Древнегреческая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 22:20, реферат

Описание работы

Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.
Цель работы: определить сущность и значение философских категорий и понятий и рассмотреть Древнегреческую философию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ 4
Категории и понятия философского мировоззрения 4
Бытие как философская категория. Материя как субстанция 5
Сознание как субстанция 7
2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 9
2.1. Досократовские школы Древнегреческой философии: проблематика и содержание учений 9
2.2. Философское учение софистов 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Файлы: 1 файл

1_referat (2).doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ             3

1. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ   4

    1. Категории и понятия философского мировоззрения    4
    2. Бытие как философская категория. Материя как субстанция   5
    3. Сознание как субстанция         7

2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ                 9

2.1. Досократовские школы Древнегреческой философии: проблематика и содержание учений           9

2.2. Философское учение софистов        11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ            14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ             15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий и категорий. Категории - это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории – суть понятия, но не все понятия – категории. О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими понятиями.

          Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как "атом", "масса", "энергия" и др. Биология использует понятия "организм", "наследственность", "изменчивость" и т.д. Но наряду с этими, люди пользуются категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности.

          Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Возьмем, например, причинные связи. Они имеются и в физических процессах, и в живой природе, и в обществе, и в мышлении.

          Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.

Цель работы: определить сущность и значение философских категорий и понятий и рассмотреть Древнегреческую философию.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ.

 

1.1. Категории и понятия философского  мировоззрения.

          Для того чтобы понять сущность и своеобразие философии как типа мировоззрения, нужно остановиться прежде всего на анализе самого понятия «мировоззрение». Важно усвоить, что мировоззрение есть совокупность обобщенных взглядов на окружающую действительность, на мир в целом, выражение отношения человека к этому миру, к людям, к самому себе и к своему месту в мире.

          Исторически первой формой мировоззрения была мифология, возникшая в период становления человеческого общества. Ее характеризует образное, эмоциональное, целостное восприятие мира человеком, в котором он как бы растворяется, сливается с природой.

          В структуре мифологического мировоззрения господствуют представления и образы, уподобляющие природу явлениям повседневной человеческой жизни. Мифологическое мышление не знает абстрактных понятий, в нем отсутствует четкое различение необходимого и случайного, отдельного и общего, человеческого и природного, естественного и сверхъестественного, духовного и телесного, чисто умозрительного и реально существующего.1

          Как и мифология, религия обращается к воображению человека и его чувствам, однако, в отличие от мифа, она не смешивает земное и священное, а как бы удваивает мир - на земной и сверхприродный, божественный мир.

          Философия как мировоззрение охватывает фундаментальные основания целостного мира, уделяя особое внимание человеку. Ее интересуют вечные вопросы: Как произошел человек? В чем сущность человека и смысл жизни? Что такое истина, добро, справедливость, красота? Что есть жизнь и смерть? Что такое бессмертие? Сущность философии в том, что она позволяет теоретически осмыслить бытие, дает знания о всеобщих началах, связях, отношениях целостного и противоречивого мира, что она есть духовно-ценностное постижение жизни человека. Она оперирует предельно общими, всеобщими понятиями, называемыми категориями, и осмысливает общечеловеческие духовные ценности, а потому и является всеобщей методологией научного познания и духовной культуры, социально-культурной, созидательной деятельности человека, межличностного общения.

          Философские категории, такие, как материя, сознание, движение, пространство, время, причинность, возможность, необходимость, свобода, идеал, действительность, находятся в основании любого рода деятельности. А такие философские, понятия, как истина, прекрасное, добро, справедливость, мораль, нравственность, разум, возвышенное, героическое, гармония, творчество, культура, гуманизм, являются мировоззренческой основой культуры.

          Итак, в центре философии находится теоретически обобщенное рассмотрение мира в целом как всеобщей реальности, как единства природы, человека и общества. Со времени И. Канта (1724-1804), представителя классической философии, главным вопросом философского мировоззрения гуманистической направленности является вопрос: Что есть человек? Это краткое выражение самой глубокой сущности философии конкретизируется им в трех вопросах: что я могу знать (вопрос о возможностях разума и человеческого познания)? Что я должен делать (вопрос о применении полученных знаний в практической деятельности, о нравственном долге перед обществом, перед людьми и перед самим собой)? На что я могу надеяться (вопрос о духовных силах человека, осознавшего свое высокое при звание, благородный смысл жизни, опирающегося на силу чистой совести, народные традиции, солидарность добрых людей, силу на стоящей любви, крепость своего характера)? Заметим, что нами дана современная трактовка этих вопросов, отвечающая содержанию представлений классика философской мысли, выдающегося гуманиста.

1.2. Бытие как философская категория. Материя как субстанция.

          Категория бытия является исходной для философского осмысления мира, создания его обобщенной целостной картины. Бытие определяется как всеобщая реальность, охватывающая все сферы сущего, все области действительности. В учении о бытии (онтологии) антиподом бытия является небытие, хотя заметим, что последнее в истории философии не признавалось некоторыми философами (элейская школа Древней Греции).

          Бытие - это внутреннее единство неисчислимого множества существующих в их конкретной чувственности и целостности вещей, предметов, организмов, человеческих индивидов, состояний, явлений, процессов, структур, систем - их универсальная целостность.2

          Рассматривая основные формы бытия, следует выделить четыре его сферы: бытие природы; бытие человека с его культурой и специфической диалектикой материального и духовного; бытие духовного; бытие общества с особой диалектикой материального и идеального.

1. Бытие природы включает в  себя существование чрезвычайно  многообразных вещей, материальных  тел, состояний, процессов.

2. Бытие человека подразделяется  на мир вещей и процессов, воплощающих  результаты его культурного творчества (материальные ценности, достижения культуры), и собственно человеческое бытие.

3. Бытие духовного (идеального) прежде всего выражается в формах индивидуализированного духовного, духовной сфере человеческой жизни (это идеи, концепции, теории, идеалы, моральные, эстетические, художественные ценности, чувства, переживания и т.п.).

4. Бытие общества связано как  с функционированием и развитием  структур материального общественного  производства и соответствующих  им отношений, так и с результатами  духовной деятельности, плодами  духовной культуры.

          Для осмысления бытия мира как целого, как всеобщей реальности необходимо познание сущности мира, которая раскрывается глубже всего в выявлении первоначал, субстанций, определяющих основ бытия: материи и сознания (духа).

          Материя как субстанция отличается масштабом универсального взаимодействия входящих в нее структур, субстратов, материалов, форм движения, являющегося способом существования субстанции, спецификой всеобщих атрибутов - пространства и времени. Философское определение материи раскрывается как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Взаимосвязь материи и сознания образует ядро философского мировоззрения.

          Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма, или вид движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными пере плетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире. Биологическая форма движения материи - огромный сверхсложный комплекс взаимодействующих физических и химических структур. Взаимодействие всех форм движения материи лежит в основе раз вития Вселенной. Современная космология утверждает, что даже человек и общество есть такая системная и структурная функциональная организация движущейся материи, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе всей Метагалактики. Поэтому и социальная форма движения материи имеет космические предпосылки.3

1.3. Сознание как субстанция.

          Проблема сознания - одна из самых трудных в философии и науке. Это высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность с предварительным мысленным построением разумно мотивированных действий.        

          Благодаря ему личность от дает себе отчет как о том, что происходит в окружающем мире, так и о своем собственном духовном мире, о своей эмоциональной оценке действительности.

          Возникновение сознания неотделимо от появления речевого общения людей и языка как средства этого общения. Так как всякий труд - это коллективный труд, требующий согласованных действий, а также передачи жизненного опыта, то необходимы были и новые формы общения - речь, которая обозначает предметы, их свойства и отношения и таким образом выступает орудием мышления чело века. Благодаря речи сознание формируется и развивается как общественное явление, как духовный продукт человеческой истории.

          Материальной, физиологической основой (субстратом) сознания является условно-рефлекторная деятельность мозга и прежде всего его больших полушарий с их сложнейшей системной организацией, иерархированностью и дифференцированностью структур и процессов. Отражая в своем содержании объективный мир, сознание детерминируется природной и социальной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов - идеально. Идеальное выступает как субъективный образ объективного мира, как главный признак сознания, обусловленный социальной природой человека.

          Таким образом, сознание как процесс, подобно другим видам человеческой деятельности, носит опосредованный характер. Главными посредниками человеческого отражения мира выступают сначала орудия, затем словесные знаки, понятия и представления, духовные интересы и ценности других людей, их общностей. Объективируя свою сущность в орудиях и знаках, обмениваясь орудиями и знаками, плодами духовной деятельности, знаниями, овладевая культурным наследием, человек познает не только внешний мир, но и свой собственный, внутренний, осознает свою общность и индивидуальность относительно других людей.

          Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны со знания; это инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. В связи с этим возникает вопрос: в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное? Составляя относительно самостоятельные стороны единой психической реальности человека, они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать благоприятного единства. В бессознательном заключены большие возможности для оптимизации человеческой деятельности, особенно это касается творческой деятельности субъекта.

2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

2.1. Досократовские школы Древнегреческой философии: проблематика и содержание учений.

          Спецификой древнегреческой философии в её начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phisis – природа).

          Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало – из чего все произошло.4

          Родоначальник греческой философии Фалес, рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала – воды. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и разрушаясь, вновь превращаются в воду.

          Излагая учение Фалеса о воде как начале, великий греческий философ Аристотель употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, как крайняя точка, к которой мы приходим, отвлекаясь от конкретных состояний материи, первоначально, видоизменения которого и дают различные состояния.

          Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена таким первоначалом и субстратом всех вещей является бесконечная стихия – воздух. У Анаксимандра – апейрон («бесконечное») – неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.

          Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита - «О природе». Гераклит в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступает как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия.

Информация о работе Древнегреческая философия