Арьес Ф. Человек перед лицом смерти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Какую роль играет смерть в восприятии людьми картины мира? Одинаково ли оно было в разные эпохи? На эти вопросы попытался ответить Филипп Арьес в монографии «Человек перед лицом смерти». Мне кажется, что данная тема как никогда актуальна - страны Востока охвачены революциями, человечество находится под угрозой экологической катастрофы, всемирная паутина предсказывает каждый месяц очередной конец света. По моему мнению, это не может не отражаться на переживаниях людей. Сегодня мы все чаще задумываемся над смертью. Тем не менее, проблема жизни и смерти волновала великие умы на протяжении веков, но своего пика достигла, пожалуй, в 70-е и 80-е гг. XX века с появление культуры повседневности и интереса к ее изучению.

Файлы: 1 файл

Мельнёва Д.Е. ОМО ИЭУП, 1 курс, 2 группа.docx

— 26.77 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


 

 

 

 

Эссе

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти

 

 

 

 

 

Выполнил:

                                                                            студентка 1 курса ОМО ИЭУП,

                                    группа № 2

                                                                  Мельнёва Дарья Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2011

Что такое смерть? Какую роль играет смерть в восприятии людьми картины мира? Одинаково ли оно было в разные эпохи? На эти вопросы попытался ответить Филипп Арьес в монографии «Человек перед лицом смерти». Мне кажется, что данная тема как никогда актуальна - страны Востока охвачены революциями, человечество находится под угрозой экологической катастрофы, всемирная паутина предсказывает каждый месяц очередной конец света. По моему мнению, это не может не отражаться на переживаниях людей. Сегодня мы все чаще задумываемся над смертью. Тем не менее, проблема жизни и смерти волновала великие умы на протяжении веков, но своего пика достигла, пожалуй, в 70-е и 80-е гг. XX века с появление культуры повседневности и интереса к ее изучению. В этот период появляется множество занимательных, но в то же время дискуссионных работ. Однако первым, кто попытался рассмотреть эволюция осознания смерти как феномен повседневности, был Ф.Арьес.

Ф.Арьес выделяет пять этапов в изменении установок по отношению к смерти. Ф.Арьес выделяет этапы  по четырем «параметрам»1: 1) самосознание; 2) защита общества от дикой природы; 3) вера в продолжение существования после смерти; 4) вера в существование зла. С их помощью он характеризует каждый из этапов. На каждом конкретном этапе смерть имеет название, в котором отражается суть установок по отношению к ней. Изменение хотя бы одного из параметров ведет к появлению нового этапа в восприятии смерти. По мнению автора, изменения параметров породили пять  основных этапов.

На первом этапе, охватывающий большой период времени от древних времен до раннего Средневековья, отношение к смерти можно обозначить таким выражением, как «все умрем». Эту смерть Ф.Арьес называет «прирученной смертью» (la mort apprivoisée)2. Таким образом, автор подчеркивает обыденность данного явления, оно не внушало людям страха. Исходя из вышеперечисленных параметров, Ф.Арьес делает вывод, что «смерть – не личная драма, а испытание для всей общины…она пробивает брешь в системе защиты, воздвигнутой обществом против дикой природы»3.

Второй этап (XI-XIII вв.) эволюции отношения к смерти Ф.Арьес назвал «смерть своя» (la mort de soi)4. Одной из главных причин изменения отношения к смерти автор видит появление в обществе духа индивидуализма. По мнению Ф.Арьеса, «окончательное запрятывание мертвого тела и практика завещания» - две наиболее характерные черты данного этапа. Автор считает, что «одно компенсирует другое – и традиционный уклад смерти удерживается, несмотря на патетику и индивидуалистическую ностальгию по истекшей жизни, сквозящую в завещаниях»5.

Третий этап (XVI-XVIII вв.) эволюции восприятия смерти – «смерть далекая и близкая» (la mort longue et proche)6. Этот этап интересен тем, что происходит своеобразный откат, поскольку происходит изменение второго параметра, то есть разрушение механизмов защиты от природы: «…к смерти возвращается их дикая, неукрощённая сущность»7.

Четвертый этап(XIX в.) эволюции в переживании смерти – «смерть твоя» (la mort de toi)8. Главную роль в становлении этого этапа сыграло изменение первого параметра: индивидуального самосознания. По мнению Ф.Арьеса, смерть олицетворяет разлука с близкими людьми и начинает восприниматься как невыносимая. Смерть ждут, она становится единственным способом встретиться с любимым человеком. Предвкушение той встречи превращает страха смерти в чувство прекрасного.

На пятом этапе (XX в.) развивается страх перед смертью и самим ее упоминанием. Ф.Арьес называет этот этап эволюции «смерть перевернутая» (la mort inversée)9. Автор говорит о том, что общество восстало против смерти, «…точнее, оно стыдится смерти, больше стыдится, чем страшится… оно ведет себя так, как будто смерти не существует»10. Ф.Арьес считает необходимым признать реальность смерти: «смерть должна только стать выходом, скромным, но достойным, человека умиротворенного за пределы общества…»11.

Таким образом, Ф.Арьес утверждает, что изменение отношения к смерти ведет к изменению культуры, и с этим сложно поспорить. Несмотря на сложность изложения, мнение автора показалось мне убедительным и достаточно аргументированным. Читая данную монографию, мне порой казалось, что я рассуждаю вместе с автором, настолько мне близка и понятно его точка зрения. Особенный интерес вызвал у меня пятый этап эволюции - «смерть перевернутая». Раньше, в силу своего возраста, я не задумывалась над тем, что такое смерть и как общество воспринимает это явление. Теперь же «посмотрев» на окружающие меня события, я убедилась, действительно сообщество людей пытается избежать самого факта смерти. Возможно потому, что он вызывает негативные эмоции, плохо отражается на психологическом состоянии здоровья конкретного человека, что может снизить его работоспособность, а в условиях рынка привести к спаду производства, убыткам… Темпы современной жизни настолько возросли, люди строят бесконечные планы, все время спешат, бояться не успеть что-то сделать, и единственное, что может им во всем этом помешать является смерть. Видимо поэтому ее и «стыдятся».

Подводя итог, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что Ф.Арьес был первопроходцем, «Колумбом» в истории смерти. Его работа позволила создать широкую дискуссионную площадку не только для современников, но и, надеюсь, для будущих поколений. Источники человеческих знаний неиссякаемы, и я уверена, что тема затронутая Ф.Арьесом еще не раз будет являться предметом жарких споров как исследователей, так и философов.

1-11 – Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. –М., 1992


Информация о работе Арьес Ф. Человек перед лицом смерти