Древнегреческая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:23, реферат

Описание работы

Древнегреческая философия выросла и развивалась в благоприятных социально-экономических условиях, связанных с переходом от раннерабовладельческого к зрелому рабовладельческому обществу. Она формировалась в процессе качественного преобразования мифологического мировоззрения под воздействием становящейся науки. В отличие от мифологии философия не признавала первенства надприродного по отношению к природному, она подчиняла или растворяла его в природном и натуралистически объясняла мир. Противоречие между философским и мифологическим мышлением способствовало развитию философских идей древности. Это противоречие оставалось основным до тех пор, пока сама философия (в Греции это произошло в V в.) не разделилась на два лагеря: материализм и идеализм.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Не было мощных телескопов. Лучи лазеров не проникали на расстояния в миллиарды световых лет. Спектральный анализ не раскрывал свойств невероятно отдалённых космических тел. Но человеческая мысль уже бороздила Вселенную на такое же расстояние, как и современная, — в бесконечность. И это было возможно потому, что в античной философии диалектическое мышление выступало ещё в своей первоначальной, естественной простоте, не нарушаемой теми препятствиями, которые создала сама себе метафизика в XVII—XVIII вв.

   Древнегреческая философия выросла и развивалась в благоприятных социально-экономических условиях, связанных с переходом от раннерабовладельческого к зрелому рабовладельческому обществу. Она формировалась в процессе качественного преобразования мифологического мировоззрения под воздействием становящейся науки. В отличие от мифологии философия не признавала первенства надприродного по отношению к природному, она подчиняла или растворяла его в природном и натуралистически объясняла мир. Противоречие между философским и мифологическим мышлением способствовало развитию философских идей древности. Это противоречие оставалось основным до тех пор, пока сама философия (в Греции это произошло в V в.) не разделилась на два лагеря: материализм и идеализм.

  Внутри  философии возникли  новые  вопросы и “апории” — затруднения и противоречия. Первые философы пытались определить первооснову, фундаментальное вещество мира. Затем обнаружились противоречия между движением и покоем, между единым и многим, между сущностью вещей и явлением, наконец, между физическим и психическим. Каждая философская школа решала эти вопросы по-своему, развивая при этом зачатки различных областей науки и мировоззренческие взгляды.

 

 

 

Элеаты

IV век до н.э. – это век упрочнения и расцвета античной рабовладельческой демократии. В большинстве греческих городов – государств, таких, как Афины, Агригент. Милет, Эфес, усилились экономически и политически новые слои рабовладельцев, связанных с развитием ремесел, торговли и боровшихся против власти старой рабовлачельческо-земледельческой знати. Это была эпоха внутреннго расцвета греческих государств. Не только политическая, но и научная жизнь била ключом в греческих городах – государствах (полисах). К этому времени уже появилсь величайшие писатели античности – Эсхил, Софокл, Еврипид. В тоже время появляются творцы классической греческой скульптуры – Фидий и Поликлет. Рост влияния новых городов, продолжавшееся оживление общественной жизни в греческих государствах принесли с собой дальнейший расцвет античной науки и материалистической философии.

Философия окончательно выделилась из единого, нерасчленненного знания, отделившись от религии, мифологии, конкретных наук. В это время сформировались основные философские понятия и категории, возникли основные философские направления. Многие исследователи считают, что учение об атомах возникло как ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как разрешение обнаружившегося противоречия между чувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью, ярко выразившегося в “апориях” Зенона.

Впервые у элеатов из натурфилософии — умозрительного истолкования природы, рассматриваемой в её целостности, — начинает выделяться философия. Этот важнейший шаг в истории мысли сопровождался возникновением негативного отношения к первым философам; рациональное знание, дающее философскую картину мира как умопостигаемой сущности вещей, объявляется единственно истинным, чувственное же знание, дающее натурфилософскую картину мира как мира явлений, — неистинным.

Философская школа элеатов, как и Пифагорейский союз, возникла в «Великой Элладе», в Элее. Главные представители школы – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Учение элеатов – новый шаг в становлении древнегреческой философии, в развитии ее категорий, в том числе категории субстанции. У ионийцев субстанция еще физична, у пифагорейцев – математична, у элеатов она уже философична, ибо эта субстанция – бытие. Более того, именно элеаты поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т.е. основной вопрос философии. Поэтому можно сказать, что формирование античной философии заканчивается в школе элеатов, именно там протофилософия становится философией.

Ксенофан происходил из Ионии, из полиса Колофона. Время жизни философа определяется из его слов: «Вот уже семьдесят семь лет, как я с моими думами ношусь по эллинской земле, перед тем мне было от рождения… двадцать пять лет». «Носиться»  же  Ксенофану пришлось потому, что Колофон был захвачен персами в 546-545 гг. до н. э. Отсюда следует, что Ксенофан родился около 570 г. до н. э.  и был жив еще в 478 г. до н. э. Лишенный  родины, Ксенофан вел полную превратностей жизнь странствующего поэта-аэда.  Сатира Ксенофана была также направлена против ходячего религиозно-мифологического мировоззрения греков.

Учение Парменида стало основой философии элеатов. Именно Парменид развил понятие единого миробога Ксенофана в понятии единого бытия и поставил вопрос о соотношении бытия и мышления. Вместе с тем Парменид был метафизиком: он учил о неизменности бытия. Если Гераклит думал, что все течет, то Парменид утверждал, что в сущности все неизменно. Парменид и элейцы делали вывод, что бытие едино, цельно, непрерывно, однородно, неизменно и неподвижно. Не может быть ничего другого, кроме бытия, и отсюда замечательный вывод: бытие не возникает и не гибнет. Но отсюда и отрицание движения (двигаться бытие может только в небытие, а его нет), и отрицание изменения бытия во времени (не могло быть и не будет ничего другого, отличного от того, что есть в настоящем).

  Элейское бытие было понято как вся Вселенная, как совокупность всех вещей, и как таковая она не могла возникнуть из несуществующего или превратиться в ничто. Но это бытие стало из единого множественным, состоящим из бесконечного числа атомов, из которых каждый является неделимым, однородным, целостным, неизменным, полным, как элейское “единое бытие”. Атомы постоянно движутся, а следовательно, бытие стало описываться как прерывное, и это было правильное решение. “Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого”. Но движение — это, согласно элейцам, переход в небытие; Левкипп и Демокрит допустили существование небытия — пустоты. Понятие  пустоты  привело  к  понятию  пространственной   бесконечности.

В центре внимания Парменида две главнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления. Собственная точка зрения Парменида вытекает, по-видимому, из тезиса, что бытие и небытие нетождественны, т. е. Что бытие существует, а небытие не существует.

Парменид впервые прибегает к  доказательству  философского тезиса. До него философы главным образом изрекали, в лучшем случае они опирались на  аналогии и метафоры. У Парменида же  мы  находим  подлинное доказательство. Небытие не существует потому, что «небытие возможно ни познать, ни в слове выразить». Иначе говоря, «то, что не есть, невыразимо, немыслимо». Однако это доказательство само должно быть доказано.

Не следует искать у философа больше того, что у него есть. Парменид еще не различал разное значение бытия, на что обратил внимание уже Аристотель и его последователи – перипатетики. Евдем писал: «Пожалуй, можно не удивляться тому, что Парменид увлекся не заслуживающими доверия рассуждениями и был введен в заблуждение такими [предметами], которые тогда еще не были ясны. Ибо тогда еще никто не говорил о многих значениях [бытия]». Парменид просто не различает предметы мысли и мысли о предмете. Его сбивает с толку то, что мысль о предмете, а также выражающее эту мысль слово существуют, что,  «и слово, и мысль бытием должны быть».

У Парменида получается, что если мысль о небытии существует, то существует и то, что мыслится в мысли о небытии, т. е. небытие, и что оно существует не в качестве небытия, а в качестве бытия, потому что то, что существует, есть бытие, а не небытие. Это рассуждение не верно. Ведь одно дело мысль о предмете, а другое – предмет мысли. Можно мыслить и то, чего нет. Всякий проект – пример этому.

 

Атомистическое учение Демокрита

В философии элеатов выясняются вопросы об отношении бытия и небытия и об отношении бытия и мышления, т. е. решается основной вопрос философии. В атомистической системе мы находим все перечисленные учения, иначе осмысленные и дополненные.

Даже важнейшие принципы — принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимание физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения — всё это было уже заложено в философских системах, предшествующих атомизму. Атомизм Демокрита отвечал на вопросы, поставленные его временем. Именно это обусловило его большое влияние на дальнейшее развитие философии.

 Все биографические данные о Демокрите сильно разняться. По словам Диогена Лаэрцкого, он родился в 460-457 гг. до нашей эры. Пословам Фрасила, в 470 году. Также разнятся и сроки его жизни – одни говорят, что 90 лет, некоторые 85, иные 104 другие 109. Родился Демокрит в городе Абдеры. По одним данным: он был сыном Гегестрата, по другим – Афинокрита. По словам исследователей, он выбрал меньшую часть отцовского наследства (в основном состоящую из денег) и отправился в путешествие.  Демокрит много и долго путешествовал. После продолжительных странствий, Демокрит вернулся в Абдеры. Путешествия Демокрита и его личные связи с философами и выдающимися учеными ряда стран в известной мере способствовали возникновению такой совершенной по тому времени материалистической системы, какой являлось учение Демокрита.

  Демокрит считал, что от высшей мудрости человек имеет три результата: он должен и может хорошо мыслить, он должен хорошо говорить. И он должен хорошо делать. Хорошо делать, с точки зрения Демокрита, это значит придерживаться «золотой середины»: не вдаваться в крайности ни в накоплении богатств, ни в политических воззрениях.

  Метафизическая черта древней атомистики проявилась также  в  понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накапливания или  уменьшения, соединения или разъединения постоянных “кирпичиков”  бытия.  Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются  в  другие.

Превращаются  и  отдельные  вещи,  ибо  вечные  атомы  не   могут   исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в  результате разрушения старого целого, разъединения  атомов,  которые  затем  составляют новое целое.  По Демокриту, атомы неделимы, они абсолютно плотны и  не  имеют физических частей. Но во всех телах  они  сочетаются  так,  что  между  ними остается хотя бы минимальное количество пустоты, от этих  промежутков  между атомами зависит консистенция тел.

Кроме признаков элейского бытия атомы обладают свойствами пифагорейского “предела”. Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот,  пустота, как “беспредельная”, ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного  бытия  –  формы. Атомы чувственно не  воспринимаемы.  Они  похожи  на  пылинки,  носящиеся  в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой  величины,  пока  на  них  не упадет луч солнца, проникающий через окно  в  помещение.  Но  атомы  гораздо меньше  этих  пылинок,  только  луч  мысли,  разума  может   обнаружить   их  существование. Они невоспринимаемы еще и  по  тому,  что  не  имеют  обычных чувственных качеств – цвета, запаха, вкуса и др.

   Демокрит  открыл  свои неделимые атомы. Но физический атом не совпадал с математической точкой.  По Демокриту, атомы имели разные размеры и формы,  фигуры,  одни  были  больше, другие меньше. Он допускал,  что  есть  атомы  крючкообразные, якоревидные, шероховатые, угловатые, изогнутые –  иначе  бы  не  сцеплялись  бы  друг  с другом.

Демокрит считал, что атомы неделимы физически,  но  мысленно  в  них можно выделить части –  точки,  которые  нельзя  отторгнуть,  они  не  имеют своего  веса,  но  они  тоже  являются  протяженными.  Это  не  нулевая,   а минимальная величина, дальше неделимая, мысленная  часть  атома  –  “амера”.

Суть  учения Демокрита сводилась к двум основным положениям:

1. Атомы вечно движется в  окружающей  их  пустоте.  По  отношению  к  атому   место, занимаемое им, совершенно случайно.

2.  Все  вещи  образуются  из  сочетания  атомов:  все   многообразие   мира  проистекает из их соединения  и разделения.  Атомы,  которые  находятся  в постоянном   движении,   соединяясь,   образуют   вещи.    Когда    атомы разъединяются, вещи гибнут.

В  своей  картине  строения  материи  Демокрит   исходил   из   принципа, выдвинутого предшествующей философией – принципа сохранения  бытия  “ни  что не возникает из нечего”. Он связывал его с  вечностью  времени  и  движения, что означало определенное понимание единства  материи  (атомов)  и  форм  ее существования. И если элейцы считали, что этот принцип  относится  только  к “истинно  сущему”,  то  Демокрит  относил  его   к   реальному,   объективно существующему миру, природе.

Атомистическая картина мира не сложная, но она грандиозна.  Учение  об атомном строении было самым научным по своим принципам и самым  убедительным из всех, созданных философами ранее. Оно отметало решительным образом  массу религиозно-мифологических   представлений    о    надприродном    мире,    о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой  пустоте, их  столкновения  и   сцепления   –   это   простейшая   модель   причинного взаимодействия.

Демокритовская  картина  мира - это уже ярко  выраженный материализм, такое философское  миропонимание  было  в  условиях  древности максимально противоположно мифологическому миропониманию.

Авторы, сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали  его  математику. Аристотель и последующие математики ее  резко  отвергли,  поэтому  она  была забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различие атомов и амеру Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомы неделимыми  и  физически и теоретически, но последняя точка зрения  ведет  к  большим  противоречиям. Атомистическая теория  математики  существовала,  она  возродилась  в  школе Эпикура.

Информация о работе Древнегреческая философия