Евгеника - возможное будущее человечества или бесчеловечный эксперимент?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:01, доклад

Описание работы

Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий - чувственный)— это философская наука о чувственном восприятии прекрасного, которое создается, постигается и находит своё выражение в образах искусства. Она отражает эстетическую систему взглядов общества, проявляется во всех сферах деятельности и развивает в человеке творческое начало.

Файлы: 1 файл

Историческое представление о прекрасном.docx

— 23.65 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

Новосибирский филиал

Кафедра социально-культурного сервиса  и туризма

 

 

 

 

                                              Доклад

                                                           По дисциплине: «Этика и Эстетика»

На тему : ЕВГЕНИКА - ВОЗМОЖНОЕ БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

                  ИЛИ БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ?

 

 

 

                                                                                                                                Студентки 1 курса гр. № скс – 21

                                                                                                                      СОЛОВЬЁВОЙ Елены Михайловны

 

 

                                                                                                                                            Научный руководитель:

                                                                                                                                                           к.ф.н.,доцент

                                                                                                                       КВИТА Галина Николаевна

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011

                                  Понятие «Эстетика» и его значение

«Если бы всем одно и то же казалось вместе прекрасным и мудрым,то не было бы среди людей враждующего спора»

                                                                                                      Еврипид

Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий - чувственный)— это философская наука о чувственном восприятии прекрасного, которое создается, постигается и находит своё выражение в образах искусства. Она отражает эстетическую систему взглядов общества, проявляется во всех сферах деятельности и развивает в человеке творческое начало.

Термин «эстетика» происходит от слова aistetikos, что, в переводе с греческого, означает «относящийся к чувственному восприятию». В 1750 году немецкий философ-просветитель А.Г. Баумгартен впервые применил понятие «эстетика» в своем одноименном научном труде. Ученый определил эстетику, как науку о чувственном познании, высшая форма которого — красота.

С древних времен люди стремились к изучению и пониманию прекрасного. Не удивительно, что сама по себе эстетика появилась намного раньше, чем  ее научная трактовка. В античные времена предметом изучения эстетики была природа красоты и искусства; в эпоху Средневековья эстетика служила инструментом познания Бога; развитие эстетической мысли эпохи  Ренессанса связано с изучением  художественного творчества. Существование  общих понятий эстетики позволило  сформировать нормы искусства в  период Нового времени. До 18 века учение о прекрасном в Англии называлось «критика вкуса», а во Франции - «теория изящных искусств».

В настоящее время предметом  изучения эстетики является мир, который  нас окружает, в его эстетическом многообразии(природа, общество, искусство, человек и его деятельность). Всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, оценивается с эстетической точки зрения — поступки близких и незнакомых людей, цветы и деревья, здания, произведения искусства и многое другое. В процессе этой оценки формируется отношение к различным явлениям или объектам, которое называется эстетическим.

Эстетика прямо и косвенно влияет на творческий процесс, поскольку  объединяет в себе мировой опыт становления  искусства. Талант, подкрепленный знаниями, позволяет автору создать истинный шедевр.

Чувство прекрасного должно быть развито и у воспринимающей публики — читателей, зрителей, слушателей. Эстетическое восприятие поможет правильно понять мысль, которую художник, писатель, поэт или композитор пытался донести своим произведением. Эстетика формирует в нас художественную образованность, без которой невозможно в полной мере насладиться настоящим искусством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

  История Эстетики

              Фенормен античного мифа

Исторической предпосылкой,сформировавшей эстетическое сознание,стала мифология.

«…то есть такая  природа и такие общественные формы,которые уже сами по себе бессознательно-художественным образом переработаны народной фантазией»

                                                                                                Карл Маркс

Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни.Она была первой архаичной формой донаучного знания,от которого в дальнейшем отделились важнейшие области человеческого познания и творчества-философия,искусство,наука,религия ит.д.

В этот период в произведениях  первобытного искусства переплетались  реальные жизненные представления  с фантастическими(тотемными,первобытно-культовыми), конкретные образы с элементами отвлеченных представлений. Это было свидетельством рождения высших механизмов мышления и становления высших форм общественного сознания.

Примитивный характер производительной деятельности в архаическую эпоху  обусловливает мифологический тип  сознания.В нем мир воспримимается как всеобщая незыблемость всехвещей, которую община(род) отожествляла со всей природой.

«Ведь мифология-это  и есть понимание природы и  всего мира,как некой универсальной родовой общины»

                                                                                                   А.Ф.Лосев

Постепенное овладение человеком «… силами природы означает начало истории «духа» и конец чисто животного бытия»

                                                                                                             Кессиди Ф.Х.

Мифологическое сознание постепенно становится творческой деятельностью  всего рода,в которой отсутствуют различимые границы между объективной реальностью и воображением.

 

Мифология стала базой  развития искусства всех народов  мира,составляя,как,например,в Древней Греции,не только «…арсенал греческого искусства,но и его почву»

                                                                                                        Карл Маркс

Мифы подготовили соответствующий  уровень развития художественного  сознания членов общества,их способность создавать и осваивать художественные ценности.Из мифов художники черпали сюжеты для суоих образов,использовали и развивали уже найденные формы.

Дошедшие до нас памятники  художественной культуры Древнего Египта,Китая,Двуречья говорят и об определенных эстетических нормах и принципах,которыми руководствовались их создатели.

Осознание природы художественного  творчества,объяснение специфики эстетической деятельности,формирование категориального аппарата эстетики,возникновение первых эстетических теорий в европейской культуре начинается с античной Греции.

 Эстетика Древней Греции  и Рима

Греческая Эстетика времен античности складывается в течение  I тысячелетия до нашей эры в Восточной части Средиземноморья.В своем развитии она прошла 3 периода:архаический(VIII-Vii вв. до н.э.),классический(V-IV вв.до н.э.),эллинистический(IIIв.н.э.).Античная эстетика является одним из наиболее ярких проявлений культуры того времени.

В архаический пкериод воплощением гармонии и красоты выступает космос.Космос для греков был чувственно материален:был виден,слышим и осязаем.

Одной из первых философских  школ,разрабатывающих в том числе и эстетические понятия,была школа,основанная Пифагором(VI в.до н.э.).Пифагорейцы предположили,что в основе мира лежит некая абстракция-число( «бог-число», «вещь-число», «искусство-число» ит.д.),которая стала у пифагорейцев сущностью мира.

Таким образом,Пифагор и его последователи попытались объединить математику,гармонию и музыку в единую эстетическую сущность не только космоса,но и человеческой души,а также конкретной вещи.Учение пифаготрейцев о числовой гармонии-стало первой эстетической теорией античности.

Кульнимацией развития древнегреческой эстетической мысли стал классический период ее развития.Среди эстетиков того периода особо выделяются фигуры Сократа,Платона и Аристотеля.

Сократ(469-399 гг. до н.э.)развивал учение об эстетических категориях:прекрасное и гармония.По Сократу прекрасное-это то,что полезно,что имеет смысл.В своей теории Сократ особое место отводил прекрасному и гармоничному телом и духом человеку.Поэтому задачей искусства являлось воспроизведение единства гармоничной формы жизни с прекрасными свойствами духа человека.

Вопросы эстетики,а особенно категории «прекрасное», занимают значительное место в философском наследии Платона(427-347 гг. до н.э.).И если Сократ подчеркивал,что идея красоты непосредственно присуща сознанию человека,то у Платона красота-безлична,существует вечно,выступает как образец,порождающий прекрасные вещи. Полинно прекрасное,по его мнению,находится не в чувственном мире,а в мире идей.Прекрасная идея не изменяется,она находится вне пространства и времени.Кроме того,философ отрицал существование чувственных критериев прек4расного в вещах,предметах,являющихся,согласно его воззрению,лишь бледными копиями идей.

Основной вклад Платона  в развитие эстетики является то,что ключевые эстетические понятияфилософ связывал с искусством.Достоинства искусства,способного приносить пользу государству,Платон признает лишь за строгим художественным творчеством под контролем власти,образец которого он видел в искусстве Древнего египта.В книге»Государство» Платон сконцентрировал свое внимание на проблемах государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека.Ценносить искусства Платон видит не в эстетических достоинствах,а за его цели воспитания граждан.По его мнению,постичь сущность искусства могут только избранные.

Стройную эстетическую теорию в античной философии создал Аристотель(384-322 гг. до н.э.).Им были осмыслены многие эстетические категории.

Калокагатия(греч. kalos - красивый, прекрасный, agathos - добрый)-понятие обозначающее гармонию внешнего и внутреннего,которая является условием красоты человека. «Прекрасное» и «благое» сливаются у Аристотеля в новом термине,который ,по Аристотелю,является внутренним объединением морали и красоты на основе создания и использования материальных благ.

Кроме того,на основе «мимезиса»(подражания) философ подчеркивал познавательно-воспитательную роль искусства, музыки,трагедии и поэзии.

Искусство,по его мнению,непосредственно воспроизводит определенные этические качества и служит средством воспитания элиты,а также средством усмирения,подчинения,направления в нужное русло «демоса»(народа).Это с наибольшим эффектом может сделать трагедия.В произведениях искусства выражалось состояние очищения души «путем сострадания и страха».Именно в этом Аристотель видел огромную гуманистическую сущность искусства.

Эллинистический периодразвития античной эстетики нашел свое развитие в стоицизме(Зенон,Цицерон,Сенека),в эпикуреизме(Эпикур,Лукреций),в неоплатонизме(Плотин,Прокл).

Среди всего многообразия имен,концепций,сочинений особо выделяется римский поэт Квинт Гораций Фракк(65-8 гг. до н.э.),поклонник Эпикура,автор знаменитого «Послания к Пизонам».Трактат Горация представлял собой свод правил,которым должен следовать не только каждый поэт,но и вообще творец.Суть этих правил заключается в том,что любое произведение искусства должно быть содержательным.Основные идеи произведения,по мнению Горация,можно подчерпнуть только из греческих философских сочинений.Автор должен стремиться к правоподорбию замысла,любое нарушение гармонии,простоты,последовательности Горацием осуждалось.

Говоря об эстетических концепциях Древней Греции и Древнего Рима нельзя не сказать и о величайшем искусстве  этой эпохи,без которого невозможно себе представить,всю последующую историю художественной культуры человечества.Это искусство и поныне доставляет и глубокое эстетическое наслаждение и «…продолжает служить в известном отношении образцом и недосягаемой нормой»

                                                                                                               Карл Маркс

Это искусство достигло своих  вершин в Афинском демократическом  государстве.Оно создало идеал прекрасного и доблестного человека,то есть создало образ героя,совершенного нравственно и физически.Этот герой существовал в гармонии с окружающим миром,который поэтическая фантазия древних греков и римлян населила мифологическими существами,богами,наделенными чисто человеческими качествами:и благородными и отрицательными.

Информация о работе Евгеника - возможное будущее человечества или бесчеловечный эксперимент?