Будущее человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:48, реферат

Описание работы

Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией научного знания о мире. Существует множество концепций и сценариев развития будущего человеческого будущего. Большая часть утопий посвящена проблемам будущего общества и относится к разряду социальных. Но некоторые из них затрагивают проблемы науки, техники, технических вопросов градостроительства, здравоохранения и т.д., лишь косвенно касаясь социальной стороны дела.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

Развитие религиозных  и утопических представлений  о будущем в древнем мире сопровождалось зарождением представления об истории  как процессе, обладающем определенными  закономерностями. К середине 1–го  тысячелетия до н.э. эти представления  приобрели характер философско–исторических  концепций будущего. Постепенно сформировались три основных концепции, существующие до сих пор: регресс от «золотого  века» в древности к гибели культуры, бесконечные циклы подъемов и падения культуры в круговороте  одних и тех же стадий развития, прогресс от низшего к высшему.

Взгляд на исторические события  как на этапы вечной эволюции мира, охватывающей прошлое, настоящее и  будущее, обнаруживается и в древнеиндийской (школы Чарвака и особенно Санкхья), и в древнекитайской (Мэн–цзы, Чжуан–цзы), и в древнегреческой философии (Гесиод, Платон, Аристотель). Философы пытались вскрыть закономерности исторических циклов, найти факторы, которые обусловливают  их смену. Из концепции «золотого  века» выросла теория «естественного состояния»(школы киников и стоиков). Софисты, а затем Демокрит и Эпикур противопоставили ей идею прогресса. И  стоики, и эпикурейцы бились над  проблемой детерминизма в историческом процессе, причем последние развивали  теорию «общественного договора”, что  само по себе было покушением на господствовавшую тогда идею провиденциализма.

Теория циклов была настолько  детально разработана в трудах Полибия (II в. до н.э.), что некоторые историки считают все аналогичные концепции  вплоть до современных (Гумплович, Парето, Шпенглер, Сорокин, Тойнби) лишь развитием  его взглядов. Преобладавшей долгое время концепции регресса от «золотого  века» (Сенека, Цицерон, Вергилий, Тибулл, Овидий) была с новой силой противопоставлена  идея прогресса (Лукреций). Это было выдающимся достижением античной мысли. Концепции регресса и циклов не случайно оставались долгое время господствующими: первая проистекала из наблюдений над  мучительным процессом разложения родового строя и становления  классового общества; вторая обусловливалась  медленными темпами исторического  развития. Нужен был высокий уровень  философского мышления, чтобы за сложными перипетиями развития общества разглядеть линию прогресса.

Воинствующий клерикализм  средневековья надолго подавил  все теории исторического развития, кроме концепции регресса. Лишь к  концу этого периода отмечается новый проблеск идеи прогресса (технического) у Р. Бэкона и новая, более глубокая разработка теории циклов у Ибн–Хальдуна, который пытался решить проблему исторического детерминизма, исследуя влияние на развитие общества географических и иных факторов.

В эпохи Возрождения и  Просвещения вновь выдвинулись  на первый план концепции циклов (Макиавелли, Вико) и прогресса. Вико вплотную приблизился  к идее развития не по кругу, а по спирали. Что же касается прогресса, то одни философы пытались связать  его с божественным провидением (Боден, Лейбниц, Лессинг), другие искали его корни в материальных факторах (Монтень, Ф. Бэкон, Декарт, Спиноза). Клерикалы (Боссюэ и др.) тщетно защищали позиции  провиденциализма. Энциклопедисты, особенно Вольтер, наносили им удар за ударом. Именно с Вольтера начинается развитие философии  истории в современном смысле. Тюрго, Кондорсе, Годвин объясняли прогресс уже не божественным предопределением, а совершенствованием разума и влиянием разного рода внешних факторов. Сторонники концепции прогресса все шире использовали теории «естественного состояния»и  исторического детерминизма, поставив их на службу идеологии Великой французской  революции.

Большая часть утопий посвящена  проблемам будущего общества и относится  к разряду социальных. Но некоторые  из них затрагивают проблемы науки, техники, технических вопросов градостроительства, здравоохранения и т.д., лишь косвенно касаясь социальной стороны дела.  

 

3.1 Оптимистические  прогнозы будущего

Многие известные марксисты  в рамках своего видения развития цивилизации неоднократно постулировали  наступление коммунизма как неизбежного  социального будущего.

В сложился образ будущего, в котором существует межзвёздная  человеческая цивилизация, иногда включенная в более сложную систему цивилизаций иных разумных рас.

Вселенная Звёздный путь живописует гуманистическое и оптимистическое  будущее. В нём создана межпланетная Федерация, исповедующая принципы терпимости и невмешательства.

Правда, и во Вселенной  Звёздный путь, идут бесконечные космические  войны землян с боргами, кардасианами и др. Во Вселенной Дэвида Вебера идут беспрерывные войны потомков землян между собой.

Оптимизм же здесь состоит  в том, что человечество пережило Карибский кризис, выжило и распространилось среди звёзд.

Интересно, что к XXII веку отнесено время действия Звёздного  пути, Вавилона 5, Матрицы(хотя Матрицу  сложно назвать оптимистическим  сценарием).

Земная цивилизация осознает свой исторический выбор и встанет на вечный и бесконечный путь развития в свете новой парадигмы мировоззрения.

Одной из основных и наиболее общих характеристик развития человеческого  общества предполагается возникновение  искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект или будет создан людьми, или самозародится в сети (эмержентная эволюция). Искусственный интеллект будущего будет иметь следующие преимущества над интеллектом человека:

1.  скорость распространения сигналов между нейронами — 100 м/с, а между микросхемами — 300 000 км/с (скорость света), при этом и время срабатывания у нейронов мозга человека примерно в миллиард раз меньше по сравнению с кремниевыми элементами (на сегодня) и этот разрыв продолжает нарастать;

2. количество нейронов в мозгу человека ~ 10 миллиардов, у ИИ — практически без ограничений;

3. срок функционирования ИИ скорее всего соизмерим со сроком жизни звезды (миллиарды лет), в частности, например, вследствие возможного переписывания «души» — программы ИИ из одной электронной среды в другую;

4.  при управлении цивилизацией не будет сказываться «человеческий фактор» (у любого человека всегда есть недостатки, а так же, возможно, непонимание приоритетов развития);

5. непосредственная «вживляемость» ИИ в электронно–компьютерные сети, всё более опутывающие планету (то есть мгновенная одновременная обработка и управление миллиардами каналов).

В последние десятилетия  в мире развивается новая прикладная область ИИ, специализирующаяся на искусственных нейронных сетях, уже дающую применения результатов  в реальных приложениях. Нейросети  оказались очень эффективными для  предсказания временных последовательностей (таких, например, как курс валют  или котировки акций), для анализа  и оценки рисков, предсказания электропотребления жилищными массивами городов.

Помимо инвестиционных задач, искусственные нейронные сети начали широко использоваться в медицинской  диагностике. Ведется интенсивное  исследование и применение нейрокомпьютерной  технологии при создании военной  техники.

После обучения нейронная  сеть становится моделью, которую можно  применить к новым данным с  целью прогнозирования.

3.2 Пессимистические  сценарии будущего

Теории гибели западной цивилизации  не обязательно включают в себя пессимистический сценарий будущего, так как могут  предполагать торжество других цивилизаций  и культур.

В связи с развитием  нанотехнологий получил в последнее  время в прессе популярность сценарий «серая слизь», согласно которому вышедшие из под контроля само–реплицирующиеся нанороботы поглотят всю биомассу Земли. Однако такой сценарий маловероятен, если источник управления будет находиться рядом с этими роботами, то есть будут предприняты соответствующие меры предосторожности.

Библейское откровение о  будущем представляет из себя наступление  Апокалипсиса, включающего в себя рождение Антихриста, второе пришествие Иисуса Христа, страшный Суд.

Согласно пессимистическому  сценарию энергетического кризиса, энергии просто не хватит на поддержание  нашей высокотехнологической цивилизации  и мир вернется к доиндустриальному  состоянию.

3.3 Судьба исторических  предсказаний

Всегда интересно изучать, что думали люди далекого и не очень  прошлого о нашем времени, и сравнивать то, что предсказывали или пытались предсказать ученые, с текущей  ситуацией. Наука меняется каждый год, включая общую и прикладную науку, и благодаря этому сложно предсказать, что будет через год, а не через  десятилетия. Тем не менее, многие ученые стараются делать прогнозы, которые  противоречат реальности сегодняшнего дня.  Ниже приведены цитаты известных ученых о их видении будущего.

«В то время, как теоретически и технически телевидение может  быть реальностью, я не верю в его  коммерческий и финансовый успех, развитие ТВ–технологий – даром потраченное  время.» – Ли ДиФорест, 1926.

«У радио нет будущего»  – Лорд Кельвин, британский физик  и математик.

«Хорошо информированные  люди знают, что по проводам невозможно передавать голос. Даже если подобное станет возможным, практического применения такая технология не найдет.» –  Редакторская колонка в Boston Post, 1865.

«Брюшной отдел, легкие и  мозг навсегда закрыты от вмешательства  хирурга» – Сэр Джон Эрик Эриксон, хирург королевы Виктории, 1873.

«Теория Луи Пастера –  это фикция, сплошная фикция.» –  Пьер Паше, профессор физиологии, Тулуза, 1872.

«Рентгеновские лучи –  это вымысел.» Лорд Кельвин, британский физик и математик, 1900.

«Так называемая теория относительности  Эйнштейна – это бред больного разума, наполненный глупостями, которые  не могут быть приняты в Германии.»  – Доктор Вальтер Гросс, 1940.

«Японский автопром не может  активно внедриться на американский рынок.» Business Week, 2 августа, 1968.

«Бурить для поиска нефти? Вы имеете в виду бурить скважины в  земле для поиска нефти? Вы с ума  сошли.» –Рабочие, который Эдвин  Дрейк посвятил в своей проект по бурению нефтяных скважин в 1859.

«Аэропланы – интересные игрушки, которые никогда не смогут стать полезными на войне.» Маршал Фердинанд Фош.

«Все, что могло быть изобретено, уже изобретено.» Чарльз Дуелл, работник патентной компании, 1899.

«В течении нескольких последующих десятилетий все  машины получат крылья, которые помогут  преодолевать сложные участки пути». Эдди Рикенбахер, 1924.

Формирование представлений о  будущем находилось в тесной связи  с эволюцией человеческого познания. Философские концепции представления  будущего непрерывно  меняются  в течении всей истории развития человеческого общества.

Большая часть утопий посвящена  проблемам будущего общества и относится  к разряду социальных. Но некоторые  из них затрагивают проблемы науки, техники, технических вопросов градостроительства, здравоохранения и т.д., лишь косвенно касаясь социальной стороны дела.

С проникновением информационных технологий во все сферы деятельности человека большинство концепций будущего предполагают возникновение искусственного интеллекта. Львиная доля пессимистических прогнозов будущего  обращают наше внимание на ограниченность ресурсов планеты.

Так или иначе, как говорится, человек  предполагает, а Бог располагает, и даже прогнозы будущего от грамотных  ученых, великих людей своей эпохи, спустя время, оказываются очень  далекими от реальности.

 

 

 

 

Заключение

Предсказание будущего становится практической задачей, составной частью социального, политического, экономического управления на основе современных методов  сбора и обработки информация и принятых на этой основе научно оправданных  решений.

Наука, изучающая будущее называется футурологией. Концепция человеческого будущего в сознании цивилизаций, представляющих время в виде линии, проходящей из прошлого в будущее, тесно связана с понятием прогресса. Среди критериев прогресса наиболее часто встречались: совершенствование религии, рост научных знаний, справедливость и равенство, рост индивидуальной свободы в совокупности с развитием морали, господство над природой, развитие техники, индустриализация, урбанизация.

Варианты будущего развития — самые  разные. Но одно будет проявляться  все отчетливее: человек действительно  выбирает между господством роботов  и гуманистически-социалистическим универсализмом. Как сказал Э. Фромм: «Большинство фактов, по-видимому, указывают  на то, что человек выберет господство роботов, что означает на длительную перспективу патологию и разрушение. Но все эти факты недостаточно вески, чтобы уничтожить веру в возможности  разума, в добрую волю и душевное здоровье человека.

Без цели, без видения, выходящего за рамки существующей реальности, западное общество, как все прочие в прошлом, неизбежно потеряет жизненность  и внутреннюю силу.  Но пока мы способны думать об альтернативах, мы не пропали окончательно.  

Информация о работе Будущее человечества