталей в построении костюма (на основе анализа моделей мировых кутюрье)

5. Перечень материалов приложения. В приложении 20-30 иллюстраций размером не менее 10х10 см с аналитическими подписями

6. Дата выдачи задания 25.02.2013

 

Руководитель курсовой работы: Благова  Татьяна Юрьевна, доцент кафедры  дизайна, кандидат педагогических наук, член союзов дизайнеров России.

 

Задание принял к исполнению (дата): __________________________________

(подпись студента)

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа состоит из 50 стр. машинописного текста, содержит 1 таблицу, 39 рисунков. Библиографический список составляет 28 наименований.

ФОРМА, ПОДОБИЕ, АНАЛОГИЯ, ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ПОДОБИЕ, СНЕЖИНКА КОХА, Т-КВАДРАТ, Н-ФРАКТАЛ, ДЕРЕВО ПИФАГОРА, ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПОДОБНЫХ ФИГУР, АНАЛОГИИ МЕЖДУ ПРИРОДНЫМИ ФОРМАМИ, АНАЛОГИИ МЕЖДУ ПРИРОДНЫМИ ФОРМАМИ И ОДЕЖДОЙ, ПОДОБИЕ В ОДЕЖДЕ

В курсовой работе исследованы основные сведения такого приема композиции, как подобие, изучены все сферы применения этого свойства и его основные понятия.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                5

1. Определение  подобия. Подобие в природе                                                    6

2. Подобие  геометрических фигур                                                                      9

3. Подобие в искусстве                                                                                       13

3.1.  Подобие  в творчестве                                                                            13

3.2.  Подобие  в кубизме                                                                                 15

4. Подобия внутри и вокруг нас                                                                        18

5. Подобие в науке                                                                                              21

5.1. Фракталы                                                                                                 22

5.1.1. Геометрические  фракталы                                                          23

5.1.2. Фрактальная  графика                                                                   27

5.2. Молекулярное  подобие                                                                           29

5.3. Подобие  в космосе                                                                                   31

6. Подобие  в костюме                                                                                          33

Заключение                                                                                                           48

Библиографический список                                                                                49

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С давних пор человек стремится окружать себя красивыми вещами. Уже предметы обихода жителей древности, которые, казалось бы, преследовали чисто утилитарную цель - служить хранилищем воды, оружием на охоте и т.д., демонстрируют стремление человека к красоте. На определенном этапе своего развития человек начал задаваться вопросом: почему тот или иной предмет является красивым и что является основой прекрасного? Уже в Древней Греции изучение сущности красоты, прекрасного, сформировалось в самостоятельную ветвь науки - эстетику, которая у античных философов была неотделима от космологии. Тогда же родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония.

В природе  всё находится в гармонии. Законы гармоничного формообразования природных объектов человек осваивает интуитивно. Анализ этого процесса привел к формированию теории композиции. Именно поэтому мы стремимся создавать гармоничные творческие произведения, ибо в конечном итоге художник ищет истину в красоте, а ученый - красоту в истине.

 Одним из приемов гармоничного формообразования природных объектов и творений человека является подобие.

Существует  легенда, что однажды Будда провел проповедь без единого слова. Он просто протянул цветок своим прихожанам. Это был известный "Цветок церемонии", то есть церемония на языке форм, немой язык цветов. Если рассматривать цветок вблизи и аналогично другие естественные и созданные человеком творения, то можно найти подобие и порядок, свойственные всем этим предметам. Этот порядок и подобие и есть Гармония, определяющая Красоту. Таким образом подобие является неотъемлемой частью гармонии, а вследствие всей жизни и творчества человека. Данный прием встречается в науке, в искусстве, в повседневной жизни, но человеку не свойственно замечать это.

Целью курсовой работы является изучение такого приема композиции, как подобие, а так же раскрытие всех сфер применения этого свойства.

Данная  работа является итоговой при изучении дисциплины «Художественно-графическая композиция» и предусмотрена с целью закрепления теоретического курса дисциплины, приобретения навыков системного анализа исследовательского материала по композиции.

Задачи:

  1. Изучение подобия в формировании природных объектов, геометрических объектов и объектов дизайна костюма;
  2. Систематизация исследовательского материала, поиск примеров;
  3. Композиционный анализ объектов дизайна костюма.

В курсовой работе проанализирован принцип  подобия в различных сферах жизни, были изучены основные принципы образования подобия.

Актуальность  работы заключается в том, что данный прием композиции прослеживается на многих уровнях жизни и творений человека, а так же на природных явлениях и научных процессах.

Новизна работы состоит в том, что  на основе полученных данных были проанализированы модели одежды последних коллекций известных кутюрье. Принцип подобия просматривается в каждом третьем образе, причем с совершенно разных сторон. Кто-то предпочитает подобие цвета, кто-то фактуры, кому то нравится играть с линиями, а кому то с формами. Так или иначе, данный прием композиции, это неотъемлемая часть дизайна костюма, которая придает ему особый вид и выразительность. 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДОБИЯ. ПОДОБИЕ В ПРИРОДЕ

 

Всё, что  нас окружает, поражает разнообразием  форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др.

Форма - это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.

Во всём окружающем мире человек стремится искать и устанавливать подобие форм. Человеческое восприятие ищет сходство между образами и это проявляется в его работе, творчестве, мировосприятии и во многих других сферах его деятельности.

 В быту можно найти много таких примеров. Похожи друг на друга носик слонёнка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха и т.д. (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Подобие форм в природе и быту

 

Подобия постоянно  встречаются в природе. Лучше  всего можно их можно проиллюстрировать, прибегнув к помощи геометрических фигур, обладающими свойствами бесконечного самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком т.е. каждый фрагмент фигуры повторяется при уменьшении масштаба. Явный пример подобия в природе представлен на рисунке 2, деревья, которые в мельчайших частях состоят из подобий самих себя

Рисунок 2 –  Ветки дерева состоят из подобия своих фрагментов

 

Так же часто  подобие встречается в овощах и в явлениях природы. На рисунке 3 изображен обычный лук, который  обладает свойствами вложенности.[22]

 

Рисунок 3 –  Слои лука подобные друг другу

 

На рисунке 4 изображена молния, которая состоит  из подобных линий.

Рисунок 4 –  Молния, состоящая из подобных линий

 

2. ПОДОБИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

 

В геометрии подобие – это  преобразование евклидова пространства, при котором для любых двух точек  ,   и их образов  ,   имеет место соотношение , где k – положительное число, называемое коэффициентом подобия.

Свойства подобия:

  • Подобие есть взаимно однозначное отображение евклидова пространства на себя.
  • Подобие сохраняет порядок точек на прямой, то есть если точка   лежит между точками  ,   и  ,  ,   — соответствующие их образы при некотором подобии, то   также лежит между точками   и  .
  • Точки, не лежащие на прямой, при любом подобии переходят в точки, не лежащие на одной прямой.
  • Подобие преобразует прямую в прямую, отрезок в отрезок, луч в луч, угол в угол, окружность в окружность.
  • При подобии угол сохраняет величину.
  • Подобие с коэффициентом  , преобразующее каждую прямую в параллельную ей прямую, является гомотетией с коэффициентом   или  .
  • Каждое подобие можно рассматривать как композицию движения   и некоторой гомотетии   с положительным коэффициентом.
  • Подобие называется собственным (несобственным), если движение   является собственным (несобственным). Собственное подобие сохраняет ориентацию фигур, а несобственное — изменяет ориентацию на противоположную.
  • Два треугольника являются подобными, еслиих соответственные углы равны, или стороны пропорциональны.
  • Площади подобных фигур пропорциональны квадратам их сходственных линий (например, сторон). Так, площади кругов пропорциональны отношению квадратов их диаметров (или радиусов).[19]

Признаки подобия треугольников.

1) Признак  подобия треугольников по двум  углам: если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

Рисунок 5 – Первый признак подобия треугольников

 

2) Признак  подобия треугольников по двум  сторонам и углу между ними: если две стороны одного треугольника  пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, образованные этими сторонами, равны, то треугольники подобны.

Рисунок 6 – Второй признак подобия треугольников

 

 

3) Признак  подобия треугольников по трем  сторонам:

- если  стороны одного треугольника  пропорциональны сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны. 

Рисунок 7 – Третий признак подобия треугольников

 

Подобие прямоугольных  треугольников.

Если  один из острых углов прямоугольного треугольника равен острому углу другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники подобны.

Катет прямоугольного треугольника есть среднее пропорциональное между гипотенузой и проекцией  этого катета на гипотенузу.

Рисунок 8 –  Подобие прямоугольных треугольников

 

 

Подобие многоугольников.

Если  стороны одного многоугольника пропорциональны  сторонам другого многоугольника и соответственные углы (т.е. углы, лежащие между  
пропорциональными сторонами) этих многоугольников равны, то такие многоугольники подобны.[28]

Рисунок 8 – Подобие многоугольников

Подобие геометрических фигур изображено на рисунке 9.

 

 

Рисунок 9 – Подобие геометрических фигур

 

3. ПОДОБИЕ В ИСКУССТВЕ

 

3.1. Подобие в творчестве

На создании образов  и подобий базируется любое творчество - художественное, музыкальное, литературное, танцевальное, артистическое - какое угодно. Можно сказать, что внутри творящего происходит метаморфоза возникшей идеи, которая затем воплощается в материальном подобии. Идея любви родила в Пушкине следующие образы:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась  ты,

Как мимолётное видение,

Как гений чистой красоты.

Выкиньте подобия  и эти строчки погибнут. Разумеется богом вдохновлённые мыслители древности не могли обойти вниманием наглядность и вездесущность Принципа Подобия. Ветхий Завет прямо говорит о причине вездесущия Подобия: И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Рисунок 10).

Информация о работе Подобие форм в природе и костюме