Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

Человечество находится на рубеже XXI века. Но рубеж века совпал и со стыком двух тысячелетий. Это широко ощущается на общем кризисе Мировой Цивилизации. Во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Будущее человечества…………………………………………………………………………..6
Подходы к изучению будущего………………………………………………………………...6
Человечество как субъект истории..……….………………………..........................................8
Мировая ситуация начала XXI столетия …………………………………………………….10
Кризис человеческой духовности…….………………………………………………………12
Глобальные проблемы современности…….………………………………………………....13
Глобализация как тенденция современного мирового развития…………………………...24
Пути и возможности решения глобальных проблем………………………………………...27
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего………………………………………..28
Типы цивилизаций……………………………………………………………………………..29
Особенности развития «Традиционного общества»(Восток)……………………………….30
Достижения и противоречия западной цивилизации………………………………………..32
Переход к постиндустриальному обществу…………………………………………………..35
Россия в диологе культур………………………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………... ……………...38
Список используемой литературы…………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

  Рассматривая  реальность всемирной истории  как особую стадию развития  человеческого духа и как результат  взаимодействия различных культур,  К. Ясперс подчеркивал, что  подлинная связь между народами духовная, а не родовая, не природная. Именно духовное единство человечества и обусловливает реальность мировой истории.

Обозревая историю  цивилизационного развития человечества, исследователи выделяют такие ее четыре узловые моменты:

1.   "Доисторический период", когда происходило становление человека, выражающееся в использовании огня, орудий труда, появления речи, образовании групп и сообществ, организации жизни посредством мифов.

2.  "Великие исторические культуры древности"(локальные культуры), появление которых в трех областях мира означало начало человеческой истории:

· шумеро-вавилонская  и египетская культуры, а также  эгейский мир (с IV тысячелетия до н. э.).     

· доарийская культура.

· архаический  мир Китая (со II тысячелетия до н. э.).

"Осевая эпоха" (с 800 по 200 гг. до н. э.)- начало всемирной эпохи, когда независимо друг от друга и в разных местах - в Индии, Китае, Персии, Палестине, Древней Греции - возникают духовные движения, сформировавшие тип современного человека. Это время рождения мировых религий и философии; проявления духовной рефлексии и пробуждения духа; начала общей истории человечества, распадавшейся ранее на локальные культуры.

"Эпоха техники" (переход к единой мировой истории), проявившись в XVII в., всеохватывающий характер приобрела в XVIII в., а чрез мерно быстрое развитие получила в XX столетии. Это- эпоха наступления духовного единства человечества, перехода к единой мировой истории. Осознание единства мировой истории произошло благодаря европейским географическим открытиям, достижениям науки и техники.

Таким образом, с точки зрения сторонников всемирно-исторического  подхода подчеркивается, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает  феномен всемирной истории и  начинается весьма сложный и противоречивый процесс становления единой глобальной цивилизации. Тем самым подчеркивается, что современное общество- это целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности.               

 

Типы  цивилизаций.       

Отталкиваясь  от понимания цивилизации как устойчивого культурно-исторического сообщества людей, которому присущи общность культурных и духовно-нравственных, в том числе религиозных ценностей и традиций, специфический образ жизни и тип личности, наличие, как правило, общих этнических признаков и определенных географических рамок, сходных материальных и социально-политических условий, - на современном этапе можно выделить следующие типы цивилизации, западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская. Цивилизации включают в себя два уровня: региональный и локальный (национальный). Так, на региональном уровне в состав западной цивилизации включаются североамериканская, французская, германская и другие локальные цивилизации. Будучи уникальной, обладая специфическими духовно-нравственными ценностями, создавая особую психологическую ауру и формируя типичные, неповторимые личности с только им присущими качествами, локальные цивилизации как бы в "снятом" виде позволяют зафиксировать на региональном уровне некоторые типичные, присущие этому типу, как материальные, так и  духовные проявления, однотипные в главном. Очевидно, это и дало основание при характеристике всемирной истории обращаться к проблеме "Восток-Запад", ибо мировая цивилизация развивается в постоянном противоречивом взаимодействии этих двух "полумиров", представляющих собой различные типы цивилизационного развития.

     С Востоком связывается развитие традиционных обществ, отсюда название термина "восточная (традиционная) цивилизация", с Западом - развитие техногенной цивилизации, что в терминологическом выражении передается часто как "западная (европейская) цивилизация" (В.С.Степин). Одним из критериев различения этих типов цивилизаций исследователи называют и то, что каждый из них на определенном этапе истории человеческой цивилизаций выступал центром концентрации человеческой истории, будучи ее лидером, т.е. обнаруживается маятниковый характер взаимодействия "Восток-Запад". Начинается история на Востоке, где складываются древнейшие очаги мировой цивилизации.

С возникновением античной Греции, где были созданы  принципиально отличные от восточных  обществ и почти неизвестные  или, по крайней мере, слабо развитые в остальном мире, частнособственнические отношения в сочетании с господством частного товарного производства и рынка, эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общиной полиса (города-государства), в цивилизованном мире возникли две различные социальные структуры - восточная (традиционная) и западная (европейская). В последующие эпохи геополитическое понятие Запад постепенно перемещалось в Европу. В лице же христианства Восток в III-V вв. покорил Западную Европу, в VII в. началось сильное арабское вторжение на Запад и последовавший за ним процесс исламизации. На смену арабским завоеваниям пришли колониальные захваты, знаменующие новый этап вестернизации мировой цивилизации. На пути ее техногенного развития, который начался в эпоху Возрождения и продолжился с развитием капитализма, Восток, давший в свое время импульс западной цивилизации, уступил лавры лидерства Западу.

Восточные славяне, находясь на стыке культур, на перекрестках мировых цивилизаций, подобно другим "контактным" государствам и обществам, занимавшим такое же положение (Древний Рим, Византия, Эллинский Восток и т.д.), находились в состоянии "дрейфующего общества", постоянного "раскачивания" между двумя полюсами- Востоком и Западом, и несли болезненное, порою трагическое, бремя его маятникового движения. А.Чаадаев, признавая своеобразие цивилизационного развития России, видел его в том, что "мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежали ни к одному из известных семейств  человеческого рода, - ни к Западу, ни к Востоку, - и не имеем традиций ни того, ни другого". А. Тойнби рассматривал Российскую цивилизацию в качестве "дочерней" зоны православной Византии. Н. Данилевский считал "славянский тип" цивилизации наиболее перспективным, противостоящим западной культуре.

Возможно, именно славянский мир на современном этапе  цивилизационного развития с его  тенденцией к единству мирового процесса, признанием культурного плюрализма и необходимостью отказа от всякой иерархии культур, а значит, и отрицанием евроцентризма, сможет сыграть ведущую роль творческого посредника между Востоком и Западом. Тем самым он послужит их интеграции, пониманию, а не противостоянию и желанию подчинить друг друга. Находясь же на перекрестке цивилизаций и в силу своего геополитического статуса став местом столкновения Востока и Запада уже внутри славянства, Беларусь в этом процессе мирового единения может сыграть заметную роль.

 

Особенности развития "Традиционного"общества (Восток).

Первый тип  цивилизаций - традиционные общества. Они берут свое начало в древневосточной цивилизации, где земля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имела определенный участок земли, который давался ей во временное пользование. Господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде. Не случайно, например, принцип «у - вей» у древних китайцев требовал невмешательства в протекание природных процессов.

Этот тип  общества, получивший название традиционного, сохранился до наших дней. Он представлен  многими государствами «третьего  мира»: странами Азии и Африки, сравнительно недавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.

Однако преобладавшие  в хозяйственной деятельности восточных  народов экстенсивные технологии, которые в ранний период существования традиционных обществ способствовали их экономическому прогрессу, в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не только постепенное исчерпание природных ресурсов, но и застой в развитии техники. Данные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран «третьего мира» экономическую отсталость.

Большую роль в  общественной жизни этих стран играет религия. В странах, где господствующей религией является ислам, выдвигается  идея возрождения исламской цивилизации, основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые этим вероучении.

Социальная  структура, как и другие стороны  жизни общества, подвержена изменениям. Наиболее устойчива социальная структура  в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно- общинной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Так укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растёт городское население.

Во все времена"традиционное”общество не представляло собой единого и однообразного явления: в нем всегда были типичные, общие черты, отличающие его от Запада. К таким основополагающим, с точки зрения мировой истории, характеристикам Востока относится: неразделённость собственности и административной власти, подчинение общества государству, отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан, полное поглощение личности коллективом, экономическое и политическое господство, а зачастую, деспотическое государство.

Многие из этих системообразующих  признаков традиционных обществ, определяющих на протяжении тысячелетий дихотомию Восток-Запад, в современных условиях отходят на второй план, а порою и "размываются", теряя свое классическое содержание. В таком направлении первая модель - развиваются по западно-капиталистическому пути страны Дальнего Востока, добившиеся наиболее заметных успехов в развитии. Для них характерно полное господство свободного конкурентоспособного рынка, обеспечение государством эффективного функционирования хозяйства страны, гармоничное использование традиций и новаций, т.е. синтез трансформированных традиционных структур, норм поведения (например, представления о дисциплине труда у японцев, восходящие к нормам конфуцианства) и элементов западноевропейского образца (включая институты демократии, правовые и другие стандарты). К такой "успешной" модели развития стран Востока, которую Л.С. Васильев называет японской, относятся Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.      

 Ко второй модели развития - индийской - относится группа стран современного Востока, которые успешно развиваются по западноевропейскому пути, глубоко не перестраивая при этом свою традиционную внутреннюю структуру. Здесь наблюдается симбиоз важнейших элементов западного образца - многопартийная система, демократические процедуры, европейский тип судопроизводства и привычных для подавляющего большинства населения страны традиционных устоев и норм жизни, перешагнуть через барьер которых не представляется возможным. Страны, находящиеся на этой стадии развития, Индия, Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа арабских нефтедобывающих монархий и др., в принципе находятся в положении определенного равновесия, устойчивой стабильности; их экономика в состоянии обеспечить существование страны и народа. Существенна политическая стабильность для большинства стран этой модели, а ряд стран имеют тенденцию к перерастанию симбиоза в синтез (Турция, Таиланд).

 Страны, принадлежащие к третьей модели развития – африканской - численно преобладают и отличаются не столько развитием и, тем более, стабильностью, сколько отставанием и кризисом. Сюда относится большинство африканских стран, некоторые страны исламского мира (Афганистан, Бангладеш), а также такие беднейшие страны Азии, как Лаос, Камбоджа, Бирма и т.д. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве этих стран в экономике весомую позицию занимают западные структуры, все же отсталая, порою полупервобытная периферия здесь более значима. Скудость природных ресурсов, низкий исходный уровень развития, отсутствие или слабость духовно-религиозного и цивилизационного фундамента обусловливают здесь ситуацию некомпенсируемого существования, неспособную к самообеспечению, с низким уровнем жизни. Проблема кризиса развития и даже просто выживания населения большинства стран африканской модели остается пока еще весьма острой.

Такие страны, как Китай, Вьетнам, решительно приступившие к трансформации общества, а также такие, как КНДР, где все еще впереди, не вписываются в рассмотренные выше три модели. Формально ориентируясь на строительство социализма, Китай все же, как показывает его динамика, не будет слишком строго в будущем придерживаться принципа централизованного контроля над рынком и частной собственностью. Можно допустить, что Китай сумеет достичь успехов, сравнимых с теми странами, что входят в первую, японскую модель.

Таким образом, традиционные общества под мощным воздействием западной (техногенной) цивилизации, начавшей свое бурное восхождение со становлением в Европе капиталистических отношений в XV-XVII вв., претерпели существенную модернизацию. Одни из них были практически поглощены техногенной цивилизацией, превратившись в типичные техногенные общества; другие, испытав на себе воздействие западной культуры и технологии, тем не менее смогли сохранить традиционные черты, превратившись в своего рода "симбиозные", гибридные общества; третьи, тяготея к традиции в ее наиболее отсталой, чаще всего полупервобытной модификации, находясь в состоянии стагнации, без чужой помощи не в состоянии себя прокормить.

 

Достижения  и противоречия западной цивилизации.   

Западную цивилизацию  исследователи называют по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Западное общество во многом противоположно традиционному обществу, хотя также имеет достаточно глубокие исторические корни.

Данная цивилизация  существует чуть более 300 лет. Сложившееся в европейском регионе интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу.

Информация о работе Будущее человечества. Глобальные проблемы современности