Древнегреческая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:43, доклад

Описание работы

Философия зародилась практически одновременно в самых больших очагах древней цивилизации — Китае, Индии, Греции и Риме. Приблизительно тогда же она появилась в Древнем Вавилоне и Египте. Однако здесь философская мысль не достигла уровня, присущего более развитым рабовладельческим странам. Мы рассмотрим совокупность философских учений, развивавшихся в Древнегреческом (с конца VII в. до н. э. до начала VI в. н. э.) и в Древнеримском (со II в. до н. э. до начала VI в. н. э.) обществах. Это так называемая античная философия (от лат. antiguitas — древность, старина).

Файлы: 1 файл

философия древней греции.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Философия зародилась практически  одновременно в самых больших  очагах древней цивилизации —  Китае, Индии, Греции и Риме. Приблизительно тогда же она появилась в Древнем  Вавилоне и Египте. Однако здесь  философская мысль не достигла уровня, присущего более развитым рабовладельческим странам. Мы рассмотрим совокупность философских учений, развивавшихся в Древнегреческом (с конца VII в. до н. э. до начала VI в. н. э.)  и в Древнеримском (со II в. до н. э. до начала VI в. н. э.) обществах. Это так называемая античная философия (от лат.  antiguitas — древность, старина). Именно здесь вырабатывается стиль философствования и проблематика, определившие дальнейшее развитие философии на европейском континенте. Философия античного мира выросла из мифологии и эпоса греков, что отразилось на ее развитии. Основные характерные особенности этой философии таковы:

— наличие в ней значительного  количества мифологических и эпических  образов;

— присутствие элементов антропоморфизма (наделение предметов и явлений  природы внешностью и физическими свойствами человека);

— наивный пантеизм, т. е. отождествление богов с силами природы;

— увязывание естественных процессов  с моральной проблематикой и  оценка их в категориях «добра», «зла», «справедливости», «блага» и проч.;

— поиски первоначала всего сущего, что в более поздний период в новоевропейской философии возникнет как проблема субстанции. 

В развитии античной философии выделяют три основных этапа.

Первый этап охватывает VII—V вв. до н. э. Его называют натурфилософским, или ранней классикой. В центре внимания философов этого этапа стояли проблемы физики (природы), Космоса, Вселенной.

Второй этап охватывает V—IV вв. до н. э. и называют его периодом высокой  классики. В этот период происходит антропологический поворот в  греческой философии — четко обозначается тема человека в системе других проблем.

Третий этап в развитии античной философии (конец TV в. до н. э. — начало VI в. н. э.) именуется поздней классикой, или завершающим этапом античной философии. К нему, в свою очередь, относят периоды: эллинистической философии (IV — I вв. до н. э.), александрийской философии (I в. до н. э. — начало VI в. н. э.), древнеримской философии (II—VI вв.). Для этого этапа характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование идей и учений, созданных мыслителями-предшественниками. Кроме того, если на двух первых эта пах развития понятие античной философии совпадает с понятием древнегреческой философии, то на третьем этапе к ним прибавились и философские достижения других, культурно родственных Греции регионов. Рассмотрим названные этапы развития античной философии более детально.

Начинается античная философия  с появления натурфилософских идей, т. е. из философского осмысления природы. На греческом языке слово природа звучит как «фюзис», поэтому такую философию называли «физической», а философов этого периода — «физиками». Они интуитивно формировали субстанциональную модель мира с помощью выяснения первоосновы всего сущего как основы, сути. У истоков формирования натурфилософии стояла милетская школа (г. Милет, Малая Азия, VII в. до н. э.). Основателем школы был Фалес (около 624—547 гг. до н. э.), а его оследователями — Анаксимандр (610—546 гг. до н. э.) и Анаксимен (585—525 гг. до н. э.). Основное внимание представители этого течения сосредоточили на поисках той первоосновы, из которой возникают все конкретные предметы и явления. Вещи являются чем-то временным, они возникают и исчезают, а их основа является вечной, существует всегда. Фалес усматривал такую первооснову в воде, Анаксимандр считал, что ею является неопределенное начало, которое он назвал «апейрон», Анаксимен принял за первооснову воздух (схема 2.1). Выделение этих конкретных веществ в качестве «первоосновы» мира неслучайно. Именно вода своими наглядными преобразованиями в лед или пар наталкивает на мысль о возможности бесконечного количества метаморфоз, порождений из единой исходной (первой) формы целого множества качественно отличных форм. Воздух, в свою очередь, своим «всепроникновением» порождает представление о вещественной «заполненности» бытия, которое имеет способность «сгущаться» и «разрежаться», порождая таким образом все многообразие конкретных вещей в мире. Ведь вода, воздух и т. д. как «первоосновы» мира являются не просто обычными «ощутимыми» веществами, они одновременно являются «видимым», «вещественным» принципом, законом возникновения, существования и исчезновения конкретно-жизненного разнообразия вещей окружающего мира.

Идея «апейрона» также  не является отходом от вещественных представлений о первооснове мира, как иногда считают, поскольку эта идея является конкретно-чувственным представлением о первоначальном состоянии бытия — хаосе, «смешении», еще не упорядоченном, догармоничном бытие. Деятели милетской школы высказывали продуктивные предположения и в других сферах проблем. Фалес, например, был выдающимся математиком и астрономом. И все же главное их достижение — разработка идеи о мироздании; разработка, которая выявляет движение человеческой мысли от конкретного через абстрактное к углубленному осознанию реальности. Основные философские принципы милетской школы были развиты Гераклитом Эфесским (544—483 гг. до н. э.). Он усматривал первооснову мира в огне. Все возникает из огня и в огонь превращается. «Мир, единый из всего, — утверждал Гераклит, — не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно затухающим». В этих словах — идея о непостоянном, преходящем характере всего сущего. Гераклит — один из первых философов, заметивших, что одно и то же является вместе с тем и разным, противоположным. Он указывал, что существенное изменение — это преобразование в свою противоположность, что одна противоположность выявляет ценность другой, противоречивость сближает противоположности. Если исчезают противоречия, то исчезает движение, а если исчезает движение, то исчезает все. Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Движение — это жизнь. Вот почему Гераклита считают одним из основателей наивной диалектики. Гераклит первым начал размышлять над проблемами познания. Он подчеркивал трудности, которые возникают в процессе познания, неисчерпаемость предмета познания. Гераклитова философия считается вершиной интуитивно-диалектического понимания мира и природы человека. Следующей известной философской школой, существовавшей в западной части Великой Греции, т. е. в Южной Италии, была школа пифагорейцев. Ее основателем был Пифагор (ок. 580—500 гг. до и. э.). Источником и первоосновой мира для Пифагора является не то или иное природное вещество, а количественное отношение — число. Оно владеет вещами, моральными и духовными качествами. «Земной порядок должен соответствовать небесному.» Основой мира являются числа, которые и создают космический порядок. Единица — основа всего, линии создает двойка, поверхности — тройка, а тела — четверка. Числа выступают как самостоятельные сущности. Священной декадой является число 10, так как это подобие Вселенной с десятью небесными сферами и десятью светилами. В отличие от предшествующих философов, которые обращали внимание на качественную сторону вещей, Пифагор утверждал, что качество связано с количеством и сделал вывод: «число владеет вещами». Как конструктор новых понятий Пифагор считается первым, кто употребил понятия «философ», «философия». В VI в. до и. э. в южно-итальянском городе Элее возникает еще одна философская школа — элейская, последователей которой называют элеапшми. Если представители милетской школы брали за основу мира какую-либо материальную стихию (воду, огонь и др.), то в элеатской философии впервые в качестве такой основы берется неконкретное: не вещество, а начало, которое обозначается понятием «бытие». Наиболее глубокие идеи этой философии были разработаны Парменидом (ок. 540—480 гг. до н. э.) и Зеноном (ок. 490—430 гг. до н. э.). Парменид разделял мир на истинный и неистинный. Истинным есть бытие, поскольку оно вечно и неизменно, всегда тождественно самому себе. Мир конкретных вещей есть неистинное бытие, ведь вещи постоянно изменяются, сегодня они отличны от вчерашних, а завтра и вовсе исчезают. 

Логическое обоснование выводов  Парменида сделал Зенон. Развивая взгляды  учителя, он подчеркивал, что логически  невозможно представить множественность  вещей и допущение движения —  это приводит к противоречиям. В соответствии с принципами элейской школы Зенон разрывал чувственное и рациональное познание. Истинным признается только рациональное познание, а чувственное познание считается ограниченным, противоречивым. Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и неизменности бытия являются апории (логические затруднения) Зенона, которые доказывали: если предположить существование движения, то возникают неразрешимые противоречия.

Современником Зенона был Эмпедокл (ок. 490—430 гг. до 'н. э.) — автор философских поэм, врач, инженер, философ. Он был основателем школы эволюционизма. Эмпедокл принял в качестве первоосновы мира все четыре традиционные стихии: землю, воду, воздух и огонь. Эти первоосновы у Эмпедокла не переводят одна в другую, они пассивны. А потому, по Эмпедоклу, источником Вселенной является борьба двух психических начал: Любви и Ненависти. Любовь -- космическая причина единства и добра. Ненависть — причина разрозненности и зла. После Эмпедокла утверждается оригинальная философская школа ноологии, или концепция всемирного разума. Разработал ее Анаксагор (500—428 гг. до н. э.). Вопреки своим предшественникам Анаксагор отвергал стихии как начала. Для него первичны все без исключения состояния вещества. Один из последних представителей элейской школы Мелисс (его акме приходится на 440 г. до н. э.) доказывал бесконечность бытия в пространстве и времени, сформулировал закон сохранения бытия, суть которого выразил в формуле «из ничего ничто не возникает». Значительным этапом в развитии античной философии была школа атомизма. Идеи об атомистической природе мира развивали Левкипп (ок. 500—440 гг. до н. э.) и Демокрит (ок. 460—370 гг. до н. э.). Философское наследие Левкиппа и Демокрита сложно разделить (хотя существуют разные точки зрения на эту проблему), поэтому их учение, как правило, рассматривают вместе. Левкипп и Демокрит, в отличие от представителей других философских школ, признают бытие (атомы) и небытие (пустоту). Атом, по их мнению, — это наименьшая частичка бытия, она неделима, вечна и неизменна. Атомы отличаются по величине, форме, порядку расположения. Они свободно двигаются в пустоте, а столкнувшись, изменяют порядок движения. Причины движения атомисты не описывают. Атомы сами по себе бескачественны. Из атомов состоит и душа. После смерти тела атомы души тоже распадаются, поэтому душа является смертной. На поверхности вещей находятся более легкие, летучие атомы. Они «втягиваются» нами при дыхании, и благодаря органам чувств мы имеем определенные образы предметов и представления о них. Познание, по Демокриту, имеет два вида: «темный» путь познания

осуществляется с помощью чувств и дает человеку видимый мир предметов, образованных взаимодействием атомов в пустоте; «светлый» путь познания осуществляется с помощью мышления и дает понимание атомов и пустоты, т. е. сути вещей и мира. К «темному познанию» относятся зрение, слух, обоняние, вкус, осязание: когда они уже не способны ни видеть весьма малое, ни слышать, ни воспринимать обонянием, осязанием или вкусом, а исследование должно перейти к более тонкому познанию, тогда «на сцену выходит» мышление («светлое познание») — наиболее тонкий познавательный орган. Результатом познавательного процесса для человека является истина — правильное знание о сути вещей и мира, а конечным следствием — мудрость. Мудрость как талант познания дает три плода — дар хорошо думать, дар хорошо говорить, дар хорошо действовать. Древнегреческая натурфилософия развивалась динамично, демонстрируя этим некоторые общие закономерности движения человеческого мышления — от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от недифференцированной проблематики к дифференцированной, от неосознанного к осознанному, выдвинув целый ряд продуктивных для европейской цивилизации идей и теорий. Период высокой классики античной философии берет свое начало во второй половине V в. до н. э. (схема 2.2). В этот период четко проявляется тяготение к теме человека в совокупности других философских проблем. Наиболее ярко эта тенденция находит проявление у софистов (от греч.  sophistes — мудрость), которые

стали первыми платными учителями  философии. Позднее софизмом стали  называть философское направление, представите ли которого основное внимание уделяли не систематическому освоению учениками знаний, а использованию приобретенных знаний в дискуссиях. К наиболее выдающимся представителям софистов относятся Протагор (ок. 481—411 гг. до н. э.), Горгий (ок. 483—375 гг. до н. э.) и др. Исходный принцип софистов, формулированный Протагором, звучал так: «Человек — мера всех вещей». То, что приносит человеку удовлетворение, — хорошо, а то, что причиняет страдание, — плохо. В рамках теории познания многие из софистов стали релятивистами, полагали, что познание действительности невозможно. Так, Горгий считал, что в теории познания действуют три тезиса. Первый: ничего не существует. Второй: если что-то и существует, его невозможно познать. Третий: если что-то и возможно познать, то эти знания невозможно передать и объяснить другому. Софисты не только учили риторике и философии, но занимались еще шматематикой, поэзией, музыкой, астрономией, исследованием языка. Софисты положили начало критическому отношению к традициям, обычаям, верованиям греков. Однако их учение содержало и опасные тенденции. Если человек сам творец своих обычаев, то каждый может претендовать на их создание. Творчество оборачивается своеволием. Подобные выводы из учения софистов делали как непосредственные ученики, так и последователи, отдаленные от них на целые века.  

Огромное влияние на античную и  мировую философию оказал Сократ (469—399 гг. до н. э.). Он родился в бедной афинской семье, жил и учился в Афинах, а потом и сам обучал в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен, Аристин, Эвклид из Мегары. Он активно подвергал критике софистов за то, что те «учат мудрости за плату», утверждал, что существуют такие человеческие качества, которые у человека от бота и священны (это красота, мудрость и проч.), поэтому непристойно, аморально торговать ими. Наиболее выдающимся из непосредственных учеников Сократа был Платон (428—347 гг. до н. э.). Он происходил из афинского аристократического рода. Настоящее его имя — Аристокл, а Платон — прозвище (от греч. platus — широкоплечий). Платон был основателем философской школы, называвшейся Академией. Это — первый известнейший философ, практически все произведения которого дошли до нашего времени. Свои труды он писал в форме диалога. Среди них: «Апология Сократа», «Законы», «Пир», «Государство», «Федр», «Тимей» и др.

В 367 году до н. э. слушателем Академии Платона становится семнадцатилетний Аристотель — один из величайших древнегреческих философов (384—322 гг. до н. э.). Со временем он стал учителем сына македонского царя Филиппа Н — Александра, будущего выдающегося полководца. Аристотель оставил после себя огромное творческое наследие (150 научных работ и трактатов). Известнейшими его произведениями являются «Метафизика» (учение о бытии), «Органон» (рассматриваются проблемы логики), психологический трактат «О душе», этические произведения «Эвдемова этика», «Большая этика», политико-экономические труды «Политика» и «Экономика». Богатым на разнообразные школы был и завершающий цикл античной философии (поздняя классика). Остановимся на идеях авторитетнейших школ этого этапа (схема 2.3). Эпикуреизм. Основателем школы был последователь Демокрита Эпикур (342—270 гг. до н. э.). Основное его произведение — «О природе». Эпикур учил, что главная цель философии — счастье человека, которое возможно через познание законов мира. Для достижения своей цели философия формирует и включает в себя три вида знания: физику (учение о природе и ее законах), канонику (учение о познании), этику (учение о достижении человеком счастья). Все явления природы и Вселенной Эпикур объяснял различными соединениями бессмертных атомов, которые отличаются не только по форме и величине, как у Демокрита, но и по весу. Их прямолинейное движение сочетается со спонтанными, внутренне обусловленными отклонениями в сторону от прямой линии, которая закладывает основы свободы не только естественной, но и индивидуальной (человеческой), — становится возможным свободный выбор, независимый от предопределенности, т. е. появляется возможность выбора из нескольких жизненных вариантов, возможность «избежать» обреченности.

Информация о работе Древнегреческая философия