Будущее человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:48, реферат

Описание работы

Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией научного знания о мире. Существует множество концепций и сценариев развития будущего человеческого будущего. Большая часть утопий посвящена проблемам будущего общества и относится к разряду социальных. Но некоторые из них затрагивают проблемы науки, техники, технических вопросов градостроительства, здравоохранения и т.д., лишь косвенно касаясь социальной стороны дела.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

Введение

Будущее всегда имело очень специальное  место в философии и, в общем, в людском разуме. Это поистине большое место, потому что люди нуждаются в предсказаниях того, что же с ними произойдет.

На самом деле,  мы  называем будущим ту  особую силу, заставляющую человека прилагать множество усилий, чтобы  жить не только сегодняшним днем, заботиться не только о  детях (как это делают все животные), но и о внуках, строить здания на века, творить искусство, развивать науку и технику, исследовать вселенную – и просто  часами мечтательно думать.

Формирование представлений о  будущем находилось в тесной связи  с эволюцией научного знания о  мире. Существует множество концепций  и сценариев развития будущего человеческого  будущего. Большая часть утопий посвящена  проблемам будущего общества и относится  к разряду социальных. Но некоторые  из них затрагивают проблемы науки, техники, технических вопросов градостроительства, здравоохранения и т.д., лишь косвенно касаясь социальной стороны дела.

Так или иначе, как говорится, человек  предполагает, а Бог располагает, и даже ели не рассматривать такие  крайности как утопия или предсказания конца света, а только перечитать известные прогнозы будущего от грамотных  ученых, великих людей своей эпохи, то, спустя время, и эти предсказания можно считать абсурдными. Но, тем  не менее многое, что совсем недавно  имело место лишь в воображении  фантастов-писателей, теперь  является неотъемным атрибутом жизни современного человека.

 

 

 

1.Что такое  будущее?

Будущее — часть линии времени, множество событий, которые ещё не произошли, но произойдут. Ввиду того, что события характеризуются как временем, так и местом, будущее занимает область пространственно–временного континуума.

Будущее всегда имело очень  специальное место в философии и, в общем, в людском разуме. Это поистине большое место, потому что люди нуждаются в предсказаниях того, что же с ними произойдет. И основными вопросами являются:  что оно такое, это будущее? Как формируется и в каких пределах можно на него влиять? Насколько фатален тот или иной прогноз? Полезно ли знать наперед, что ожидает в будущем? 

Существуют две наиболее популярные и при этом противоположные  точки зрения на тему будущего. 

Теория первая. Наше будущее  жестко предопределено, существует судьба, (карма, рок, фатум) и человек в  ней ничего не в силах изменить. Жизнь человека похожа на движение поезда по рельсам с одной колеей, от рождения и до смерти все заложено в расписание этого поезда и единственное что можно, это крутить головой, наслаждаясь пейзажем.

Теория вторая. Человек сам хозяин своей судьбы и как хочет, так и строит свою жизнь. Существуют мириады альтернатив и любой выбор, делаемый человеком, способен открыть (или закрыть) брезжащие на горизонте перспективы. Высшие силы при этом или не существуют вовсе или неспособны внести в жизнь человека ничего без его согласия.

Но скорее всего, что и  та и другая точка зрения не отражает настоящего положения вещей, а истина, как это часто происходит, находится  посередине. Для иллюстрации, представьте  такую ситуацию: вы выходите из дома, и замечаете, что идет дождь. Если проводить аналогию, то дождь это событие, которое вы изменить не в силах, он начнется и закончится тогда, когда придет его время. Но у вас есть выбор, взять с собой зонтик или нет, радостно побежать по лужам или потащиться, матерясь в пасмурное небо, проклиная холодную противную воду. Есть еще сотни вариантов того, как можно использовать свое право выбирать, единственное, что не получится – убрать дождь.

Если посмотреть на этот пример с точки зрения третей, например предсказания на картах, то есть силы, которые влияют на вашу жизнь независимо от ваших пожеланий и есть ваш  выбор, какие действия совершать  в предложенных обстоятельствах.

Есть еще множество  обстоятельств, которые приводят к  предопределенности будущего. Это, как  минимум, человеческие привычки и автоматизмы. Большинство людей живет как  на «автопилоте», не осознавая, что  практически все их действия являются повторением предыдущего опыта. Ум человека не заинтересован в создании нового и предпочитает превращать человеческую жизнь в бег по знакомому и  оттого безопасному кругу. Ушел со старой работы, пришел на новую, повторяешь на ней привычные действия, отношения, и через некоторое время попадаешь  в полностью аналогичную ситуацию как на предыдущей. Поменялся антураж  и декорации, но суть действий человека осталась прежней.  Это справедливо как для жизни определенного человека, так и для исторических событий человеческого общества  в целом.

2.Концепция прогресса

Идея прогресса вошла  в науку как секуляризированная версия христианской веры в провидение. В библейских чаяниях пророков нашел  отражение образ будущего как  священного, предопределенного и  необратимого процесса развития человечества, ведомого Божественной волей. Но истоки этой идеи можно обнаружить значительно раньше, в древнегреческой философской традиции. Платон в «Законах» и Аристотель в «Политике» рассуждали о совершенствовании социально–политической организации, которая развивается от семьи и первобытной общины до греческого полиса (города–государства).

В средние века Р.Бэкон  попытался использовать идею прогресса  в области идей. Он предположил, что  научные знания, накапливаясь с течением времени, все более совершенствуются и обогащаются. И в этом смысле каждое новое поколение в науке  способно видеть лучше и дальше своих  предшественников. Широко известны сегодня  слова Бернарда из Шартра: современные  ученые — это карлики, стоящие  на плечах гигантов.

В Новое время движущие силы прогресса стали искать в  естественной области. Согласно Г.Спенсеру, прогресс в обществе, как и в  природе, подчиняется всеобщему  принципу эволюции — непрерывно возрастающей сложности внутренней организации  и функционирования. Концепция прогресса  распространяется на развитие всеобщей истории, внедряется в литературу и  искусство. Разнообразие социальных порядков в разных цивилизациях стали объяснять  различными стадиями прогрессивного развития. Была построена своеобразная «лестница  прогресса», на вершине которой находятся  самые развитые и цивилизованные западные общества, а ниже, на разных ступенях —другие культуры, в зависимости  от уровня их развития. Концепция прогресса  вестернизировалась, положив начало европоцентризму и америкоцентризму.  

Наконец, в Новейшее время  решающую роль в прогрессивном развитии стали отводить человеку. Р.Нисбет, обобщая представления о прогрессе  классиков социально–политической мысли, подчеркивает, что в целом  классическую концепцию можно представить  как идею постепенного освобождения человечества от невежества и страха по пути к все более высоким уровням цивилизации.

Классики полагали, что  такое движение будет продолжаться в настоящем и будущем, невзирая на случайные отклонения. Большинство  из них было убеждено в том, что  прогресс можно сохранить на всех уровнях, во всех основных структурах общества и в результате достичь  для всех полного процветания. Речь шла о наиболее полной реализации таких ценностей, как свобода, равенство, социальная справедливость и экономическое  изобилие. Классическая концепция опиралась  на понятие необратимого линейного  времени, где прогресс является положительно оцениваемой разницей между прошлым  и настоящим или настоящим  и будущим. 

Среди критериев прогресса  наиболее часто встречались: совершенствование  религии (А.Блаженный, Ж.Бусе), рост научных  знаний (Ж.Кондорсе, Дж.Вико, О.Конт), справедливость и равенство (Т.Мор, Т.Кампанелла, К.Маркс), рост индивидуальной свободы в совокупности с развитием морали (И.Кант, Э.Дюркгейм), господство над природой (Г.Спенсер), развитие техники, индустриализация, урбанизация (К.Сен–Симон).

Рубеж ХIХ–ХХ веков по праву  называют триумфом идеи прогресса, поскольку  в то время дух романтического оптимизма сопровождал всеобщую уверенность в том, что наука  и технология способны гарантировать  непрерывное улучшение общественной жизни.

Концепция человеческого  будущего в сознании цивилизаций, представляющих время в виде линии, проходящей из прошлого в будущее, тесно связана  с понятием прогресса. Объективно, количественно измерить прогресс сложно. Измерение индустриального прогресса можно осуществить за счёт увеличения уровня энергопотребления. На этом основана шкала цивилизаций Кардашева.

В информационную эру мерилом  может быть быстрота микропроцессоров (см. закон Мура) — подобную классификацию цивилизаций выдвигал Карл Саган. Этот критерий, как и предыдущий, может быть сочтён технократическим.

С развитием и совершенствованием оружия человечество получило в свои руки более мощные средства разрушения, при том, что в XX веке в первой, второй мировых войнах и других конфликтах пострадало свыше 100 млн человек и средства массового поражения существуют и продолжают разрабатываться, можно усомниться в том, что прогресс заключается лишь в развитии техники. Важнейшим фактором прогресса является человеческий потенциал.

В соответствии с концепцией Гуманизма (от лат. humanitas — человечность) — «в центре находится идея человека как высшей ценности по отношению к самому человеку и относительная в ряду других ценностей мира и общества», прогресс может также заключаться в распространении высоких моральных и нравственных норм.

Несмотря на переход от индустриальной эпохи к информационной, количество потребляемых ресурсов с  каждым годом растёт. В связи с  этим высказывается мнение, что колонизация космоса неизбежна, так как на планете Земля есть лишь ограниченное количество доступных ресурсов и мест для жизни.

Интеллектуальные поиски сегодня идут в двух основных направлениях. Первое определяет воцарившийся пессимизм, рисующий мрачные образы дегенерации, разрушения и упадка. Разочарование  в научно–технической рациональности привело к распространению иррационализма и мистицизма. Логике и рассудку все чаще противопоставляется роль интуиции, эмоций, сферы подсознательного. Радикальные постмодернистские  концепции утверждают, что современная  культура утратила надежные критерии отличия реальности от мифа, прекрасного  от безобразного, порока от добродетели. Они подчеркивают, что мы вступили в эпоху «высшей свободы» — свободы от традиции, морали, прогресса.

В то же время начались активные поиски альтернативных концепций прогресса, способных дать человечеству позитивные ориентиры на будущее, избегая необоснованных иллюзий. Постмодернистские концепции  прогресса прежде всего отвергли традиционные версии теории развития с ее детерминизмом, фатализмом и  финализмом. Большинство из них выбрали  другой, вероятностный подход к развитию общества и культуры. Р.Нисбет, И.Уоллерстайн, А.Этциони, М.Арчер, У.Бакли в своих  теоретических концепциях трактуют прогресс как возможность достигнуть улучшения, которое с определенной вероятностью может наступить, но может  оказаться и нереализованным.

Будущее также может мыслиться  как совокупность проектов, и речь может и должна идти о его конструировании. Сущность этого подхода состоит в том, чтобы в нормальной повседневной деятельности людей найти движущие силы прогрессивного развития. Как справедливо замечает К.Лэш, «уверенность в том, что улучшения могут произойти только благодаря человеческим усилиям, обеспечивает решение загадки, которая в противном случае просто неразрешима». 
Концепция человеческого будущего в сознании цивилизаций, представляющих время в виде линии, проходящей из прошлого в будущее, тесно связана с понятием прогресса. Но  Земля  имеет лишь ограниченное количество доступных ресурсов и мест для жизни. Интеллектуальные поиски сегодня идут в двух основных направлениях. Разочарование в научно–технической рациональности привело к распространению иррационализма и мистицизма. В то же время начались активные поиски альтернативных концепций прогресса, способных дать человечеству позитивные ориентиры на будущее, избегая необоснованных иллюзий.

3.Прогнозирование  и различные сценарии будущего

Формирование представлений  о будущем находилось в тесной связи с эволюцией первобытной  мифологии от примитивных мифов–сказок, фантастически истолковывавших  наиболее простые явления природы, к мифам, объясняющим установление родовых нравов и обычаев, затем  происхождение людей и мира в  целом, а также судьбу умерших. На этой основе сформировались самые древние  из существующих — религиозные концепции будущего.

Помимо сравнительно примитивных  концепций такого плана, которые  либо не дожили до наших дней, либо не имеют значительного распространения, выделяются две, связанные с существующими  мировыми религиями:

а) сложившаяся в I тысячелетии  до н.э. и более развитая индуистско–буддистско–джайнистская концепция, согласно которой история  представляется в виде постоянной смены  циклов регресса (охватывающих миллионы лет) — от «золотого века» к  «концу света», затем «сотворения  нового мира», вновь регресса и т.д. без конца. Счастливое будущее с  таких позиций видится в том, чтобы «добродетельным поведением»избавиться  от бесконечных «перевоплощений» души после смерти, от этого вечного  «коловращения»мироздания и попасть  в «нирвану»— качественно иное состояние, при котором отсутствуют и  желания, и страдания. Такие взгляды  характерны для современной религиозной  идеологии в обширном регионе  Юго–Восточной Азии, и с ними приходится сталкиваться на международных  конференциях или в «литературе  о будущем»стран указанного региона;

б) сложившаяся в I тысячелетии  до н.э. — I тысячелетии н.э. и менее  развитая иудаистско–христианско–исламская концепция, согласно которой «история будущего» представляется в виде прихода «спасителя–мессии», установления «царства божия», наступления «конца света», «Страшного суда», наконец, опять–таки перехода в качественно новое  состояние, «вечного блаженства» для  праведников и «вечных мук» для  грешников. С такими взглядами также приходится сталкиваться на конференциях и в литературе, причем, если это касается христианства, их пропаганда становится все активнее, поскольку частью верующих в очередной раз ожидается «конец света».

В I тысячелетии до н.э. следом за религиозными концепциями будущего и в тесной связи с ними стали  развиваться утопические концепции. Они отличались от религиозных тем, что «иное будущее» человечества определялось не сверхъестественными  силами, а самими людьми, их разумом  и действиями.

Первые представления  о лучшем будущем не в «ином  мире», а на Земле, первые утопии возникли во второй половине I тысячелетия до н.э. в Древней Греции и в Китае, где уровень философской мысли  был относительно высок, а религия  не подавляла ее так сильно, как  в Египте, Персии, Индии. Вопреки  утверждениям ряда историков, буржуазных и тем более социалистических утопий тогда еще не появлялось. Утопии носили характер либо идеализации  родового строя (Лао–цзы, Мо–цзы, Эвгемер, Ямбул), либо «рационализации» рабовладения (Конфуций, Платон), а позднее —  феодализма (Шан Ян и др.).

Информация о работе Будущее человечества