Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

Человечество находится на рубеже XXI века. Но рубеж века совпал и со стыком двух тысячелетий. Это широко ощущается на общем кризисе Мировой Цивилизации. Во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Будущее человечества…………………………………………………………………………..6
Подходы к изучению будущего………………………………………………………………...6
Человечество как субъект истории..……….………………………..........................................8
Мировая ситуация начала XXI столетия …………………………………………………….10
Кризис человеческой духовности…….………………………………………………………12
Глобальные проблемы современности…….………………………………………………....13
Глобализация как тенденция современного мирового развития…………………………...24
Пути и возможности решения глобальных проблем………………………………………...27
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего………………………………………..28
Типы цивилизаций……………………………………………………………………………..29
Особенности развития «Традиционного общества»(Восток)……………………………….30
Достижения и противоречия западной цивилизации………………………………………..32
Переход к постиндустриальному обществу…………………………………………………..35
Россия в диологе культур………………………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………... ……………...38
Список используемой литературы…………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

Введение…………………………………………………………………………………………3

Будущее человечества…………………………………………………………………………..6

Подходы к  изучению будущего………………………………………………………………...6

Человечество  как субъект истории..……….………………………..........................................8

Мировая ситуация начала XXI столетия …………………………………………………….10

Кризис  человеческой духовности…….………………………………………………………12

Глобальные  проблемы современности…….………………………………………………....13

Глобализация  как тенденция современного мирового развития…………………………...24

Пути и возможности решения глобальных проблем………………………………………...27

Взаимодействие  цивилизаций и сценарии будущего………………………………………..28

Типы цивилизаций……………………………………………………………………………..29

Особенности развития «Традиционного общества»(Восток)……………………………….30

Достижения и противоречия западной цивилизации………………………………………..32

Переход к  постиндустриальному обществу…………………………………………………..35

Россия  в диологе культур………………………………………………………………………35

Заключение……………………………………………………………………... ……………...38

Список используемой литературы…………………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Человечество находится на рубеже XXI века. Но рубеж века совпал и со стыком двух тысячелетий. Это широко ощущается на общем кризисе Мировой Цивилизации. Во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.

По моему  мнению, Цивилизация подошла к  концу определённого этапа развития, когда ею был получен колоссальный опыт в науках. По большей части большинство самых грандиозных открытий было сделано в XX веке. Именно в этом веке стало популярным выражение в средствах массовой информации: « Это открытие способно перевернуть весь Мир...». В результате Человечество накопило огромный потенциал необдуманных и неосмысленных продуктов новаторства.

В нынешних условиях у Цивилизации два пути дальнейшей истории: либо уйти в небытие и затеряться невесомым прахом в мировом пространстве и унести с собой всё живое, либо осмыслить весь свой опыт и перейти от периода развития «Homo Sapiens – Человек Разумный» к периоду «Человек Мудрый». Но по многим признакам проблема выбора пути сейчас мало кого интересует. Как раз признаки такого разгильдяйства и безразличия Цивилизации к своему будущему я постаралась отразить в своей работе. На сколько это мне удалось – судить Вам. Сегодня Цивилизация столкнулась с целым комплексом глобальных проблем.

По ходу развития цивилизации перед человечеством  неоднократно возникали сложные  проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период”  современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.

В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического  пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в периуд научно - технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

Сегодня уже  вызрело представление о том, что мы находимся на переломном этапе, ближних подступах к вступлению в новое историческое измерение. Умножаются грозные пророчества. Апокалиптическне умонастроения выражаются на страницах печати. “Философия конца”, пронизывающая весь текст Откровения Святого Иоанна Богослова, завершающей главы Библии, сейчас актуализируется. Об этом говорят в проповедях и пишут в религиозных изданиях, предвещается появление АнтихрИста и затем второе пришествие Христово. “Глаголь  вещие” уже звучат–эта нота становится все более громкой.

Трагические предсказания звучат не только в христианских храмах. И в мусульманских мечетях  все чаще раздаются тирады типа: “О, рабы Аллаха, я боюсь для вас  ужасного наказания”. Появляются “персонажи”, объявляющие себя пророками и грозящие бедствиями. Что уже говорить о многочисленных сектах. Все их устремления замешаны на идее грядущей катастрофы.

Один за другим ставятся зловещие диагнозы, что мир  находится на одной из последних  ступеней духовной нищеты и деградации, что вот-вот обрушатся на головы людей невиданные ранее жестокие войны, губительные для земли, ураганы, землетрясения, что не менее 90% землян будет испепелено, уничтожено и т.п.

Грустно смотрит  на происходящее и наша российская интеллигенция. Один из наиболее ярких и честных прозаиков последних десятилетий Юрий Нагибин в начале 80-х гг. писал в своем дневнике, опубликованном в 1995 г. “Похоже, сейчас могучий органический и неорганический мир постигло полное разочарование,–институт, именуемый “человечество”, будет закрыт навсегда. А Земля, отмывшись в воздушном океане, поплывет дальше в своей изначальной чистоте”.

Люди рационального  мышления, ученые и социологи полагают, что грядущий век несет в себе противоречивые возможности как  взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что мы вступаем в многомерный мир и возникает новая неведомая еще модель мировой цивилизации. Теоретики “по-стпрнгожинской” формации толкуют 9 вхождении человечества в зону точек бифуркации, обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении. Ввиду этого представляется правомерным вновь применить введеное К. Ясиерсом понятие “осевого времени”, но уже не к прошлому (между 800 н 200 г. до н.э.), а к нынешним событиям, актуальным свершениям современников.

Сейчас уже  ясно, что без “раздумий” в масштабе человечества” нельзя продуктивно проанализировать ни одной локальной задачи на ином уровне: континента, страны, региона, города и т. д. Любые кризисы в экономике и политике, в преуспевающих или отстающих странах, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризиса, сотрясающего человеческую цивилизацию. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что наступает кризис современной мировой цивилизации, охвативший природу, мировую экономику, политические отношения, культуру, и особенно самого человека.

Характеризуя  глобальную, следует отметить, что  человечество, будучи сущностно единым, вместе с тем представлено неисчерпаемым  многообразием динамичных социокультурных  форм. Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выражены в высокой технологии, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, мире утонченного искусства. В то же время в ряде регионов земного шара сохраняются реликтовые, архаические образования, сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации.

Одна из причин такого разнообразия-- различие природных  условий, физической среды обитания людей. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь на хозяйственную деятельность человека.

Наряду с  природными условиями разнообразие общественной жизни связано с  исторической средой существования  обществ, которая складывается в  результате взаимодействия их с другими  племенами, народами, государствами. Вот что писал об этом Г.Плеханов «Так как почти каждое общество подвергается влиянию своих соседей, можно сказать, что у каждого общества существует в свою очередь известная общественная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влияний, испытываемым каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда не может быть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то же самое время другим обществам. Поэтому всякое общество живёт в своей особой исторической среде, которая может быть--и действительно часто бывает--очень похожа на историческую среду, окружающую другие народы, но никогда не бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элемент разнообразия… в процесс общественного развития».

Следует отметить и возрастающее значение этнических, культурных и цивилизационных различий в современном мире и то, что идеи глобальности охватывают еще очень узкую часть населения планеты. Западная, исламская, индийская, китайская и другие цивилизации продолжают сохранять свою жизненную силу, ибо они служат основой для самовыражения масс населения, для выработки соответствующего нормативно-ценностного пространства их бытия.

Понятие “цивилизация”  в такой интерпретации может  быть использовано лишь для описания современного мира, в котором взаимодействие цивилизаций является устойчивой и доминирующей тенденцией, где уже нет “чистых” цивилизационных образований и сохранение их идентичности выглядит достаточно проблематично.

Современный мир рассматривается как многозначность цивилизаций, но сами цивилизации при этом становятся возможными лишь как “встреча цивилизаций”, как их диалог на базе всеобщих символических форм.

Попытки идейного сближения, взаимопонимания все  время возобновляются. Они еще очень слабы, робки, неуверенны, наталкиваются на упорное сопротивление.

И все-таки идет процесс принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-художественного противопостояния как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей.

 С немалыми издержками пробивается идея диалога, согласия, взаимоприемлемых решений. Термин «консенсус», «переговорный процесс», «компромисс» становятся постоянными на международной арене. Как метко заметил Мартин Лютер Кинг: «Тот,кто верит в ненасилие- глубоко верит в будущее». «Сила солому ломит»-говорит русская пословица. «Сила есть-ума не надо»- высказывание на уровне обыденной жизни.

Однако времена  меняются. На место грубой физической силы приходит нравственная сила правды. И вот ныне со скрипом, но все же меняется стародавняя основная пирамида политики. Это ободряет, вселяет надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой) возможно устранить войны, вооруженные конфликты, жестокие «разборки».

В это нелегко  поверить, но в это надо верить, этого следует добиваться, к миру без «кулачного права» надо стремиться. Идеал ненасилия, о котором говорили многие, от Иисуса Христа до  В.И.   Ленина, может перестать быть манящей далекой целью, он может перестать быть идеалом и превратиться в генеральный практический регулятив подлинных человеческих отношений.

Идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне обеспечения самобытности всех участников этого процесса. Резко расширяются международные, экономические и культурные контакты.Ускоряется интенсивный обмен ценностями.

Стоит отметить,что  сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности. Разрыв и отторжения друг от друга разных сторон человеческого духа выявили свою пагубность и зыбкость результатов.

Иногда говорят, что мы находимся в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности считают, что мы перед лицом Новой Вселенной, новой природы, и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления.

Необходимость конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость может привести к всеобщей гибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из

глобального кризиса, в который мы погружены.

 

 

Будущее человечества.

 

  Будущее, Оно манит и пугает. Прошлое уже свершилось. Его можно интерпретировать,переосмысливать. Но то, что было, не изменишь. А будущее никем не запрограммировано. Оно - открытая страница, истекшие годы, дела нынешние создают лишь те рамки, в которых поколения наступившего XXIв. Впишут свои строки. Как узнать,что нас ждет, Как заглянуть за пелену времени? Это вопрос, который вечно мучил и мучает людей. В арсенале духа, особенно в его, так сказать рационалистическом секторе, накоплено немало способов предсказания будущего, прохождения вперед по стрелке времени.

Наше время  динамично и противоречиво. Это  пора социальных катаклизмов и назревающих природных катастроф. Именно поэтому люди Земли все пристальнее вглядываются в собственный облик, осмысливают истекшее, стремясь понять перспективы грядущего.

В ходе истории  ныне обнаруживаются   незнаемые  ранее ситуации, «вечные»

проблемы наполняются  новым содержанием. Вот почему стоит  обратится к вопросу

«Кто мы сегодня?», «Что такое человечество?» С какого рода вызовом оно

сегодня столкнулось? И как стоит отвечать на вызов эпохи? Что нас ожидает?

Мы не прочли «Книгу судеб», в наших руках нет  магического жезла, позволяющего

видеть сквозь пелену времени. Мы убеждаемся в том, что подчас падает то, что,

по нашему разумению, должно было расти, и растет то, что, казалось бы, обязано

падать.( Панарин А.С. «Глобальное политическое прогнозирование»/М., 2000г.)

  Возникли сомнения в оправданности идеи неуклонного прогресса людей. Остро

Информация о работе Будущее человечества. Глобальные проблемы современности