Человек перед лицом смерти и в поисках бессмертия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:48, реферат

Описание работы

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.

Содержание работы

Введение. 3
1. Проблема смерти. 5
1.1. Смысл смерти. 5
1.2. Трагедия и парадокс смерти. 7
2. Проблема бессмертия 10
2.1. Бессмертие божественного в человеке. 10
2.2. Бессмертие личности. 14
3. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира 17
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Человек перед лицом смерти и в поисках бессмертия.docx

— 56.45 Кб (Скачать файл)

Человеческая личность реальнее всего мира, она есть нумен против феноменов, она в ядре своем принадлежит  вечности. Но этого не видно извне, видно лишь изнутри. Человеческая душа ограничена телом, зависит от природной  необходимости, но она внутренне  бесконечна. Жизнь от рождения до смерти есть лишь маленький отрезок вечной судьбы. Человек ищет личного бессмертия, не бессмертия в объекте, а бессмертия в субъекте. Очень важно сознать, что только вечное реально. Все невечное, переходящее не имеет подлинной  реальности. Ницше говорит, что для  радости, счастья мгновения нужна  была вечность и все оправдано.

 

 

    1. Бессмертие личности

 

Бессмертие в родовой  жизни, в детях и внуках, как  и бессмертие в нации, в государстве, в социальном коллективе, ничего общего не имеет с бессмертием человека. Очень сложно и таинственно отношение  между личностью и полом. Пол  есть безличное, родовое в человеке, и этим отличается от эроса, который  носит личный характер. С одной  стороны, половая энергия есть помеха в борьбе за личность и спиритуализацию, она раздавливает человека своей  натуральной безликостью, а с  другой стороны, она может переключаться  в творческую энергию, и творческая энергия требует, чтобы человек  не был бесполым существом. Но настоящее  преображение и просветление человека требует победы над полом, который  есть знак падшести человека. С преодолением пола связано и изменение человеческого  сознания. Бессмертие связано с состоянием сознания. Только целостное сознание, не раздвоенное, не разлагающееся на элементы и не слагающееся из элементов, ведет к бессмертию. Бессмертие в  человеке связано также с памятью. Бессмертие есть просветленная память. Самое же страшное в жизни есть переживание безвозвратности, непоправимости, абсолютной утери.

Человек стремится к целостному бессмертию, к бессмертию человека, а не бессмертию сверхчеловека, интеллекта, идеального в себе начала, к бессмертию личного, а не безлично-общего. Проблему смерти связывают также с проблемой  сна. Сновидение, говорит Фехнер, есть потеря умственного синтеза. Лишь освобождение сознания от исключительной власти феноменального мира раскрывает перспективу бессмертия.

Кошмарны перспективы  бесконечных перевоплощений, перспективы  совершенной потери личности в безликом Божестве и более всего перспектива  возможности вечных адских мук. И  если поверить в возможность бесконечного существования в условиях нашей  жизни, которая часто напоминает ад, то это также было бы кошмаром, и вызывало бы желание смерти. У  индусов перевоплощение было пессимистическим верованием. Буддизм, прежде всего, учит пути освобождения от мук перевоплощения. Верование в перевоплощение безблагодатное, и не дает освобождения от кармы. В  нем безвыходность, нет выхода времени  в вечность. Кроме того, учение о  перевоплощении оправдывает социальную несправедливость, кастовый строй. Ауробиндо  говорит, что тот, кто поддается  печали и боли, кто раб ощущений, кто занят эфемерными предметами, не знает бессмертия.

Л. Толстой признает личную жизнь ложной жизнью, и личность не может наследовать бессмертия. Смерти нет, когда преодолевается личная жизнь. Учение Ницше о вечном возвращении  есть античная греческая идея, которая  знает лишь космическое время  и целиком отдает человека во власть космического круговорота. Это кошмар того же типа, что идея бесконечного перевоплощения.

Наиболее персоналистический и человеческий, человечный характер носит учение Н. Федорова о воскрешении. Он требует возвращения жизни  всем умершим предкам, не соглашается, чтобы кто-либо из умерших был  рассматриваем как средство для  грядущего, для торжества каких-либо безличных объектных начал. И  речь идет о воскрешении целостного человека. Это не должно быть пассивным  ожиданием воскресения мертвых, а активным участием, т.е. воскрешением.

Кошмарная идея ада связана  была со смешением вечности и бесконечности. Но совершенно нелепа идея вечного  ада. Ад есть не вечность, никакой вечности нет, кроме вечности божественной. Ад есть плохая бесконечность, невозможность  выйти из времени в вечность. Это  есть кошмарный призрак, порожденный  объективацией человеческого существования, погруженного во время нашего эона. Если бы существовал вечный ад, это  было бы окончательной неудачей и  поражением Бога, осуждением миротворения, как дьявольской комедии.

Тема бессмертия человека заняла свое место в материалистическом мировоззрении. Материализм, всегда стремившийся понять мир без каких-либо субъективистских в него привнесений, с таких позиций  развивал и данную тему. Однако материалисты античности исповедовали не столько  стихийную диалектику, сколько механицизм, особенно в форме атомизма.

Идеалистическая система  доказательств посмертного существования  личности включает в себя немало и  рациональных доводов. Например, Сократ говорил, что подобно тому, как  сон противоположен бодрствованию  и переходы между ними суть пробуждение  и засыпание, противоположностью жизни  является смерть, а переходом между  ними - умирание и оживление. Поскольку же природа не должна хромать на одну ногу, умирание надо дополнить оживлением. И Сократ заключает: ”Поистине существуют и оживление, и возникновение живых из мертвых. Существуют и души умерших, и добрые между ними испытывают лучшую долю, а дурные - худшую”. Сократ также верит и в переселение душ.

Китайский философ Ян Чжу (ок.440 - 360 до н.э.) говорил, что смерть равняет всех: ”При жизни существуют различия - это различия между умными и глупыми, знатными и низкими. В  смерти существует тождество - это тождество  смрада и разложения, исчезновения и уничтожения… Умирают и десятилетний, и столетний; умирают и добродетельный, и мудрый; умирают и злой, и  глупый”.

Ян Чжу категорически  отрицал возможность личного  бессмертия: ”Согласно законам природы, нет ничего, что не умирало бы. Долгая жизнь человеку ни к чему. Если человек раз уже о чем-то слышал и, если он уже прошел через  все это, то и сто лет покажутся  ему достаточным сроком, чтобы  все ему крайне надоело: ни тем  более ли горькой показалась бы ему  долгая жизнь?”. Если за свою долгую жизнь  человек не осуществил своего назначения, она не будет достойной и правильной, проживи он хоть 10000 лет. Но Ян Чжу  решительно против преждевременного пресечения жизни: ”Раз уже человек живет, то он должен принимать жизнь легко, предоставив ее естественному течению  и исполнять до конца ее требования, чтобы спокойно ожидать прихода  смерти. Когда же придет смерть, то и  к ней следует отнестись легко, предоставив ее естественному течению, и принять до конца то, что она  принесет, чтобы оставить свободу  исчезновению. Зачем в страхе медлить  или торопиться в этом промежутке между рождением и смертью? ”.

Согласно учению черваков (древнеиндийская школа философии), существование мира обусловлено  самопроизвольными комбинациями материальных элементов, и потому нет необходимости  допускать бытие бога - творца. Можно  обойтись без веры в бессмертие души. То, что люди называют душой, на самом  деле есть обладающее сознанием живое  тело. Существование души вне тела недоказуемо, поэтому и бессмертие ее доказать нельзя. После смерти организм снова разлагается на первоначальные элементы, соответствующей комбинацией  которых он был. Человек в реальном мире испытывает и наслаждения, и  страдания. Устранить последние  полностью нельзя, однако их можно  свести к минимуму, а первые, наоборот, к максимуму. Религиозные же понятия  о добродетели и пороке - выдумка  авторов священных книг.

Гераклит понимал смерть как элемент диалектики мирового процесса: ”Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля - воды смертью. Огня смерть - воздуха рождение, и воздуха смерть - воды рожденье. Из смерти земли рождается вода. Из смерти воды рождается воздух, из смерти воздуха - огонь, и наоборот”. В этот круговорот он включает и  душу, которая ему представляется материальной, одним из переходных состояний огня. Смерть и бессмертие он рассматривал как единство противоположностей: ”Бессмертные - смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают”.

 

 

  1. ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ, ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ В РЕЛИГИЯХ МИРА

 

Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым  религиям - христианству, исламу и буддизму и цивилизациям, на них основанным.

 Христианское понимание смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: "День смерти лучше дня рождения" и новозаветной заповеди Христа"... я имею ключи от ада и смерти". Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность.

Таким образом, целью жизни  человека является обожение, движение к жизни вечной. Без осознания  этого, земная жизнь превращается в  сон, пустую и праздную мечту, мыльный  пузырь. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в который  час не думаете, приидет сын Человеческий".  Чтобы жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, "в пустую и глупую шутку", необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают мириады душ, добрых и злых и где каждая новая  входит на радость или муку. По образному  выражению одного из нравственных иерархов: "Умирающий человек - заходящее  светило, заря которого уже блещет над  другим миром". Смерть разрушает  не тело, а тленность его и поэтому  она - не конец, а начало жизни вечной.

Иное понимание бессмертия христианство связало с образом "Вечного жида" Агасфера. Когда  изнемогающий под тяжестью креста Иисус  шел на Голгофу и захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: "Иди, иди", за что и был покаран - ему навсегда было отказано в покое  могилы. Из века в век обречен  он скитаться по миру, дожидаясь  второго пришествия Христа, который  один может лишить его постылого  бессмертия.

Образ "горного" Иерусалима связан с отсутствием там болезни, смерти, голода, холода, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там  жизнь без труда и радость  без печали, здоровье без немощи и честь без опасности. Все  в цветущей юности и возрасте Христа утешаются блаженством, вкушают  плоды мира, любви, радости и веселья, причем "друг друга любят как  себя". Евангелист Лука так определил  суть христианского подхода к  жизни и смерти: "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо  у него все живы". Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит  себе, его жизнь и смерть " в  воле Божьей". 

 Другая мировая религия - ислам - исходит из факта сотворенности человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. На вопрос человека: "Разве, когда я умру, я буду известен живым?", Аллах дает ответ: "Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а  был он ничем?".  В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все будет  уничтожено,  а  умершие  воскреснут  и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную  жизнь  является необходимой,поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной  перспективы.

Разрушение всей Вселенной  в день Справедливого суда предполагает творение совершенно нового мира. О  каждом человеке будет представлена "запись" деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий  приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может  находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает  самоубийство.

Описание рая и ада  в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью  удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай - это прекрасные "сады вечности, внизу которых текут  реки из воды, молока и вина"; там  же  "чистые супруги",  "полногрудые  сверстницы", а также "черноокие  и большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга".  Сидящих  на коврах и опирающихся на зеленые  подушки обходят "мальчики вечно  юные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц".  Ад для грешников - огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева "заккум", похожие  на голову дьявола, а их удел - "вопли  и рев".  Спрашивать Аллаха о  смертном часе нельзя, так как знание об этом только у него, а " что тебе дано знать, - может быть, час уже  близок".

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы:  "Бессмертен ли познавший истину или смертен он?", а также: может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признается только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.

Буддизм не стал опровергать  развитое брахманизмом учение о переселении  душ, т.е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма  существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных  для каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний модно  достичь "хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым  купцом и т.д., то буддизм объявил  всякое перевоплощение, все виды бытия  неизбежным несчастьем и злом. Поэтому  высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и  достижение нирваны, т.е. небытия.

Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся  в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность  цепи природных рождений. "Дхаммапада" утверждает, что "рождение вновь  и вновь - горестно". Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления, блаженного "острова", находящегося в глубине сердца человека, где ""ничем не владеют" и "ничего не жаждут". Известный символ нирваны - угашение вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского  понимания смерти и бессмертия. Как  говорил Будда: "Один день жизни  человека, видевшего бессмертную  стезю, лучше столетнего существования  человека, не видевшего высшей жизни".

Информация о работе Человек перед лицом смерти и в поисках бессмертия