Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

Человечество находится на рубеже XXI века. Но рубеж века совпал и со стыком двух тысячелетий. Это широко ощущается на общем кризисе Мировой Цивилизации. Во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Будущее человечества…………………………………………………………………………..6
Подходы к изучению будущего………………………………………………………………...6
Человечество как субъект истории..……….………………………..........................................8
Мировая ситуация начала XXI столетия …………………………………………………….10
Кризис человеческой духовности…….………………………………………………………12
Глобальные проблемы современности…….………………………………………………....13
Глобализация как тенденция современного мирового развития…………………………...24
Пути и возможности решения глобальных проблем………………………………………...27
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего………………………………………..28
Типы цивилизаций……………………………………………………………………………..29
Особенности развития «Традиционного общества»(Восток)……………………………….30
Достижения и противоречия западной цивилизации………………………………………..32
Переход к постиндустриальному обществу…………………………………………………..35
Россия в диологе культур………………………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………... ……………...38
Список используемой литературы…………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

 

 Мировая  ситуация начала XXI столетия.

  Теперь обратимся к общемировой ситуации XXI столетия. В школьной

хрестоматийной  повести Н.В. Гоголя «Вий» вдруг  наталкиваешься на фразу :

«Философ, пошаривший ногами во все стороны, сказал, наконец  отрывисто: А где

же дорога?»  И думаешь- ведь это о философах XXI в. и о всем сегодняшнем

человечестве. Где же путь для человечества? Что  ожидает род людской?

Люди рационального  мышления полагают, что век грядущий полон противоречий. Он

несет в себе стороны взлета и упадка. Они настраивают  нас на то, что мы

вступаем в  мир новой цивилизации. Теоретики  пост-пригоженских форм говорят о

том, что мы входим в зоны так называемых точек бифуркации,

обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом  направлении.

Ввиду этого  представления правомерным вновь  применить введеное К. Ясперсом

понятия осевого  времени, но уже не к прошлому,а  к нынешним

событиям. Сейчас уже ясно , что без раздумий в масштабе человечества нельзя

продуктивно анализировать  ни одной локальной задачи на ином уровне:

континента,страны,региона,города и т.д. Мир на изломе,на перепутье. Мир

устремлен к  новому, глобальному порядку. Впереди  развилка истории, ставящая

перед настоятельной необходимостью выбора дельнейшего пути. Подобными форумами

заполнены ученые труды масс-медиа.

Следует отметить, что в современном мировом  пространстве циркулируют

высочайшие  достижения общественного прогресса.В  то же время в ряде регионов

люди не имеют возможности пользоваться всеми благами развития цивилизации.

Центры силы стремительно расползлись, возникает  много полярность, на первый

план выходит  то противоречие,которое условно  можно назвать «Север-юг». Это

противоречие  между относительно небеольшой группой высокоразвитых стран с

устойчивой  политической системой и высоким  уровнем благосостояния и с другой

стороны, с основной массой стран, живущих в рамках индустриальной, а то и

пред индустриальной технологии, с массовой бедностью  и нестабильностью

внутренней  жизни.

«Сытый север» и «Голодный юг» ,который не обеспечить своих жителей не только

едой и кровом, но и духовной пищей. Индия дает миру треть всех неграмотных,

Китай- четвертую  часть, США и Канада тратят на образование  в расчете на душу

населения в 90 раз  больше, чем многие африканские страны. Это соотношение ни

куда не денешь. В этой связи на Конференции ООН  по окружающей среде и

развитию(июнь, 1992) премьер- министр Норвегии Гру  Харлем Брундланд говорила:

«Человеческая истоиия достигла водораздела, за которым изменение политики

становится  неизбежным. Более миллиарда человек  не могут удовлетворить свои

потребности, наши дети, внуки, сама планета Земля требует  революции».(Моисеев Н.Н. «Новая индустриальная волна на Западе. Антология»/М./ Молодая гвардия/1999г.)

Однако проходят годы, а ничего существенного не происходит. Грозные

предупреждения, тревожные прогнозы еще не вывели основную массу политиков да

и рядовых людей  из состояния, которое можно назвать  русским словом «авось».

«Авось пронесет»-рассосутся сами по себе беды и печали.

Не случайно возникающие ныне пестрые концепции  глобального развития подчас

характеризуются как поиск «стратегии выживания» И когда уже речь

пошла не о том, как «жить», а о том, как «выжить», то это не может вызвать

глубокой озабоченности  у всех мыслящих людей. Мы столкнулись  с жестокими

угрозами. В  чем же они? И как их отвести, преодолеть?

Опасность, нависшая над человеческой телестностью.

Под дамокловым мечом находится не только «внешняя природа», та экологическая

ниша, в которой  мы живем, но и наша «внутренняя природа»:наш  организм, плоть,

человеческая  телесность. Поэт Осип Мандельштам  писал:                

   Дано мне  тело.

   Что мне делать с ним,                             

   Таким единым,                                 

   И таким моим.

Да, мы духовны. У нас есть разум. И, как уверяют  теологи-дух,душа. И

духовность  возвышает человечество над всеми  иными природными феноменами. Но

все повторяют,что  личностность человека есть телесно-духовное единство.

Телесное здоровье всегда на одном из первых мест в системе человеческих

ценностей.

Тем тревожнее  слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков

о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человека, как вида,

деформации  его телесных органов. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной

инженерии, открывающей  не только горизонты, но и зловещие возможности. Это

только первые напоминания о грозящих бедах.

Биологические варианты «призрака Франкенштейна» звучат все

настойчивее.Опасаются  выхода из под контроля «мутантных генов», могущих

исказить эволюционные приспособления человека в непредсказуемом  направлении.

Нарастает генетическая отягощенность человеческой популяции.Повсеместно

фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием

ксенобиотиков и многочисленных стрессов.

Есть зримые последствия этого явления. Леденящее  слово СПИД все чаще

вторгается  в человеческую жизнь. Ряд исследователей полагают,что это

некоторый этап биологического существования рода людей. Связан он с

необузданым массовым вторжением людей в природные  основы их собственного

бытия. СПИД сегодня-это  уже не узко медицинская, а обще человечная проблема.

К этому надо прибавить нарастание процента наследственных уродств, рост

женского бесплодия  и мужской импотенции. Иной раз даже пишут  об

«экологической  атаке на секс», ссылаясь на то, что  в развитых странах

количество  семенной жидкости у мужчины за последние  пол века снизилось вдвое.

Океан химических веществ, в который ныне погружается  наша повседневная жизнь,

изломы политики и зигзаги экономики- все это  действует на нервную систему,

воспроизводительные способности и соматические проявления миллионов. На лицо

признаки физического  вырождения в ряде регионов, неудержимое, подлинно

эпидемическое распознание наркомании и алкоголизма.

Анализ проблемы человека показывает, что в настоящее  время настоятельной необходимостью становится интеграция, естественных, технических и гуманитарных наук в ее исследовании.Необходимость такой интеграции и объясняется уже тем, что человек - существо биосоциальное, как и тем, что поле деятельности человека все более расширяется - она охватывает и землю, и космос, и биосферу и техносферу, области производства материального и производства духовного и т. д.

Поэтому человековедческие  аспекты все чаще становятся органической составляющей исследований естественных и технических наук это и вопросы  социальной эффективности, экологичности  технических решений, и проблемы выживания человека в условиях обострения экологической ситуации, требующие для своего решения совместных усилий представителей и естественных, и технических, и гуманитарных наук. Можно наметить и иные аспекты, где стыкуются естественные и гуманитарные науки.

Так, пересадка  органов, перспективы генной инженерии ставят ряд острых вопросов на грани биологии, медицины и этики, решение задач в области технической эстетики требует совместных усилий людей, занятых в области эстетики и технических наук и т. д.

Развитие атомной  энергетики, события вокруг Чернобыля высвечивают опять-таки целый комплекс человековедческих проблем, решение которых требует участия и физиков, и медиков, представителей технических наук, а наряду с этим и наук гуманитарных.

Все это объясняет, почему в последнее время так  настойчиво поднимается вопрос о гуманитаризации образования, в особенности инженерного и естественно-научного.

В целом проблема человека приобретает все большую  остроту, а вместе с тем и статус одной из глобальных проблем. Во всяком случае она выступает как важнейшая  составляющая практически любой из иных глобальных проблем.

Важность решения  проблемы человека связана с тем, что человек это творец истории  общества, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания  сущности человека невозможно понять исторический процесс. В современных условиях при обострении глобальных проблем повысилась ответственность человека за свою деятельность и прежде всего его ответственность за сохранение природы и сохранение жизни на Земле.

 

Кризис  человеческой духовности.

  Информационный водоворот, который человечество в последнее десятилетие прошлого

века само создало  и в котором оказалось, лишил  нас права неприкосновенности

наших иллюзий. Подчас остервенелая беспристрастность  масс-медиа уничтожила

возможность человека домысливать, мифологизировать неизвестное - его просто не

стало. Чувства  оказались ненужными - цинизм превратился  в рефлексию. У человека

исчезла свобода  без страха быть одернутым хотя бы в воображении реализовывать

свои добрые побуждения, стремления и надежды  в этом, до того момента

нетронутом, интимном поле неизвестного. Стараниями безоглядно стремящихся за

дешевым рейтингом  масс-медиа, человек вдруг узнал, "как все ужасно на самом

деле". У него не осталось места для доброй мысли, светлой надежды, наивной

мечты. Человек просто стал все знать. Он стал знать больше, чем может

придумать, фантазировать. У него не осталось места для маневра  его мысли - он

вдруг моментально  оказался предсказуемым, банальным, бесчувственным.(Чумаков А.Н. «Философия глобальных проблем» /М., 1994г.)

И навязчивым для  самого себя, наперед знающего любой  исход. Установлено,

что существует некое критическое число рационально  необъяснимых смертей людей,

которое неизбежно  вызывает эпидемию суицида среди  всех, кто узнает об этих

смертях. Срабатывает  психический механизм, который можно назвать коллапсом

нравственности - необъяснимость смерти рядом с  собой взрывает в человеке

механизм отчетности и выводит из-под контроля рассудка реликтовую совесть. Она

оборачивается против человека и убивает его  осознанием его же собственной

греховности, относительность  которой стала теперь ею неприемлема. Те моральные

допуски, которые  под натиском цивилизации человек  позволял себе всю свою жизнь,

теперь, приумноженные  друг другом, требуют своего оправдания, обоснования от

человека и  становятся непреодолимым препятствием для продолжения жизни, если

его не находится  или оно оказывается сомнительным. Цивилизация, которая

сформировала  человека таким, которая в заботе о нем заместила собой его

рассудок, даже не заметит его теперь, с пометкой "Срочно!" пуская в эфир все

новые убийственные данные об очередных жертвах эпидемии.

Беззащитная, мечущаяся  человеческая мысль во многих случаях  оказывается

неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то зрело

предвидеть будущее. Нет сейчас надежных социальных теорий и философских

концепций, в  рамках которых можно было бы как  то определенно охарактеризовать

наше сегодняшнее  и тем более-завтра.

Нет сегодня  взгляда на мир. Общество человека как-то утратило смысл.

Идеи прошлого века «выцвели» и показали всю свою утопию. Мечта К.Маркса о

«потоке богатства», который прольется и всех облагодетельствует ,осталась на

уровне надежд.

Есть самый  простой расчет:если стандарт потребления 5 миллионов аутсайдеров

поднять до уровня «Золотого миллиарда», то необходимо за 50 лет удвоит

потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить  производство энергии.При

нынешнем техническом  оснащении это не возможно, а биосфера этого просто не

выдержит. Получается, что все человечество находится  в идейном вакууме.

Что касается религий  и экзотических учений и восточных  оттенков,то как им и

положено, зовут  в «мир иной». Однако, несмотря на внешнее  обилие неорелигий,

многоликого сектантства- принципиально новых идей нет.

Прогнозируя будущее  человечества, следует учитывать три важнейших обстоятельства. Во-первых, НТР, которая посредством автоматизации производства, интеллектуализации техники коренным образом изменяет место и роль человека в технологическом процессе. Во-вторых, НТР предполагает такого работника, который по уровню своего интеллектуального развития и разносторонности способен сформировать достойную человека искусственную среду его жизнедеятельности (ноосферу). Потребность в человеке универсальном, гармонически развитом, творчески активном и социально ответственном не выдумка философов. Становление человека новой формации выступает как технологическая, экологическая и экономическая необходимость. Без такого человека, который все свои решения и дела соизмерял бы с интересами и делами всего человечества, общественный прогресс невозможен. Следовательно, в-третьих, люди должны овладеть новым мышлением, перейти к новому типу рациональности. Рационализация общества, односторонне ориентированная на рост производства вещей или извлечение прибыли, оборачивается иррациональными катастрофическими последствиями для человечества в целом и каждого отдельного индивида. Такая рациональность должна быть заменена рациональностью гармонического развития. Только гармонизация отношения человека к природе и к другому человеку, осуществленная в планетарном масштабе, - залог спасения человечества. Не сама по себе красота спасет мир, а красота, ставшая отношением человека к человеку, внутренним источником полноценной творческой жизни каждого. .

Информация о работе Будущее человечества. Глобальные проблемы современности