Человек перед лицом смерти и в поисках бессмертия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:48, реферат

Описание работы

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.

Содержание работы

Введение. 3
1. Проблема смерти. 5
1.1. Смысл смерти. 5
1.2. Трагедия и парадокс смерти. 7
2. Проблема бессмертия 10
2.1. Бессмертие божественного в человеке. 10
2.2. Бессмертие личности. 14
3. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира 17
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Человек перед лицом смерти и в поисках бессмертия.docx

— 56.45 Кб (Скачать файл)

Для большинства людей  достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое  существо обычно должно снова и снова  перевоплощаться. Но это будет путь восхождения к "высшей мудрости", достигнув которой существо сможет выйти из "круговорота бытия", завершить цепь своих перерождений.

Спокойное и умиротворенное отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение  к самоубийству;  оно считается  не столь греховным, сколько  бессмысленным,    ибо   не   освобождает человека от круга рождений и смертей, а  только приводит к рождению в более  низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей  личности, ибо, по словам Будды, "природа  личности есть непрерывная смерть".

Концепции смерти и бессмертия, основанные на безрелигиозном и атеистическом  подходе к миру и человеку. Безрелигиозных  людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь - это все, а смерть - непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь бессмысленной.  Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.

Для верующего тут все  ясно, а для неверующего возникает  альтернатива трех возможных путей  решения этой проблемы.

Первый  путь - это принять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в мире невозможно полное уничтожение даже элементарной частицы, и действуют законы сохранения. Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем. Следовательно, частицы нашего "я" после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше "я". Более того, этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клети эпителия, выпадают волосы и т.д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе невозможно не в действительности ни в мыслях. Это две стороны одной медали. 

Второй  путь - обретение бессмертия в делах человеческих, в плодах материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идет космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов. Если же для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остается открытым.

Третий  путь к бессмертию, как правило, выбирают люди, масштаб деятельности которых не выходит за рамки их дома и ближайшего окружения. Не ожидая вечного блаженства или вечных мук, не вдаваясь в "хитрости" разума,  соединяющего микрокосмос (т.е. человека) с макрокосмосом, миллионы людей просто плывут в потоке жизни, ощущая себя, его частицей. Бессмертие для них - не в вечной памяти облагодетельствованного человечества, а в повседневных делах и заботах. "Веровать в бога не трудно.... Нет вы в человека уверуйте!" - Чехов написал это, вовсе не предполагая, что именно он, сам, станет примером такого типа отношения к жизни и смерти.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из "горячих" точек естественнонаучного  и гуманитарного знания. Интерес  к проблеме смерти обусловлен несколькими  причинами.

Во-первых, это ситуация глобального  цивилизованного кризиса, который  в принципе может привести к самоуничтожению  человечества.

Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни  и смерти человека в связи с  общей ситуацией на Земле.

Почти полтора миллиарда  жителей планеты живут в полной нищете и еще один миллиард приближается к отметке, полтора миллиарда  землян лишены какой-либо медицинской  помощи, миллиард людей не умеют  читать и писать. В мире 700 миллионов  безработных. Миллионы людей во всех уголках земного шара страдают от расизма, агрессивного национализма.

Это приводит к выраженному  обесцениванию человеческой жизни, к презрению жизни как своей, так и другого человека. Вакханалия терроризма, рост числа немотивированных убийств и насилия, а также  самоубийств - это симптомы глобальной патологии человечества на рубеже XX - XXI  вв.  В то же время на рубеже 60-х годов в странах Запада появилась биоэтика - комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, биологии, медицины и ряда других дисциплин. Она явилась своеобразной реакцией на новые проблемы жизни и смерти.

Это совпало с ростом интереса к правам человека, в том числе  и по отношению к телесному  собственному и духовному бытию  и реакции общества на угрозу жизни  на Земле, вследствие обострения глобальных проблем человечества.

Если у человека есть нечто  вроде инстинкта смерти (о чем  писал З.Фрейд), то каждый имеет естественное, врожденное право не только жить, каким  он родился, но и умереть в человеческих условиях. Одной из особенностей XX в. является то, что гуманизм и гуманные отношения между людьми являются основой и залогом выживания  для человечества. Если раньше любые  социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство  людей выживет и восстановит  разрушенное, то сейчас витальность  можно считать понятием, производным  от гуманизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Философия.   Учебное пособие для студентов.  1997 г.
  2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
  3. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991.
  4. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990.
  5. Культурология.  Учебное пособие и хрестоматия для студентов.   

 

 




Информация о работе Человек перед лицом смерти и в поисках бессмертия